РБ-103-15
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА ПО ОБОСНОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫВОДЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ И СУДОВ АТОМНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Дата введения 2015-09-15
Введено в действие с 15 сентября 2015 г.
Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: "Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками" (НП-037-11), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2011 г. N 666, "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" (НП-091-14), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 мая 2014 г. N 216.
Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
по актуализации главы "Вывод из эксплуатации" отчета по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, связанной с деятельностью по их подготовке к выводу из эксплуатации, выполняемой в рамках лицензии на эксплуатацию указанных объектов использования атомной энергии;
по порядку подготовки, содержанию и оформлению отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными реакторами, для которых отчет по обоснованию безопасности по обязательной форме, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ранее не разрабатывался;
по порядку подготовки, содержанию и оформлению отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов атомно-технологического обслуживания.
Руководство по безопасности предназначено для специалистов эксплуатирующий организации, выполняющих актуализацию главы "Вывод из эксплуатации" отчета по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, а также разработку отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов с ядерными реакторами, других плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания.
Выпускается впервые.
________________
Разработано коллективом автором в составе Лепешкин А.А., Каменский Д.А., Шульгин А.Я. (ФБУ "НТЦ ЯРБ").
1. Руководство по безопасности "Рекомендации по составу и содержанию отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и судов атомно-технологического обслуживания" (РБ-103-15) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований следующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: "Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками" (НП-037-11), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2011 г. N 666 (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный N 22979), "Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Общие положения" (НП-091-14), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 мая 2014 г. N 216 (зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 июля 2014 г., регистрационный N 33086).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
по актуализации главы "Вывод из эксплуатации" отчета по обоснованию безопасности судов и других плавсредств с ядерными реакторами, связанной с деятельностью по их подготовке к выводу из эксплуатации, выполняемой в рамках лицензии на эксплуатацию указанных объектов использования атомной энергии;
по порядку подготовки, содержанию и оформлению отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов и других плавсредств с ядерными реакторами, для которых отчет по обоснованию безопасности по обязательной форме, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ранее не разрабатывался;
по порядку подготовки, содержанию и оформлению отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации судов атомно-технологического обслуживания.
3. Список сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1, термины и определения в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
4. Данное Руководство по безопасности рекомендуется применять в отношении следующих объектов, выводимых из эксплуатации:
ядерные установки - суда и другие плавсредства с ядерными реакторами (далее - атомные суда), суда АТО, содержащие ядерные материалы, другие транспортные и транспортабельные средства с ядерными реакторами;
радиационные источники - суда АТО, не содержащие ядерные материалы, суда с ядерными реакторами, переведенными в категорию радиационных источников.
5. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения эксплуатирующей организацией при актуализации главы "Вывод из эксплуатации" ООБ, а также при разработке ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО. Настоящее Руководство по безопасности рекомендуется применять в отношении документации, выпускаемой после его введения в действие.
6. Эксплуатирующая организация, осуществляющая актуализацию главы "Вывод из эксплуатации" ООБ, разработку ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО, может использовать иные способы (методы), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при их обоснованности для обеспечения безопасности.
7. Глава "Вывод из эксплуатации" ООБ актуализируется на основании выполнения программы и проектной документации, разработанной в соответствии с концепцией и программой вывода из эксплуатации атомного судна, проведенного КИРО, изменениями, вносимыми в проектную документацию атомного судна при эксплуатации, а также материалами общей программы обеспечения качества и частных программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации атомного судна.
ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО разрабатывается на основании выполнения программы и проектной документации, разработанной в соответствии с концепцией и программой вывода из эксплуатации атомного судна или судна АТО, проведенного КИРО, изменениями, вносимыми в проектную документацию вывода из эксплуатации атомного судна или судна АТО на всех этапах его вывода из эксплуатации, а также материалами общей программы обеспечения качества и частных программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации атомного судна или судна АТО.
8. В главе "Вывод из эксплуатации" ООБ (ООБ ВЭ, ООБ ВЭ АТО) рекомендуется представлять информацию в объеме, необходимом для оценки безопасности вывода из эксплуатации атомного судна.
