ГОСТ 33549-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОНТЕЙНЕРЫ-ЦИСТЕРНЫ С ЕМКОСТЬЮ ИЗ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Технические требования и методы испытаний
Tank-containers with tank of composite materials. Technical requirements and test methods
МКС 55.180.10
Дата введения 2017-03-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Промтрансниипроект" (ЗАО "Промтрансниипроект")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 488-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33549-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1.1 Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний контейнеров-цистерн, предназначенных для транспортирования жидкостей железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в прямом и смешанном сообщениях.
Требования настоящего стандарта являются минимальными. Контейнеры-цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, должны соответствовать и другим международным и национальным требованиям, установленным компетентными органами.
1.2 Типы контейнеров-цистерн, требования к которым установлены в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Типы контейнеров
Тип груза и код типа контейнера ИСО | Минимальное испытательное давление, кПа | |
Жидкости | ||
неопасные | опасные | |
Т0 | 45 | |
Т1 | Т3 | 150 |
Т2 | Т4 | 300 |
Т5 | 400 | |
Т6 | 600 | |
Маркировка кода типа контейнера ИСО не означает одобрение каким-либо компетентным органом транспортирования специфических грузов или продукции, которые могут перевозиться в контейнере-цистерне. Код типа зависит только от испытательного давления. |
1.3 Требования по маркировке контейнеров-цистерн должны соответствовать требованиям, изложенным в [1]*.
________________
* Поз.[1]-[4] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 14249 Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность
ГОСТ 20527 Фитинги угловые крупнотоннажных контейнеров. Конструкция и размеры
ГОСТ 31314.3 Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями в соответствии с [2]:
3.1 контейнер-цистерна: Контейнер, состоящий из следующих основных элементов: цистерны из композитного материала и стального каркаса.
3.2 каркас: Конструкция, состоящая из торцевых рам - несущих элементов, защищающих цистерну, способная выдерживать статические и динамические нагрузки, возникающие при подъеме, перегрузке, закреплении и транспортировании контейнера-цистерны, но не предназначенная заключать в себе транспортируемый груз.
3.3 цистерна: Монолитная конструкция из композита с цилиндрическими "юбками" для соединения сосуда с торцевыми рамами каркаса контейнера (рисунок Б.6).
3.4 отсек: Секция цистерны, образованная оболочкой, днищем и переборками.
3.5 газ: Газ или насыщенные пары с абсолютным давлением испарения выше 300 кПа при температуре 50°С.
3.6 жидкость: Жидкое вещество с абсолютным давлением испарения не более 300 кПа при температуре 50°С.
3.7 опасные грузы: Вещества, классифицированные как опасные Комитетом экспертов ООН по транспортированию опасных грузов или уполномоченным национальным органом.
3.8 компетентный орган: Орган, назначенный правительством для выполнения задач по проведению технического контроля за контейнерами-цистернами.
________________
Национальным органом Российской Федерации является Российский морской регистр судоходства, уполномоченный осуществлять технический контроль за контейнерами массой брутто 10 т и более в соответствии с положениями Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 г., а также за выполнением требований Международного кодекса морской перевозки опасных грузов.
3.9 максимальное допустимое рабочее давление: Давление, установленное для данного типа цистерн и предписанное компетентным органом или ответственным лицом. Цистерну нельзя использовать при давлении выше указанного.
3.10 испытательное давление: Манометрическое давление, при котором испытывают цистерну.
3.11 общая вместимость: Объем воды, полностью заполняющий цистерну при 20°С.
3.12 незаполняемый объем: Часть общей емкости цистерны, не заполненная грузом. Выражается в процентах от общей емкости.
3.13 запорное устройство: Устройство, закрывающее отверстие в цистерне.
Наружные размеры контейнеров-цистерн и допуски к ним должны соответствовать указанным в [3]: 1AA, 1BB, 1CC, 1EE. Все конструктивные элементы контейнеров-цистерн, включая их оборудование, не должны превышать установленные наружные размеры.
Максимальная масса брутто контейнера R должна соответствовать указанной в [3]: 1AA, 1BB, 1CC (30480 кг).
Все контейнеры-цистерны должны удовлетворять следующим требованиям в отношении каркаса, конструкции цистерны и любых дополнительных устройств.
5.1.1 Способность цистерны выдерживать заданные конструкционные нагрузки следует определять расчетом и подтверждать опытным путем.
5.1.2 Схемы действия нагрузок при испытаниях приведены в ГОСТ 31314.3 (приложение А).
5.1.3 Требования прочности угловых фитингов приведены в ГОСТ 20527.
5.1.4 Контейнер-цистерна должен выдерживать испытательные нагрузки, указанные в разделе 6.
5.1.5 Каждый контейнер-цистерна должен выдерживать воздействие сил инерции содержащегося в нем груза, возникающих в результате движения транспорта. При проектировании данные воздействия можно принять равными нагрузкам: 2Rg - в продольном направлении, Rg - в поперечном направлении и 2Rg - в вертикальном направлении.
________________
См. примечание в 6.1.1.
Эти нагрузки можно рассматривать как равномерно распределенные и действующие через геометрический центр цистерны. Вертикальные нагрузки - это общие нагрузки, включающие динамические воздействия.
Вышеуказанные нагрузки не увеличивают давление в паровом пространстве. При проектировании может быть использована эквивалентная нагрузка давлением.
5.1.6 Каждый контейнер-цистерна должен соответствовать требованиям 5.1.5 и выдерживать гидростатическое давление, возникающее при его загрузке до массы брутто R. Особое внимание следует уделять жидким грузам высокой плотности.
Примечание - При проектировании контейнеров-цистерн, предназначенных для опасных грузов, воздействующие силы инерции должны соответствовать требованиям компетентных органов.
5.1.7 Значения нагрузок, зафиксированных в ходе испытаний контейнеров-цистерн в соответствии с разделом 6 и указанных в приложении A, не следует превышать при эксплуатации.
5.1.8 Любое запорное устройство на контейнере-цистерне, которое в незакрытом состоянии может привести к возникновению опасной ситуации, должно быть обеспечено надежной системой закрытия, имеющей по возможности систему внешней индикации рабочего положения запорного устройства.
5.1.9 Материалы, применяемые для изготовления каркаса контейнеров-цистерн, должны быть стойкими к воздействию перевозимого груза и окружающей среды и иметь гарантированные свойства (прочность, вязкость, свариваемость и т.д.).
5.1.10 Емкость из композитного материала изготавливается намоткой стеклопластиковой ленты на форму и пропиткой ее эпоксидной смолой методом вакуумной инфузии.
Композитный материал должен совмещать высокие механические свойства и противостоять коррозионному воздействию агрессивных химических сред, которые будут храниться и транспортироваться в контейнере-цистерне.