Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

                 

     ГОСТ Р 52456-2005

     
Группа Э50

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Глобальная навигационная спутниковая система
 и глобальная система позиционирования

     
ПРИЕМНИК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

     
Технические требования

     
Global navigation satellite system and global position system.
Individual receiver equipment for automobile transport.
Technical requirements



ОКС 33.060.20

Дата введения 2007-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН "Научно-производственным предприятием "Транснавигация" совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 472-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Тенденции развития рынка навигационной аппаратуры потребителей глобальной навигационной спутниковой системы свидетельствуют о быстрорастущем спросе на аппаратуру, применяемую индивидуальными пользователями автомобильного транспорта для ориентации на местности, оптимизации маршрутов движения и безопасности перемещения.

В настоящее время не существует международной и национальной нормативно-технической базы для разработки указанной аппаратуры, что исключает ее полноценную сертификацию.

Настоящий стандарт разработан с целью определения основных технических требований, выполнение которых обеспечивает навигационную безопасность движения автомобильного транспорта.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на приемное устройство, предназначенное для определения географических координат местоположения наземных транспортных средств по сигналам созвездий космических аппаратов российской глобальной навигационной спутниковой системы и американской глобальной системы позиционирования в стандартном режиме работы этих систем с использованием в глобальной системе позиционирования избирательного доступа.

Приемная аппаратура (далее - ПА) глобальной навигационной спутниковой системы и глобальной системы позиционирования применима для наземных транспортных средств, максимальные скорости и ускорения которых не превышают 160 км/ч и 100 м/с соответственно.

Стандарт предназначен для использования при проектировании приемного устройства и вышеуказанных систем при определении минимальных значений основных характеристик, выборе потребителями наземных транспортных средств необходимого комплекта аппаратуры, при испытаниях приемного устройства на соответствие установленным техническим и эксплуатационным характеристикам, а также при его сертификации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50397-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ Р 50948-2001 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности

ГОСТ Р 51350-99 (МЭК 61010-1-90) Безопасность электрических контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования

ГОСТ Р МЭК 61293-2000 Оборудование электротехническое. Маркировка с указанием параметров и характеристик источника питания. Требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 17692-89 (МЭК 581-11-81) Приемники радиовещательные автомобильные. Общие технические условия

ГОСТ 28279-89 Совместимость электромагнитная электрооборудования автомобиля и автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы измерений

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по технического регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 диапазон частот : Полоса радиочастот от 390 до 1550 МГц.

3.2 дискретность: Шаг навигационных выходных параметров.

3.3 дифференциальные поправки: Корректирующие поправки стандартного типа, передаваемые опорной станцией подсистемы дифференциальной коррекции и контроля целостности.

3.4 дифференциальный режим: Режим работы ПА ГЛОНАСС/ГСП, обеспечивающий повышение точности обсервации в заданном районе при расчете координат с учетом дифференциальных поправок.

3.5 избирательный доступ: Метод загрубления точности обсервации, принятый в ГСП.

3.6 обсервация: Навигационное определение.

3.7 общеземная система координат: Прямоугольная система координат с центром в центре массы Земли, с осью , направленной в плоскости экватора в сторону Гринвичского меридиана, осью , направленной к Северному полюсу, осью , направленной на 90° к западу от оси .

3.8 порт: Входное/выходное устройство приемника.

3.9 приемник индивидуальный для автомобильного транспорта: Радиотехническое устройство, устанавливаемое на наземном транспортном средстве, предназначенное для определения его местоположения (широта, долгота, высота над уровнем моря) и точного времени по сигналам спутников одной или более спутниковых навигационных систем.

3.10 система единого времени: Принятая общеземная система отсчета времени.

3.11 созвездие космических аппаратов: Спутники, находящиеся в зоне радиовидимости потребителей ГЛОНАСС/ГСП.

3.12 формат информационных посылок: Структура кадра навигационной информации.

3.13 электромагнитная совместимость: Способность технических средств функционировать с заданным качеством в заданной электромагнитной обстановке и создавать недопустимые электромагнитные поля для других технических средств и биологических объектов.

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;

ГСП - глобальная система позиционирования;

ИП - индивидуальный приемник;

МГС - система геодезических параметров "Мировая геодезическая система";

ПЗ - система геодезических параметров "Параметры Земли";

СЕВ - система единого времени;

ВМО - военно-морская обсерватория;

ЭМС - электромагнитная совместимость;

КА - космический аппарат;

НМЭА - Национальная ассоциация по морскому электронному оборудованию.

     5 Технические требования

5.1 Требования к ПА ИП космических навигационных систем ГЛОНАСС/ГСП устанавливают только в части определения координат и составляющих вектора скорости.

5.2 ПА ИП должна принимать и обрабатывать автономно или совместно сигналы ГЛОНАСС и/или ГСП с целью определения координат местоположения и составляющих вектора скорости. В дифференциальном режиме работы ПА также должна проводить навигационные определения с учетом корректирующей информации.

5.3 Расчет координат и составляющих вектора скорости транспортных средств проводят в общеземных системах координат МГС-84 или ПЗ-90 с отображением географических координат (в градусах, минутах, тысячных долях минуты), составляющих вектора скорости (в метрах в секунду) и расчетного времени относительно СЕВ ВМО США или СЕВ СНГ.

5.4 В ПА должна быть обеспечена возможность преобразования координат, вычисленных в МГС-84 и ПЗ-90, а также выбора любой другой опорной системы координат, применяемой на наземных транспортных средствах.

5.5 В ПА должен быть предусмотрен, по крайней мере, один выходной порт для передачи информации о навигационных параметрах (координаты местоположения, скорость движения) в другие бортовые устройства, предназначенные для транспортных средств. Для внешнего сопряжения используют формат НМЭА-0183 В 3.00 согласно [1].

5.6 В состав ПА должны входить, по крайней мере, следующие функциональные блоки:

- антенная система для приема сигналов ГЛОНАСС и ГСП;

- приемники сигналов ГЛОНАСС и/или ГСП;

- процессор;

- устройство управления и контроля;

- устройства сопряжения с другими средствами.

5.7 При работе в стандартном режиме ПА должна обеспечивать определение координат и скорости движения с абсолютной погрешностью не более 30 м и 0,1 м/с соответственно.

5.8 ПА ГЛОНАСС/ГСП должна обеспечивать выполнение первого навигационного определения с заданной точностью после включения напряжения питания со следующими временными интервалами:

- не более 2,5 мин - при перемещении ПА на расстояние от 1000 до 10000 км в нерабочем состоянии либо при перерыве в работе аппаратуры более 7 сут, в том числе с целью обновления информации навигационного сообщения с космического аппарата.

5.9 Оперативность повторных навигационных определений

ПА ГЛОНАСС/ГСП должна обеспечивать повторные навигационные определения с заданной точностью:

- за время не более 5 мин при перерывах в работе ПА до 24 ч, но без отключения напряжения питания;

- в пределах не более 1 мин при отключении напряжения питания на время до 60 с.

5.10 Конструкция ПА ГЛОНАСС/ГСП должна обеспечивать защиту, исключающую возможность повреждения ПА в случае короткого замыкания или заземления на корпус антенного входа или любых входных/выходных портов на время не более 5 мин.

5.11 При выходе ПА из строя не должно происходить выделения тепловой энергии, достаточной для возгорания штатного оборудования, а также субстанций, негативно влияющих на здоровье обслуживающего персонала.