ОДМ 218.9.002-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Система автоматизированного планирования, контроля и учета работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на основе технологий ГЛОНАСС с использованием программного комплекса "ДОРТРАНСНАВИГАЦИЯ"
ОКС 43.020
Предисловие
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "НПП Транснавигация".
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации и Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 10.06.2014 г. N 1137-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Настоящий Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) устанавливает единые требования, касающиеся правил и методов автоматизированного планирования, контроля и учета работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на основе технологий ГЛОНАСС с использованием программного комплекса "Дортранснавигация".
Регламентация требований к содержанию и технологиям автоматизации основных функций диспетчерского управления работами по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений создает условия для эффективного использования возможностей комплекса "Дортранснавигация" в предприятиях, подведомственных Росавтодору, и в предприятиях-подрядчиках, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
ОДМ формирует требования по следующим основным аспектам диспетчерского управления:
1. Технология автоматизированного планирования работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2. Технология автоматизированного контроля и учета работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
3. Технические средства автоматизированной системы контроля и учета работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Отраслевая дорожная методика разработана с учетом существующего опыта автоматизированного контроля работ по содержанию автомобильных дорог на основе технологий ГЛОНАСС с использованием программного комплекса "Дортранснавигация".
В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 52456-2005 - "Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования".
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вид дорожных работ: особая характеристика работ. По характеру, объёму и результатам дорожных работ их можно разделить на следующие виды: содержание, ремонт, реконструкция и строительство дорог
3.2 диагностика автомобильных дорог: обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причинах их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе эксплуатации.
3.3 дорожные сооружения: сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: дорожные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин и обвалов и др.), элементы обустройства дорог (остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров), площадки отдыха, специальные площадки для остановки или стоянки автомобилей и т.д.
3.4 комплекс "Дортранснавигация": автоматизированная система навигационного диспетчерского контроля машин и механизмов, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
3.5 зимнее содержание: работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
3.6 содержание автомобильной дороги: комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
3.7 транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД): комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния дороги в данный момент времени, обеспечивающих ее потребительские свойства.
3.8 эксплуатационное состояние автомобильной дороги: степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.
Настоящий отраслевой методический документ должен использоваться при организации и практическом использовании автоматизированного управления работами по содержанию автомобильных дорог с использованием комплекса "Дортранснавигация". ОДМ регулирует применение автоматизированных методов планирования, учета и контроля работ по содержанию дорог и дорожных сооружений с использованием системы "Дортранснавигация" на всех уровнях управления путем регламентирования порядка выполнения автоматизированных функций управления работами по содержанию автомобильных дорог федерального значения в федеральных казенных учреждениях, подведомственных Росавтодору, и подрядных организациях.
Регламентированы требования к техническим средствам автоматизированной системы контроля и учета работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
В методике содержатся правила применения автоматизированных функций по управлению работами по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и дорожных сооружений в автоматизированной навигационной системе диспетчерского контроля "Дортранснавигация". При этом основными объектами контроля являются дорожные машины и механизмы, оборудованные навигационно-связным и другим оборудованием, включая датчики рабочих органов.
Применение методики обеспечит единообразие применяемых методов, алгоритмов и технологий автоматизированного планирования и контроля данных работ в дорожной отрасли. Регламентируется также отчетность о результатах производственной деятельности для систем управления всех уровней
Разработка ОДМ осуществлена в соответствии с положениями методических документов:
- ОДМ 218.1.001-2010 [5], ОДМ 218.1.002-2010 [6]
- ОДМ Применение структурированных перечней работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и дорожных сооружений в автоматизированных навигационных системах диспетчерского контроля. ОДМ 218.9.001-2013.
- "Пособие дорожному мастеру (по организации производства работ при содержании и ремонте автомобильных дорог)". Утверждено Приказом Российского дорожного агентства от 16 июня 2000 г. N 115-р.
- Справочное пособие по дорожному (мостовому) мастеру [8].
Основной целью является повышения качества и эффективности работы дорожных машин, выполняющих оперативные задания по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Достижение данной цели достигается за счет автоматизации планирования, объективного инструментального контроля, учета и анализа выполнения работ, оперативного регулирования отклонений, возникающих при выполнении заданных объемов работ.
Основные решаемые задачи:
а) автоматизированное планирование месячных объемов работ;
б) автоматизированное формирование оперативных заданий исполнителям;
в) автоматизированный контроль и учет выполнения работ на основе использования технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС;
г) информирование заказчиков и специалистов подрядных организаций о результатах выполненной работы по содержанию федеральных автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Комплекс "Дортранснавигация" представляет собой 3-уровневую автоматизированную систему навигационного диспетчерского контроля работы транспорта и механизмов дорожно-эксплуатационных предприятий. Особенностью внедрения системы является развертывание региональных центров на базе серверного оборудования Управлений автомобильных дорог, обеспечивающего функционирование Комплексной информационной системы управления Росавтодора (КИСУ). Таким образом, комплекс "Дортранснавигация" функционирует как специализированная подсистема КИСУ.
В каждом Управлении федеральных автомобильных дорог осуществляется сбор и накопление на серверах навигационных данных, поступающих от оборудованных для работы в системе транспортных средств, дорожных машин и механизмов подрядных организаций, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог.
Для реализации автоматизированных функций контроля и управления процессом содержания федеральных автомобильных дорог в дорожно-эксплуатационных предприятиях установлены автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчеров и мастеров дорожных участков, оборудованные стационарными блоками для голосовой связи с водителями контролируемых дорожных машин.
