Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ 33555-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Автомобильные транспортные средства


ШУМ ВНУТРЕННИЙ


Допустимые уровни и методы испытаний


Motor vehicles. Internal noise. Permissible levels and methods of tests

     

МКС 03.220.20

Дата введения 2017-04-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
     
     В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий , , , , , , , в соответствии с [1]. Стандарт не распространяется на АТС, конструкция которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды ни в одном из вариантов своего состояния, за исключением воздухообмена через элементы системы вентиляции, отопления и кондиционирования, а также через неплотности, вызванные особенностями конструктивного исполнения или соединений деталей.

Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов АТС, который может оказывать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).

3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент АТС, участвующий в формировании звукового излучения и/или вибраций и/или их передаче от источника к кабине (пассажирскому помещению), способный оказать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).

Примечание - Примеры элементов системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного вала, главной передачи, колесных редукторов; системы снижения шума впуска воздуха и шума выпуска отработавших газов, глушители шума истечения воздуха из пневмосистемы, перегородки в пассажирском помещении; вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т.п.

3.3 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

3.4 масса АТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего АТС с кузовом и сцепным устройством в случае буксирующего АТС либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - члена экипажа (75 кг), если в АТС для него предусмотрено сиденье согласно [1].

3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя, кВт, определенная по [2].

3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя(ей), кВт, приведенная к единице технически допустимой максимальной массы АТС, кг, умноженная на 1000.

     4 Допустимые уровни внутреннего шума

4.1 АТС одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в характеристиках:

- конструкции и материала кузова, места установки двигателя, основных элементов шасси (например, рамы и элементов крепления на ней кузова), элементов упругой подвески двигателя (силового агрегата) и узлов трансмиссии;

- длины и ширины АТС;

- типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя, типа электродвигателя (вид тока, мощность, частота вращения и т.п.), типа силовой установки;

- системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС): глушители, резонаторы, нейтрализаторы, подвижные соединения и элементы крепления системы выпуска;

- системы впуска воздуха ДВС (глушители, резонаторы, воздухозаборники);

- системы истечения воздуха из тормозной системы после срабатывания пневмоаппаратов (глушители, отводные трубки);

- наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении АТС (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее - вентиляционная установка);

- конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;

- других систем, влияющих на образование внутреннего шума (например, перегородки в пассажирском помещении, элементов конструкций, состоящих из вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов).

4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187.

Допустимые уровни внутреннего шума АТС, измеренные при движении, приведены в таблице 1.

4.3 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категории допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.

4.4 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категорий , , , , допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.

4.5 Для АТС категории с технически допустимой максимальной массой до 2000 кг с удельной мощностью на единицу массы более 75 в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА.

4.6 Для АТС категории с удельной мощностью на единицу массы более 110 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.

Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 1, указываются в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю (например, в "Руководстве по эксплуатации").

Таблица 1 - Допустимые уровни внутреннего шума АТС

Категории АТС

Допустимый уровень звука, дБА

1 АТС категории с компоновкой кузова вагонной или полукапотной

79

2 АТС категории с компоновкой кузова, за исключением указанных в пункте 1

77

3 АТС категорий и с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр - на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении

79

4 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, - на рабочем месте водителя

77

5 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам II, III и В, - в пассажирском помещении

79

6 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам I и А, - в пассажирском помещении

81

7 АТС категории технически допустимой максимальной массой не более 2000 кг

79

8 АТС категории , за исключением указанных в пункте 7

81

9 АТС категорий и при наличии спального места в кабине

78

10 АТС категорий и , за исключением указанных в пункте 9

81

11 Квадрициклы (категорий , ) с закрытым кузовом

86

4.7 АТС, в отношении которых применены положения 4.5 и 4.6, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на АТС, предоставляемой покупателю.

4.8 Для АТС специального назначения по [1] (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе АТС категории М, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового АТС. Для таких же АТС, изготовленных на базе АТС категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБА.