ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ
Требования безопасности
Часть 1
Системы хранения энергии аккумуляторные бортовые
Electrically propelled road vehicles. Safety specifications. Part 1. On-board rechargeable energy storage systems
ОКС 29.220.99;
43.120
ОКП 34 8000
Дата введения 2017-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2016 г. N 1379-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6469-1:2009* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Система хранения энергии аккумуляторные бортовые" (ISO 6469-1:2009 "Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 1: On-board rechargeable energy storage system (RESS)", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к аккумуляторным системам хранения энергии (СХЭА), находящихся на борту транспортных средств на электрической тяге, в том числе к аккумуляторным батареям электромобилей (ЭМА), СХЭА электромобилей на топливных элементах (ЭМТ) и гибридных электромобилей (ЭМГ), для обеспечения защиты людей внутри и вне автомобиля и окружающей среды. Маховики не включены в область применения этой части ИСО 6469.
Настоящий стандарт не распространяется на СХЭА для мотоциклов и транспортных средств, не предназначенных для использования в качестве дорожных, таких как подъемно-транспортные машины или вилочные погрузчики.
Стандарт устанавливает требования только к СХЭА для транспортных средств на электрической тяге с электрическими цепями напряжения класса В (см. 3.18).
Стандарт не устанавливает требования безопасности для персонала, участвующего в производстве, техническом обслуживании и ремонте.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных ссылок следует использовать последнее издание указанного документа, включая все поправки.
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 6469-3 Electric road vehicles - Safety specifications - Part 3: Protection of persons against electric shock (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Защита персонала от поражения электрическим током)
ISO 7010 Graphical symbols - Safety colors and safety signs - Safety signs used in workplaces and public areas (Символы графические. Цвета и знаки безопасности. Зарегистрированные знаки безопасности)
ISO 20653 Road vehicles - Degrees of protection (IP-Code) - Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access (Транспорт дорожный. Степени защиты (IP-code). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вспомогательная электрическая система (auxiliary electric system): Бортовая система автомобиля иная, чем двигательная установка, которая работает на электрической энергии.
3.2 аккумуляторный электромобиль; ЭМА (battery electric vehicle; BEV): Электрическое транспортное средство, для приведения в движение которого в качестве единственного источника энергии использована аккумуляторная тяговая батарея (3.17).
Примечание - Аббревиатуру ЭМА обычно сокращают до ЭМ.
3.3 проводящая часть, проводник (conductive part, conductor): Часть конструкции, способная проводить электрический ток.
3.4 длина пути утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние вдоль поверхности твердого изоляционного материала между двумя проводящими частями (3.3).
3.5 прямой контакт (direct contact): Контакт людей с токоведущими частями.
3.6 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части автомобиля, потенциал которых является опорным.
3.7 электропривод (electric drive): Сочетание тягового двигателя и связанной с ним силовой электроники для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.
3.8 электроэнергетическая система (electric power system): Электрическая цепь, содержащая источники электрической энергии (например, стеки топливных элементов, батареи) (3.17).
3.9 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.7) для приведения его в движение.
3.10 открытая проводящая часть (exposed conductive part): Проводящая часть, до которой можно коснуться испытательным зондом, см. ИСО 20653.
3.11 электромобиль на топливных элементах; ЭМТ (fuel-cell vehicle; FCV): Электрическое транспортное средство, для приведения в движение которого в качестве источника энергии использована система топливных элементов.
Примечание - ЭМТ для приведения в движение транспортного средства может дополнительно иметь СХЭА или иной источник энергии.
3.12 гибридный электромобиль; ЭМГ (hybrid electric vehicle; HEV): Транспортное средство, для приведения в движение которого использована энергия от двух источников: одним из которых является СХЭА (3.16), а другим - любой вид топлива.
Пример - Типичными представителями являются двигатели внутреннего сгорания и системы топливных элементов.
3.13 система контроля сопротивления изоляции (insulation-resistance monitoring system): Система, которая периодически или непрерывно контролирует сопротивление изоляции между токоведущими частями (3.14) и электрическим шасси (3.6).
3.14 токоведущая часть (live part): Проводник или проводящая часть (3.3), предназначенная при обычном использовании для работы под напряжением.
Примечание - "Под напряжением" означает, что такой проводник или проводящая часть может иметь электрический потенциал относительно электрического шасси (3.6).
3.15 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение переменного среднеквадратичного напряжения или постоянного напряжения, которое может возникнуть в электрической системе при любых нормальных условиях эксплуатации в соответствии с техническими условиями изготовителя, без учета переходных процессов.
3.16 система хранения энергии аккумуляторная; СХЭА (rechargeable energy storage system; RESS): Перезаряжаемая система, которая хранит электрическую энергию для последующего использования.
Пример - Аккумуляторные батареи, конденсаторы.
3.17 тяговая батарея, аккумуляторная батарея (traction battery, propulsion battery, battery): Совокупность всех тяговых аккумуляторных батарей, которые электрически соединены, для того, чтобы обеспечить питание электроприводов и, возможно, вспомогательных электрических систем (3.1).