Допускается давать ссылки на проектную документацию, которая представляется по дополнительному запросу органа государственного регулирования безопасности.
9. Информацию о выполненных расчетах рекомендуется представлять с учетом всех факторов, влияющих на результаты расчетов. Рекомендуется включать в указанную информацию сведения, достаточные для выполнения (при необходимости) независимых экспертных расчетов (исходные данные, использованные приближения, схемы, результаты, их интерпретацию, выводы).
10. Все программные средства, используемые для обоснования безопасности вывода из эксплуатации атомного судна или судна АТО, рекомендуется перечислять с указанием их наименований и сведений об аттестации.
11. При актуализации главы "Вывод из эксплуатации" ООБ, разработке ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО рекомендуется избегать дублирования информации. Если одна и та же информация требуется в различных разделах указанной главы (различных разделах ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО), то ее рекомендуется помещать в одном из разделов и делать ссылки на нее в других разделах главы "Вывод из эксплуатации" ООБ (в других разделах ООБ ВЭ или ООБ ВЭ АТО).
Допускается в главе "Вывод из эксплуатации" ООБ давать ссылки на другие главы ООБ, в которых представлена требуемая информация.
12. В ООБ (ООБ ВЭ, ООБ ВЭ АТО) рекомендуется представлять информацию о подготовительном этапе к выводу из эксплуатации атомного судна или судна АТО, включающем выгрузку отработавшего ядерного топлива с выводимого из эксплуатации судна. Работы, выполняемые на подготовительном этапе, осуществляются в соответствии с программой вывода из эксплуатации атомного судна или судна АТО в рамках действия лицензии на эксплуатацию судна.
13. Рекомендуется, чтобы глава "Вывод из эксплуатации" ООБ содержала актуализированные сведения по следующим разделам:
введение;
концепция вывода из эксплуатации;
этапы вывода из эксплуатации;
материалы по выводу атомного судна из эксплуатации;
материалы по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации атомного судна.
14. В разделе "Введение" рекомендуется дополнительно представлять следующую информацию:
сведения о распорядительном документе, в соответствии с которым будет осуществляться вывод из эксплуатации атомного судна;
краткую историю эксплуатации выводимого из эксплуатации атомного судна, включая аварии, качественный и количественный состав образовавшихся при эксплуатации РАО;
основные результаты проведенного КИРО;
сведения о специализированном предприятии, на территории (акватории) которого будет осуществляться вывод из эксплуатации атомного судна (далее - специализированное предприятие).
15. В состав сведений о специализированном предприятии рекомендуется включать:
сведения о наличии у специализированного предприятия лицензии на осуществление вида деятельности и выполнение необходимых работ по выводу из эксплуатации атомных судов;
сведения о физико-географической и климатической характеристике района размещения специализированного предприятия, где будет выполняться вывод из эксплуатации;
краткие сведения о системе подготовки и аттестации работников специализированного предприятия для обеспечения вывода из эксплуатации атомного судна.
На основании приведенной информации рекомендуется сделать вывод об обеспеченности специализированного предприятия всеми необходимыми системами, оборудованием, инфраструктурой и подготовленными работниками, необходимыми для вывода из эксплуатации атомного судна.
16. В разделе "Концепция вывода из эксплуатации" рекомендуется описывать актуализированную концепцию вывода и организацию работ по выводу из эксплуатации атомного судна на конкретном предприятии. При этом рекомендуется, чтобы в разделе представлялись сведения о технических и организационных решениях, принятых в целях обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации атомного судна.
17. В разделе "Этапы вывода из эксплуатации" рекомендуется представлять актуализированную информацию, обосновывающую безопасность работ, выполняемых на этапах вывода из эксплуатации. При этом рекомендуется приводить сведения о выполненных и спланированных на этапах вывода из эксплуатации организационных и технических мероприятиях.
