ГОСТ Р 57313-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Руководство по управлению инновациями
Innovation management. Guidelines for implementing the innovation management approach
ОКС 03.100.40, 03.100.50
Дата введения 2017-06-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1942-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Цели и задачи настоящего стандарта
Настоящий стандарт предназначен для оказания содействия организациям (предприятиям, научно-исследовательским центрам, информационным посредникам) в реализации систематического подхода по созданию ценности для всех сторон, заинтересованных в инновациях.
Основной целью настоящего стандарта является внедрение процессов и методов и применение наилучшей практики для содействия развитию креативности персонала, созданию инноваций и возможности управления ими.
Необходимым предварительным условием использования настоящего стандарта является желание организации использовать инновации в качестве основной идеи своего развития, что влечет за собой желание создать и/или поддерживать инновационную культуру в организации и мобилизацию необходимых человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
Настоящий стандарт могут использовать организации любых форм и размеров, в частности предприятия малого и среднего бизнеса, с целью внедрения системы инновационного менеджмента.
Настоящий стандарт может применяться для всех видов инноваций, например, продуктовых, в сфере услуг, процессных (технологических), организационных, в бизнес-моделях [далее - ПУТОМ (PSPOM)].
В зависимости от проекта некоторые этапы или области технического проектирования являются более или менее важными. В зависимости от формы организации заинтересованные стороны также отличаются друг от друга, процессы имеют разные уровни развития и детализации, а работы могут быть отданы на аутсорсинг. Поскольку положения настоящего стандарта основываются на наиболее распространенной и наиболее развитой модели, то есть модели крупной организации, которая руководит многочисленными проектами, пользователям настоящего стандарта следует самостоятельно позиционировать себя в предлагаемом обзоре.
Настоящий стандарт можно также использовать в качестве инструмента самооценки, внутреннего обучения и как методологическую поддержку для построения отношений с партнерами по инновационным проектам.
Положения настоящего стандарта не противоречат ГОСТ Р 56273.1-2014/CEN/TS 16555-1:2013 "Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента", который определяет общие рекомендации по внедрению системы инновационного менеджмента.
Структура и рекомендации по использованию разделов настоящего стандарта
Терминология определяет основные термины и понятия, используемые в области инновационного менеджмента.
Вступительные тексты и чертежи определяют инновационный подход в контексте настоящего стандарта и в соответствии с деятельностью организации, внедряющей у себя систему инновационного менеджмента. Они позволяют получить общую картину всех мероприятий инновационного менеджмента как на стратегическом, так и на операционном уровне.
Карты представляют ключевые элементы для реализации мероприятий инновационного менеджмента.
В приложении А сформулировано общее представление инновационной организации в своей экосистеме.
В приложении Б описаны методологический подход и инструменты, наиболее часто используемые в качестве вспомогательной основы инновационного менеджмента.
Прежде чем приступить к чтению карт, следует установить несколько общих принципов, которые применяются для комплексного процесса управления инновационными проектами:
- необходимо подчеркнуть важность качества управления и возможность привлечения руководящих структур, принимающих решение о выборе и сопровождении инновационных проектов, для обеспечения их соответствия общим стратегическим целям, их успешное распространение и обеспечение правильной капитализации результатов;
- инновация по своей природе является коллективной концепцией (набором действий), в реализации которой задействованы ресурсы не только самой организации, но и внешних заинтересованных сторон (определение понятия "инновация" см. в 3.6);
- данная коллективная концепция является предметом активной деятельности, превосходящей задачи, поставленные руководителем проекта, и, например, имеющей целью объединение ресурсов, компетенций (умений), навыков и опыта сотрудников организации, в то же время создающей условия для плодотворного сотрудничества с внешними субъектами. Возможно, возникнет необходимость создания в организации отдела инноваций, пока инновационная культура не установится на постоянной основе.
Каждый инновационный проект является источником образования особого сообщества, которое объединяет вовлеченные заинтересованные стороны (внутри или за пределами организации). Это сообщество пользуется авторитетом и содействием, в организации поддерживают его предприимчивость и креативность.
Инновационный менеджмент является частью общей системы менеджмента организации и вписывается в рамки организационного управления. Его целью является определение для организации (или группы организаций) необходимых действий, альтернатив и структур в рамках общей системы менеджмента организации для создания благоприятных условий в целях содействия становлению, принятию решений о проведении и успешному завершению инновационных проектов. Действия и решения по инновационному менеджменту разворачиваются на двух уровнях ответственности организации: стратегический инновационный менеджмент (включающий оценку и корректировку осуществляемых проектов) и операционный менеджмент инновационных проектов.
Эти действия объединяют планирование деятельности, определение обязанностей, наилучшей практики, процедур, процессов и ресурсов для достижения поставленных целей.
