ГОСТ 33554-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
СОДЕРЖАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ КАБИНЫ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ
Технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Pollutants content in the interior of driver's cab and passenger compartment. Technical requirements and test methods
МКС 13.040.30
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2016 г. N 683-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33554-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает нормы, методы испытаний и измерений загрязняющих (вредных) веществ в воздухе обитаемого помещения (далее - кабины, отделения водителя, пассажирского помещения, салона) транспортных средств.
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категорий М, N, , в соответствии с [1] с двигателями внутреннего сгорания, имеющие закрытое обитаемое помещение и максимальную расчетную скорость не менее 25 км/ч.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.578 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений содержания компонентов в газовых средах
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 загрязняющее вещество; ЗВ: Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
3.2 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе.
3.3 класс опасности загрязняющего вещества: Классификационный код, характеризующий степень опасности загрязняющего вещества как вредного вещества - источника химического воздействия на организм.
_______________
Термины "загрязняющее вещество" и "вредное вещество" в рамках настоящего стандарта являются идентичными.
Примечание - В соответствии с ГОСТ 12.1.007 по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:
1 - чрезвычайно опасные;
2 - высокоопасные (в частности, формальдегид , диоксид азота );
3 - умеренноопасные (в частности, оксид азота NO);
4 - малоопасные (в частности оксид углерода СО, предельные углеводороды от метана до гептана СН-СН).
3.4 транспортное средство; ТС: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3.5 тип транспортного средства в отношении содержания загрязняющих веществ в кабине водителя и пассажирском помещении: Транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении характеристик:
- изготовителя (производителя) ТС;
- типа ТС, установленного производителем;
- категории ТС (М или N);
- конструкции кабины, в том числе наличия (отсутствия) спального места для ТС категорий , ;
- расположения двигателя для ТС категорий М, N;
- двигателя (тип топлива, рабочий процесс);
- положения выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) ТС.
Примечание - Характеристики ТС представлены в техническом описании в отношении содержания загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения в соответствии с приложением А.
3.6 тип транспортного средства, установленный производителем: Тип транспортного средства, характеризующийся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в общем техническом описании.
3.7 обитаемое помещение: Внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров (пассажирское помещение, салон, кабина, отделение водителя).
3.8 пассажирское помещение (салон): Основное внутреннее помещение транспортного средства, предназначенное для размещения только пассажиров либо пассажиров и водителя.
3.9 отделение водителя: Пространство, которое предназначено исключительно для пользования водителем и в котором расположены сидение водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления ТС.
3.10 кабина водителя: Обособленное пространство на транспортном средстве категории N, предназначенное для размещения водителя и сопровождающих лиц и характеризующееся наличием сиденья(ий) для водителя, пассажира(ов), а также (опционно)-спального(ых) места(мест) и устройств жизнеобеспечения (например, кухня, умывальник, туалет - для ТС категории ).
3.11 кузов: Часть конструкции транспортного средства, предназначенная для размещения и защиты пассажиров, груза или спецоборудования.
3.12 система климат-контроля: Совокупность устройств для поддержания в автоматическом режиме заданных тепловых условий в обитаемом помещении.
3.13 система очистки воздуха: Техническое средство, обеспечивающее очистку воздуха от загрязняющих веществ в обитаемом помещении транспортного средства.
3.14 средство измерений; СИ: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
3.15 зона дыхания: Пространство в радиусе до 50 см, расположенное в передней полусфере по отношению к лицу водителя (пассажира) ТС.
3.16 экспресс-анализ: Анализ загрязняющих веществ непосредственно в зоне нахождения анализируемого объекта методом прямого измерения.
3.17 лабораторный химический анализ: Анализ загрязняющих веществ, проводящийся с использованием стационарного газоаналитического оборудования.
3.18 пробоотборные устройства; ПУ: Аспирационные устройства (электроаспираторы, насосы), предназначенные для отбора проб воздуха.
3.19 пробоотборные трубки: Гибкие трубки (шланги), изготовленные из инертных материалов (силикона, фторопласта).
3.20 поглотительные емкости: Устройства, предназначенные для отбора проб воздуха, вместимостью не менее 0,1 дм [эластичные емкости (мешки), пипетки], изготовленные из газонепроницаемых инертных материалов (стекла, фторопластовой пленки, полиамида и др.).
3.21 концентратор: Металлический, полимерный или стеклянный патрон, заполненный материалами, адсорбирующими и концентрирующими загрязняющие вещества (например, активированным углем, силикагелем, полимерным сорбентом, оксидом алюминия).
3.22 концентрация загрязняющего вещества, мг/м: Массовая концентрация загрязняющего вещества.
3.23 методика измерений; МИ: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений загрязняющих веществ с установленными показателями точности.
4.1 Предельное содержание ЗВ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения ТС не должно превышать значений их предельно допустимых концентраций ().
4.2 Номенклатура ЗВ, регламентируемых настоящим стандартом, определяется типом двигателя.
Номенклатура ЗВ, значения их и типы двигателей ТС, в отношении которых осуществляется проверка, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Нормируемые ЗВ | , мг/м | Типы двигателей*, в отношении которых осуществляется проверка |
Формальдегид | 0,05 | 3, 4, 5 |
Диоксид азота | 0,2 | 1, 2, 3, 4, 5 |
Оксид азота NO | 0,4 | 1, 2, 3, 4, 5 |
Оксид углерода СО | 5,0 | 1, 2, 3, 4, 5 |
Углеводороды: предельные | ||
() | 50,0 | 1, 2, 3 |
Метан | 50,0 | 3, 5 |
* Типы двигателей: 1 - двигатели с искровым зажиганием, работающие на бензине; 2 - двигатели с искровым зажиганием, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ); 3 - двигатели с искровым зажиганием, работающие на компримированном природном газе (далее - КПГ); 4 - двигатели с воспламенением от сжатия (дизели); 5 - двигатели с воспламенением от сжатия, работающие на смешанном топливе (дизельное топливо+КПГ). |