АРМ диспетчера по интернет-каналам подключают к серверу своего Управления автомобильных дорог, получая доступ к данным предприятия.
В каждом федеральном казенном учреждении (ФКУ), выполняющем функции Заказчика, развернуто серверное оборудование системы, на котором функционирует соответствующее региональное АРМ оперативного дежурного и справочный АРМ для руководителей, которые имеют доступ к данным всех контролируемых дорожно-эксплуатационных предприятий. АРМ оперативного дежурного оборудован стационарным блоком для голосовой связи с водителями контролируемых дорожных машин дорожно-эксплуатационных предприятий.
В Центре оперативного управления (ЦОУ) "Росавтодора" развернут АРМ оперативного дежурного, который имеет доступ к базам данных любого ФКУ. Он также оборудован стационарным блоком для голосовой связи с водителями дорожных машин любого дорожно-эксплуатационного предприятия.
Цель месячного планирования работ по содержанию автомобильных дорог состоит в установлении плановых объемов и цикличности работ, выполняемых в очередном плановом периоде (месяце).
Исходная информация для формирования специалистами подрядной организации месячного линейного графика работ предоставляется заказчиком - федеральным казенным учреждением - в установленной форме. Состав работ по содержанию и текущему ремонту при формировании годового и квартального планов работ по участкам автомобильной дороги должен определяться в соответствии с ОДМ 218.9.001-2013 [10]. Использование структурированного перечня работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с ОДМ 218.9.001-2013 обеспечивает информационную стыковку годовых и квартальных планов заказчика и подрядчиков по номенклатуре и составу планируемых работ на основе использования единого источника этих данных.
На рисунке 7.1 схематично показаны основные источники данных, используемых при формировании линейного плана графика работ.
В соответствии с изложенной схемой осуществляется автоматизированное формирование месячного плана графика работ, основой для составления которого являются переданные заказчиком контрольные цифры помесячной разбивки квартального плана, которые могут уточняться данными обследования участков обслуживаемых дорог.
Объемы работ по участкам дорог определяются на основе транспортно-эксплуатационных показателей дорог и показателей, характеризующих уровень инженерного обустройства участка дороги, включаемых в состав паспортов автомобильных дорог. Месячный план-график производства работ по каждому объекту или участку производства работ разрабатывает дорожный мастер. В системе "Дортранснавигация" месячное планирование должно осуществляться автоматизированно. При этом должны определяться месячные состав и объем работ по конструктивным элементам дорог и дорожным сооружениям с учетом контрольных цифр годового и квартального планов, переданных заказчиком.
Рисунок 7.1 - Схема формирования месячного линейного графика работ дорожной организации
Номенклатура планируемых работ дорожно-эксплуатационным предприятием при месячном планировании должна соответствовать номенклатуре работ соответствующего квартального плана.
Разработанный предприятием-подрядчиком линейный график должен рассматриваться и утверждаться ФКУ в соответствии с установленным порядком.
7.2.1 Подготовка и ведение базы данных нормативно-справочной информации
Подготовка и ведение базы данных нормативно-справочной информации (НСИ) является необходимым технологическим этапом, предваряющим этап автоматизированного планирования работ по содержанию автомобильных дорог.
Формирование и ведение базы данных НСИ должно включать формирование и ведение информации о предприятии; подвижном составе предприятия, оборудованном для работы в системе; водителях дорожных машин; специальном оборудовании дорожных машин, телематическом оборудовании дорожных машин.
Подготовкой базы данных НСИ должен заниматься специалист дорожно-эксплуатационного предприятия (ДЭП) с помощью программного обеспечения специализированного АРМ технолога. Перечень справочной информации, необходимой для использования при автоматизированном планировании работ по содержанию автомобильной дороги, указан в таблице 7.1.
Таблица 7.1 Перечень справочной информации, необходимой для использования при автоматизированном планировании работ по содержанию автомобильной дороги
N п/п | Наименование справочника | Содержание справочника |
1. | Виды дорожных машин | Виды дорожных машин, механизмов, транспортных средств, работающих в системе, и их коды. |
2. | Типы мобильного телематического оборудования | Справочник типов мобильного телематического оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, машины и механизмы предприятия, работающего в Системе. |
3. | Типы датчиков рабочих органов | Справочник содержит информацию об установке датчиков рабочих органов на подвижной состав. |
4. | Модели мобильного телематического оборудования | Справочник типов мобильного телематического оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, машины и механизмы предприятия, работающего в Системе. |
5. | Работы по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог | Содержание справочника формируется в соответствии с ОДМ 218.9.001-2013. |
6. | Водители | Справочник водителей транспортных средств, механизмов и машин предприятия. |
7. | Модели дорожных машин | Модели механизмов, транспортных средств, дорожных машин, работающих в системе, и их коды. |
8. | Дорожные машины и транспортные средства | Справочник по подвижному составу предприятия, работающему в Системе. |
9. | Мобильное телематическое оборудование | Справочник мобильного телематического оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, машины и механизмы предприятия. |
10. | Закрепление мобильного оборудования за подвижным составом | Справочник содержит информацию об установке мобильного оборудования на подвижной состав предприятия. Формируется на основе информации справочников: "Дорожные машины и транспортные средства" и "Мобильное телематическое оборудование". |
11. | Установка датчиков рабочих органов на подвижной состав предприятия | Справочник содержит информацию об установке датчиков рабочих органов на подвижной состав. |