ГОСТ Р ИСО 9241-161-2016
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА
Часть 161
Элементы графического пользовательского интерфейса
Ergonomics of human-system interaction. Part 161. Visual user-interface elements
ОКС 13.180
Дата введения 2017-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1580-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-161:2016* "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 161. Руководство по элементам графического пользовательского интерфейса" (ISO 9241-161:2016 "Ergonomics of human-system interaction - Part 161: Guidance on visual user-interface elements", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
У различных разработчиков интерактивных систем использование, наименование и понимание элементов интерфейса пользователя значительно отличаются. В результате пользователям приходится иметь дело с элементами, которые отличаются способами клавиатурного ввода и управления особенностями работы с компьютерной мышью, визуальным представлением функций и вариантами управления элементами интерфейса. Единообразный характер работы элементов, их функциональность и представление крайне важны для удобства использования пользовательских интерфейсов. Для обеспечения качественной совместной работы различных специалистов при выполнении человеко-ориентированного проектирования необходимы дополнительные усилия всех заинтересованных сторон. Общее определение графических элементов интерфейса пользователя и критерии их выбора, а также использования, можно рассматривать как усилия по поддержке сотрудничества и обеспечению прочной основы для профессионального диалога. Необходимо отметить, что настоящий стандарт не устанавливает стиль изображения элементов пользовательского интерфейса и не ограничивает свободу творчества разработчиков. Кроме того, положения настоящего стандарта не зависят от особенностей разработки, поэтому для соответствия настоящему стандарту не следует придерживаться каких-либо стилистических рекомендаций при разработке пользовательского интерфейса и технологий его реализации.
Целью настоящего стандарта является предоставление информации о графических элементах пользовательского интерфейса, что может помочь при управлении проектированием или при модернизации программного обеспечения и разработке требований к пользовательскому интерфейсу, руководству по стилю и визуальному отображению распознавания, планированию и разработке эффективных, результативных и удовлетворяющих пользователя интерактивных систем.
Визуальные элементы интерфейса пользователя, описанные в настоящем стандарте, дополняют существующие подходы, методы и процессы в области проектирования систем. Их можно использовать при любом подходе к созданию пользовательского интерфейса, вне зависимости от применяемой технологии.
В таблице 1 представлены три основных составляющих интерфейса пользователя, которым при проектировании разработчики уделяют внимание.
Таблица 1 - Три основных элемента интерфейса пользователя
В настоящем стандарте рассмотрены графические элементы интерфейса пользователя и установлены требования и рекомендации по их использованию. В стандарте рассмотрены также программные компоненты интерактивных систем и даны рекомендации, позволяющие сделать взаимодействие человек-система максимально удобным.
В стандарте приведен исчерпывающий перечень универсальных графических элементов интерфейса пользователя, независимо от особенностей конкретного диалога, метода ввода, визуализации, платформы или способа реализации. Стандарт допускает возможность разработки дополнительных элементов интерфейса пользователя. В стандарте также рассмотрены производные элементы интерфейса пользователя, их наборы и состояния. В стандарте приведены требования и рекомендации по выбору, использованию и зависимости элементов интерфейса пользователя от их применения. Стандарт применим для любых интерактивных систем независимо от того, являются ли они неподвижными/фиксированными, портативными или мобильными.
В настоящем стандарте не приведено детальное описание методов проектирования элементов интерфейса пользователя. В стандарте не рассмотрены детали внедрения (например, графический дизайн элементов) и взаимодействия элементов для конкретных методов и технологий. В стандарте рассмотрены вопросы декоративного оформления интерфейса пользователя, которые имеют отношение исключительно к эстетическим аспектам пользовательского интерфейса (например, фоновые изображения).
Настоящий стандарт предназначен для использования ответственными за выбор и реализацию визуальных элементов интерфейса пользователя в интерактивных системах и их анализ. Стандарт также предназначен для использования при планировании и проектировании экранов пользовательского интерфейса, связанных с платформой. В стандарте также приведено руководство для специалистов в области эргономики, человеческого фактора и удобства использования, участвующих в человеко-ориентированном проектировании. В стандарте рассмотрены технические вопросы в объеме, необходимом для понимания пользователем важности выбора и применения элементов интерфейса в процессе проектирования в целом.
В приложении А приведен контрольный перечень, который может быть использован для поддержки заявления соответствия настоящему стандарту.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 9241-143:2012, Ergonomics of human-system interaction - Part 143: Forms (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 143. Формы)
ISO 9241-171:2008, Ergonomics of human-system interaction - Part 171: Guidance on software accessibility (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 171. Руководство по доступности программного обеспечения)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 доступность (интерактивной системы) (accessibility <interactive system>): Удобство использования продукции, услуги, окружения или других активов людьми с различным набором возможностей.
Примечание 1 - Концепция доступности охватывает весь диапазон возможностей пользователей и не ограничивается пользователями, официально признанными инвалидами.