18. В разделе "Материалы по выводу атомного судна из эксплуатации" рекомендуется приводить информацию по обоснованию безопасности для выбранного варианта вывода из эксплуатации атомного судна. При описании варианта вывода из эксплуатации рекомендуется представлять следующие сведения:
исходное состояние атомного судна и его технических средств перед началом работ по выводу из эксплуатации;
планируемое конечное состояние атомного судна для выбранного варианта вывода;
наименование, последовательность и продолжительность этапов для выбранного варианта вывода из эксплуатации атомного судна;
планируемое состояние атомного судна после завершения работ на каждом из этапов вывода из эксплуатации атомного судна;
обеспечение живучести атомного судна на каждом этапе выбранного варианта вывода из эксплуатации;
требуемые материально-технические и людские ресурсы при выводе из эксплуатации атомного судна по выбранному варианту вывода;
перечни систем, оборудования и цели, для которых они будут использоваться на различных этапах вывода из эксплуатации атомного судна;
очередность проведения работ по демонтажу систем, оборудования и корпусных конструкций на каждом из этапов вывода из эксплуатации атомного судна;
последовательность демонтажа физических барьеров безопасности на различных этапах вывода из эксплуатации атомного судна; при этом рекомендуется обосновывать, что демонтаж физических барьеров в процессе вывода из эксплуатации атомного судна проводится только при условии, если возможное загрязнение помещений атомного судна радиоактивными веществами, выбросы и сбросы РВ в окружающую среду не превысят установленные нормативы;
перечни планируемых к использованию технологий демонтажа систем, оборудования, корпусных конструкций атомного судна;
перечни подлежащих модернизации или ремонту систем и оборудования, предназначенных для проведения работ и обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации атомного судна;
результаты оценки общего количества РАО, образующихся при выводе из эксплуатации атомного судна.
19. Рекомендуется представлять актуализированную информацию по обоснованию выбора систем, оборудования атомного судна, технологических систем, оборудования, строительных конструкций, зданий и сооружений специализированного предприятия, которые будут использованы в процессе проведения работ по выводу из эксплуатации, а также систем и оборудования, подлежащих консервации и (или) демонтажу на различных этапах вывода из эксплуатации атомного судна.
Описание систем, оборудования атомного судна, технологических систем, оборудования, строительных конструкций, зданий и сооружений специализированного предприятия рекомендуется приводить с указанием их основных функций при выводе из эксплуатации атомного судна по следующим группам:
системы, оборудование атомного судна, технологические системы, оборудование, строительные конструкции, здания и сооружения специализированного предприятия, постоянная эксплуатация которых будет осуществляться вплоть до достижения заданного конечного состояния атомного судна в соответствии с выбранным вариантом вывода из эксплуатации;
системы, оборудование атомного судна, эксплуатация которых будет осуществляться только при подготовке атомного судна к выводу из эксплуатации и которые могут быть демонтированы на любом предусмотренном проектной документацией вывода из эксплуатации этапе;
системы, оборудование атомного судна, технологические системы, оборудование, строительные конструкции, здания и сооружения специализированного предприятия, эксплуатация которых необходима на отдельных этапах вывода из эксплуатации и которые подлежат консервации в межэксплуатационные периоды;
системы, оборудование атомного судна, имеющие высокие уровни активации и радиоактивного загрязнения, подлежащие локализации для сохранения (выдержки) под наблюдением и последующему демонтажу при выводе из эксплуатации атомного судна;
новые дополнительные системы, оборудование атомного судна, технологические системы, оборудование, строительные конструкции, здания и сооружения специализированного предприятия, которые будут использованы в процессе вывода из эксплуатации атомного судна в соответствии с выбранным вариантом;
системы, оборудование атомного судна, не относящиеся к вышеперечисленным группам и подлежащие демонтажу в соответствии с проектной документацией вывода из эксплуатации атомного судна.
20. Для каждой из описываемых систем, оборудования атомного судна, систем, оборудования, строительных конструкций, зданий и сооружений специализированного предприятия, которые планируется использовать при осуществлении работ по выводу из эксплуатации атомного судна, рекомендуется приводить: