ГОСТ Р 56273.1-2014
/CEN/TS 16555-1:2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Часть 1
Система инновационного менеджмента
Innovation Management. Part 1. Innovation Management System
ОКС 03.100.40; 03.100.50
Дата введения 2015-03-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Закрытым акционерным обществом "Проектная ПРАКТИКА" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1859-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу CEN/TS 16555-1:2013* "Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента" (CEN/TS 16555-1:2013 "Innovation management. Part 1: Innovation management system", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Инновации - это ключ к успеху организации. Цель настоящего стандарта - направлять организации в их работе по внедрению, развитию и сопровождению базовой инфраструктуры для системы инновационного менеджмента (Innovation Management System; IMS). Разработка такой системы менеджмента позволит организациям становиться более инновационными и достигать больших успехов в реализации продуктов и услуг, планировании организационного процесса и инновационных бизнес-моделей, а также будет способствовать достижению качественных результатов, повышению ценности и конкурентоспособности организаций.
Внедрение системы инновационного менеджмента предоставляет организациям следующие преимущества:
- ускорение роста, увеличение доходов и прибыли от инноваций;
- новое мышление и новые ценности для организации;
- получение дополнительных преимуществ в результате лучшего понимания будущих рыночных потребностей и возможностей;
- помощь в идентификации и снижении рисков;
- повышение коллективной креативности и интеллектуального потенциала организации;
- получение дополнительных преимуществ в результате сотрудничества с партнерами в процессе инновационной деятельности;
- мотивация вовлечения сотрудников в деятельность организации и стимулирование работы в команде.
Система инновационного менеджмента включает в себя все мероприятия, необходимые для создания инноваций на непрерывной основе вне зависимости от размера организации. Ключевые элементы IMS:
- контекст организации;
- лидерство в руководстве инновациями и стратегией;
- планирование успеха инноваций;
- факторы, стимулирующие и способствующие инновациям;
- процесс инновационного менеджмента;
- оценка эффективности функционирования IMS;
- совершенствование IMS;
- методики инновационного менеджмента.
На рисунке 1 представлен концептуальный вид системы инновационного менеджмента, рассмотренной в настоящем стандарте.
Система инновационного менеджмента может быть автономной или интегрированной в базовый функционал и систему менеджмента организации, с тем, чтобы гарантировать достижение основных целей инновации, а также обеспечить мониторинг и повышение эффективности работы.
В процессе разработки настоящего стандарта особое внимание уделялось потребностям малых и средних предприятий.
Context of the organization (clause 4) | Контекст организации (раздел 4) |
Organization | Организация |
Leadership for innovation. Innovation strategy (clause 5) | Лидерство в инновациях. Инновационная стратегия (раздел 5) |
Enabling factors (clause 7) | Способствующие факторы (раздел 7) |
Innovation management techniques (clause 11) | Методики инновационого менеджмента (раздел 11) |
Ideas | Идеи |
Innovation process (clause 8) | Инновационный процесс (раздел 8) |
Innovation results | Результаты инновации |
Planning (clause 6) | Планирование (раздел 6) |
Assessment (clause 9) | Оценка (раздел 9) |
Improvement (clause 10) | Совершенствование (раздел 10) |
Рисунок 1 - Ключевые элементы рассматриваемой системы инновационного менеджмента
Настоящий стандарт определяет общие руководящие указания по созданию и сопровождению системы инновационного менеджмента (IMS). Настоящий стандарт можно использовать во всех организациях государственного и частного секторов вне зависимости от сферы их деятельности, типа или размера.
Настоящий стандарт предоставляет руководство по:
- пониманию контекста организации;
- обеспечению лидерства и вовлеченности высшего руководства;
- планированию успеха инновационной деятельности;
- идентификации и использованию способствующих и стимулирующих факторов;
- разработке процесса инновационного менеджмента;
- оценке и совершенствованию функционирования системы инновационного менеджмента;
- пониманию и использованию методик инновационного менеджмента.
Использование настоящего стандарта позволит организации повысить осведомленность о значимости IMS, внедрить IMS в своей организации, расширить собственные инновационные возможности и, в конечном итоге, получить больше ценностей для организации и заинтересованных сторон.
Примечание - Система инновационного менеджмента, рассмотренная в настоящем стандарте, соответствует структуре "PDCA" (Plan - Do - Check - Act; Планируй - Делай - Проверяй - Действуй). Поэтому данная система может быть интегрирована с другими стандартизованными системами менеджмента, существующими в организациях, например, системы ИСО 9001, ИСО 14001 и т.д.
Нормативные ссылки отсутствуют.
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инновация (innovation): Внедрение нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.
3.2 система инновационного менеджмента (innovation management system; IMS): Множество взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации, необходимых для выработки политик и целей в области инноваций, а также процессов достижения поставленных целей.
Организация должна выявлять внешние и внутренние проблемы, соответствующие ее целям и оказывающие влияние на ее способность решать задачи в части IMS. Организация должна оценить границы применимости и саму возможность применимости IMS и определить ее содержание.
Организация должна регулярно изучать и анализировать внешние условия для идентификации настоящих и будущих проблем и возможностей. Внешний анализ затрагивает следующие аспекты:
- рыночные (потребности пользователей, конкурентов, партнеров, поставщиков и т.д.);
- технические (интеллектуальная собственность, стандарты, научные разработки и т.д.);
- политические (законодательство, нормативная база, взаимодействие с государственными и региональными органами управления и т.д.);
- экономические (макроэкономическая ситуация, финансирование, возможности снижения налогов и т.д.);
- социальные (демография, разнообразие, тренды, жизнеспособность и т.д.).
Организация должна регулярно анализировать свои текущие и будущие возможности в части инновационного менеджмента. Аспекты внутреннего анализа включают:
- существующую практику менеджмента и использование других стандартов систем менеджмента;
- культурные аспекты, такие как отношение людей к инновациям и обязательства по ним на различных уровнях организации; эффективность внутреннего сотрудничества;
- аспекты практической реализуемости, такие как существующие и необходимые компетенции, производственные мощности, оборудование и возможности вложения (инвестирования) средств (связанные с инновациями);
- операционные аспекты, такие как модели ведения бизнеса, технологические процессы, продукты и услуги, включая соображения устойчивого развития;
- аспекты производительности и результативности, такие как успехи и неудачи недалекого прошлого.
Примечание - Для целей настоящего раздела также важно применение стратегического и инновационного образа мышления (см. 11.2).
Организация должна определить заинтересованные стороны, связанные с IMS, идентифицировать их потребности, ожидания и требования.
Заинтересованные стороны делятся на внешние по отношению к организации (например, партнеры, поставщики, дистрибьюторы, исследовательские организации, заказчики и пользователи, общественные организации и т.д.) и внутренние (например, сотрудники, высшее руководство, подразделения организации, акционеры и т.д.).
Заинтересованные стороны нужно вовлечь в работу, проконсультироваться с ними, чтобы идентифицировать их потребности и ожидания, которые могут быть явными или неявными. Для организации особенно важно понять не только официально заявленные потребности заказчика и пользователя, но также их неудовлетворенные и не подвергнутые анализу потребности.
Примечание - Для целей настоящего раздела важно также рассмотрение стратегического и инновационного мышления (см. 11.2 и 11.3).