Примечание 2 - Концепция доступности, ориентированная на удобство использования, направлена на достижение таких уровней эффективности, результативности и удовлетворенности, которые настолько высоки, насколько это возможно, с учетом конкретных условий области использования, а также с учетом полного спектра возможностей совокупности пользователей.
[ИСО 9241-171:2008]
3.2 действие по умолчанию (default action): Заранее определенное действие с объектом или набором объектов (включая диалоговое окно в целом), которое выполняется, если пользователь активирует механизм его запуска.
[ИСО 9241-143:2011]
Пример - В поисковом приложении нажатие клавиши Enter равносильно нажатию на кнопку "Поиск".
3.3 область отображения (canvas): Область на экране, используемая для отображения или манипулирования данными, элементами интерфейса пользователя или для ввода пользователем данных.
3.4 зона щелчка (клика) (click zone): Область интерфейса пользователя, активируемая с помощью устройства ввода.
3.5 деактивация (deactivation): Операция с элементом интерфейса пользователя, которая переводит элемент в состояние, при котором пользователь не может изменять или вводить данные, используя этот элемент.
3.6 диалог (dialogue): Взаимодействие пользователя с интерактивной системой, представляющее собой последовательность действий пользователя (ввод) и ответных реакций системы (вывод), направленное на достижение установленной цели.
Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но также и действия, связанные с навигацией.
Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и содержание (семантику) взаимодействия.
[ИСО 9241-110:2006]
3.7 элемент формы (form element): Элемент интерфейса пользователя, относящийся к форме.
[ИСО 9241-143:2011]
3.8 форма (form): Структурированное отображение полей и других элементов интерфейса пользователя, которые пользователь читает, заполняет, изменяет, или из которой выбирает записи.
Пример - Пользователь осуществляет вышеперечисленные действия с помощью кнопок выбора или радиокнопок.
[ИСО 9241-143:2011]
3.9 структура формы (form structure): Организация или способ размещения информации на отдельной форме или наборе форм и взаимосвязь между формами для навигации пользователя.
[ИСО 9241-143:2011]
3.10 ховер-область (hover area): Область интерфейса пользователя, чувствительная к наведению на нее указателя.
Примечание 1 - В интерфейсах экранов, восприимчивых к прикосновениям, ховер-эффект не используют. Необходимо рассматривать альтернативные способы выделения соответствующего элемента.
3.11 ховер-эффект (hover effect): Изменение отображения элемента интерфейса пользователя при наведении на него указателя/курсора.
3.12 список (перечень) (list): Перечисление объектов (единиц информации) из некоторого набора.
Примечание - В зависимости от задачи списки бывают сортированные и несортированные.
3.13 навигация (navigation): Возможность перемещения от одного элемента интерфейса пользователя к другому в пределах интерфейса пользователя и внутри интерактивной системы.
3.14 средство выбора (пикер) (picker, selector, chooser): Элемент интерфейса пользователя, обеспечивающий выбор форматированных данных
Примечание 1 - Примерами форматированных данных являются цветовые значения, даты, время.
3.15 указательное устройство (pointing device): Устройство, преобразующее управляющие действия человека в управляющие действия на экране дисплея.
Примечание 1 - В настоящее время в зависимости от применяемой технологии в качестве указательных устройств могут быть использованы не только механические устройства, но и различные части человеческого тела (например, пальцы, руки).
Примечание 2 - Указательные устройства обычно имеют кнопки, используемые для активации или манипулирования элементами интерфейса пользователя.
Примечание 3 - Практически любые аппаратные средства можно использовать для управления указателем с соответствующим программным обеспечением.
[ИСО 9241-16:1999]
3.16 состояние, статус (state, status): Конкретное состояние объекта.
[ИСО 11064-5]
3.17 область касания (touch area): Область интерфейса пользователя, восприимчивая к прикосновениям пользователя.
3.18 элемент интерфейса пользователя (user-interface element, user-interface object): Объект интерфейса пользователя, отображаемый пользователю с помощью программного обеспечения.
Пример - Текст, график, элемент управления.
Примечание 1 - Элементы интерфейса пользователя могут быть интерактивными и не интерактивными.
Примечание 2 - Все объекты, относящиеся к задаче, являются элементами интерфейса пользователя. Элемент интерфейса пользователя может быть визуальным представлением или механизмом взаимодействия с объектом задачи (например, письмом, заказом на продажу, электронной деталью или электрической схемой) или с объектом системы (например, принтером, жестким диском или сетевым соединением). Пользователь может иметь возможность непосредственного манипулирования некоторыми элементами интерфейса пользователя.
Примечание 3 - Элементы интерфейса пользователя в графическом интерфейсе пользователя включают и базовые объекты (например, заголовки окон, пункты меню, кнопки, изображение карты, редактируемые текстовые поля) и контейнеры (такие как окна, меню, группы взаимоисключающих переключателей, составные изображения, которые состоят из нескольких небольших изображений). Элементы пользовательского интерфейса в звуковом интерфейсе пользователя включают в себя меню, пункты меню, сообщения и запросы действий.
[ИСО 9241-171:2008]