Инновационный менеджмент включает инструменты, методы и подходы, позволяющие организациям внедрять и развивать все виды инноваций, любые смежные направления, а также связи с научно-исследовательской деятельностью и развитием организации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 56273.1/CEN/TS 16555-1:2013 Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента
ГОСТ Р 56273.2/CEN/TS 16555-2:2014 Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования
ГОСТ Р 56273.4/CEN/TS 16555-4:2014 Инновационный менеджмент. Часть 4. Менеджмент интеллектуальной собственности
ГОСТ Р 57315 Инновационный менеджмент. Руководящие принципы для осуществления открытого инновационного подхода
ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 знания (knowledge): Совокупность сведений о чем-либо, основанных на рассуждении и поддающихся управлению. Объем знаний увеличивается пропорционально поступающей информации.
Примечание - Набор данных и информации с точки зрения некоторой определенной информационной технологии. Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает способность действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания существует знание неформализованное. Оно также может быть индивидуальным и коллективным.
3.2 креативность (creativity): Творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Примечания
1 В инновационном процессе креативность часто оказывается решающим фактором. В частности, она начинает применяться при возникновении инновационных проектов (генерация идей) или эпизодически для решения какой-либо проблемы. Таким образом, она должна быть интегрирована в технологический процесс и управляться организацией.
2 Диапазон идей очень широк: от творческого замысла до изобретения (например, от коммерческой идеи до новой методики управления производством).
3.3 проектирование (design): Вклад в инновационный менеджмент, касающийся, в частности, этапов разработки основных видов инноваций [ПУТОМ (PSPOM)] и состоящий в подходе, ориентированном в т.ч. на отражение наилучшей практики и опыта.
Примечание - Проектирование является стратегическим элементом инновационного менеджмента. Проектировочное мышление является одним из методов управления проектированием.
3.4 экосистема организации (ecosystem): Множество заинтересованных сторон и контекстных элементов (технологий, нормативных актов и т.д.), которые находятся во взаимодействии с организацией и/или могут оказывать влияние на ее стратегию.
3.5 карта проекта (project sheet): Дорожная карта или итоговый документ принятия организацией решения о запуске проекта. Карта служит "маршрутным листом" для команды проекта и основой для отчетов о продвижении в отношениях между заказчиком проекта (руководство организации или сторонний клиент) и руководителем проекта.
3.6 инновация (innovation): Реализация нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.
3.7 совместные инновации (collaborative innovation): Действия, цель которых заключается в выборе несколькими организациями-партнерами одного или нескольких инновационных проектов, принятии решения об их запуске и/или их осуществлении.
Примечание - Совместные инновации требуют, чтобы организации-партнеры пришли к соглашению о разделении рисков, объединении ресурсов и распределении прибыли от одного или нескольких инновационных проектов, являющихся предметом сотрудничества и, возможно, сформированной интеллектуальной собственности. Совместные инновации требуют особого управления в данном контексте.
3.8 внутренние инновации (internal innovation): Концепция, состоящая для организации в определении и обеспечении успешного завершения своих инновационных проектов своими собственными и/или внешними средствами, имеющимися в ее распоряжении.
3.9 открытые инновации (open innovation): Инновации, для реализации которых используются как внутренние, так и внешние идеи, как внутренние, так и внешние выходы на рынок.
Примечания
1 Интенсивность внедрения открытой инновации зависит от ситуации.
2 Концепция, состоящая во взаимодействии с экономическими, социальными, культурными и технологическими условиями с целью определения и мобилизации внешних ресурсов, необходимых для успешного завершения инновационных проектов, которые организация не смогла или не пожелала бы осуществить самостоятельно.
3.10 стратегический прогноз, SI-прогнозирование, стратегическое прогнозирование (strategic intelligence; SI): Результаты анализа стратегической информации, которые будут использованы для формирования стратегии организации (например, перспективного планирования, позиционирования, оценки влияния или защитных мер).
3.11 менеджмент знаний; МЗ (knowledge management): Дисциплинарный подход к достижению поставленных перед организацией целей путем оптимального использования знаний.
Примечание - Процесс, состоящий из всех действий, обеспечивающих возникновение, поиск, распространение, распределение, использование и капитализацию знаний, информации, опыта и квалификации в организации в целях сохранения и увеличения своего интеллектуального капитала и увеличения ценности.
3.12 бизнес-модель (business model): Абстрактное описание бизнес-пространства или его части, в котором представлены основные бизнес-процессы и коммерческие понятия, имеющие отношение к данному бизнес-пространству или его части.
3.13 организация (organization): Единый структурный комплекс ресурсов, функций, методов принятия решений в виде некоторой формы отношений (частная компания, ассоциация, государственный орган или объединение нескольких из этих образований и т.д.).
Примечание - Организация может быть государственной или частной. Примерами организаций могут быть компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
3.14 интеллектуальная собственность (intellectual property; IP): Совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), относящиеся:
- к произведениям в области искусства, литературным, научным и иным произведениям;
- программам для ЭВМ и базам данных;
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, фонограммам, радио- и телевизионным передачам и другим сообщениям в эфир или передаче по кабелю;