Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-1-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



СИСТЕМНАЯ И ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

     
Гарантирование систем и программного обеспечения

Часть 1

Понятия и словарь

     
Systems and software engineering. Systems and software assurance. Part 1. Concepts and vocabulary



ОКС 35.080

Дата введения 2017-06-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитический вычислительный центр" (ООО ИАВЦ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2016 г. N 281-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 15026-1:2013* "Системная и программная инженерия. Гарантирование систем и программного обеспечения. Часть 1. Понятия и словарь" (ISO/IEC 15026-1:2013 "Systems and software engineering - Systems and software assurance - Part 1: Concepts and vocabulary", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) образуют специализированную систему для всемирной стандартизации. Национальные органы по стандартизации, которые являются членами ИСО или МЭК, участвуют в разработке международных стандартов через технические комитеты, созданные соответствующей организацией для определенных областей технической деятельности. Технические комитеты ИСО и МЭК сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. Другие международные правительственные и неправительственные организации, связанные с ИСО и МЭК, также принимают участие в работе по разработке стандартов. В сфере информационной технологии ИСО и МЭК учредили совместный технический комитет ИСО/МЭК СТК 1.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, Часть 2.

Основная задача совместного технического комитета состоит в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые совместным техническим комитетом, распространяются среди национальных органов по стандартизации для вынесения решения. Для публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение по крайней мере 75% национальных органов по стандартизации, участвующих в голосовании.

Следует обратить внимание на тот факт, что отдельные элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственность за установление какого-либо или всех подобных патентных прав.

ИСО/МЭК 15026-1 был подготовлен Подкомитетом 7 "Системная и программная инженерия" совместного технического комитета ИСО/МЭК СТК 1 "Информационные технологии".

Первая редакция настоящего стандарта отменяет действие и заменяет пересмотренный документ ISO/IEC TR 15026-1:2010.

ИСО/МЭК 15026 с общим названием "Системная и программная инженерия. Гарантирование систем и программного обеспечения" состоит из следующих частей:

- Часть 1. Понятия и словарь;

- Часть 2. Гарантийный случай;

- Часть 3. Уровни целостности системы;

- Часть 4. Гарантии жизненного цикла.

В разработке международных стандартов ИСО/МЭК 15026 вместе с ИСО/МЭК СТК 1 принимало участие компьютерное сообщество IEEE. В качестве базовых документов для настоящего стандарта использовались стандарты: IEEE Std 1228-1994 и ИИЭР для плана обеспечения безопасности.

В областях, относящихся к гарантированию качества программного обеспечения и систем, а также в связанных с ним областях применяют одни и те же понятия, однако пользуются разными словарями и концепциями. Настоящий стандарт представляет унифицированный набор базовых понятий и однозначное толкование терминов во всех таких областях. Таким образом, обеспечивается основа для уточнения, обсуждения, соглашения о записи и обоснования унифицированных понятий и словаря, единообразно используемых во всех частях ИСО/МЭК 15026.

Настоящий стандарт разъясняет понятия, необходимые для описания гарантирования качества программного обеспечения и систем, и в частности основные понятия, используемые в стандартах, начиная с ИСО/МЭК 15026-1 до ИСО/МЭК 15026-4. Этим обеспечивается совместное использование понятий, концепций и терминологии, которые могут быть использованы для множества различных свойств, областей приложения и технологий.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет относящиеся к гарантии термины и представляет упорядоченный набор понятий и отношений между ними, обеспечивая основы единого понимания гарантии в пользовательских сообществах. Кроме того, предоставлена информация по использованию других частей ИСО/МЭК 15026, в том числе по совместному использованию нескольких частей. Для "гарантийного случая" существенным понятием, из представленных в ИСО/МЭК 15026, является понятие "претензия" (требование) и поддержка такой претензии посредством "аргументации" и "доказательств". Эти претензии тесно связаны с гарантированием свойств систем и программного обеспечения в процессах жизненного цикла системного или программного продукта.

ИСО/МЭК 15026 не применим для гарантирования службы, которая эксплуатируется и управляется непрерывно.

     2 Применимость

     

     2.1 Целевая аудитория


Среди множества потенциальных пользователей ИСО/МЭК 15026, в число которых входят разработчики и специалисты по обслуживанию гарантийных случаев, имеются те, кто хочет разработать, поддерживать, оценить или заказать систему с определенными требованиями к конкретным свойствам, чтобы быть более уверенным в этих свойствах и требованиях к ним. В ИСО/МЭК 15026 используются понятия и термины, соответствующие ИСО/МЭК 12207 и ИСО/МЭК 15288 и в общем случае серии стандартов ИСО/МЭК 25000. Однако потенциальные пользователи ИСО/МЭК 15026 должны представлять различия между этими понятиями и терминами и, возможно, привычными для них понятиями и определениями. В настоящем стандарте эти различия разъяснены.

     2.2 Область применимости


Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы помочь использовать другие части ИСО/МЭК 15026, представив контекст, понятия и определения следующих терминов: гарантия, гарантийный случай и уровень целостности. Однако такие важные для практического использования точные детали гарантии, как, например, измерение, демонстрация или анализ конкретных свойств, выходят за рамки настоящего стандарта. Эти детали являются предметом других специализированных стандартов, на которые имеются ссылки и которые включены в элемент "Библиография".

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО/МЭК 15026, а также следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание - Во всех частях ИСО/МЭК 15026 использованы единые термины.

     3.1 Термины, относящиеся к гарантии и свойствам

3.1.1 гарантия, гарантирование (assurance): Основание для утверждения, что требование выполнено или будет выполнено.

3.1.2 претензия, требование (claim): Утверждение типа "истина/ложь" о выполнении ограничений на значения однозначно определенных свойств (называемых связанными с претензией свойствами), а также ограничений на неопределенность значений свойств в пределах этих ограничений в случае применимости претензии при указанных условиях.

Примечания

1 Неопределенность также может быть связана с продолжительностью применимости и заданными условиями.

2 Претензия может включать в себя следующее:

- свойство, относящееся к претензии;

- ограничения на значение свойства, связанного с претензией (например, диапазон значений);

- ограничения на неопределенность значения свойства, удовлетворяющего ограничениям;

- ограничения на продолжительность применимости претензии;

- связанная с продолжительностью неопределенность;

- ограничения на условия, связанные с претензией;

- связанная с условием неопределенность.

3 Термин "ограничения" используется для соответствия многим возможным ситуациям. Значением могут быть как единственная величина, так и множество величин, диапазон значений или множество диапазонов значений. Значения могут быть многомерными. В некоторых случаях границы этих ограничений нечетко выражены. Например, они могут быть заданы вероятностным распределением, а также могут быть инкрементными.

3.1.3 гарантийный случай, случай гарантии (assurance case): Создаваемый обоснованный проверяемый артефакт, подтверждающий, что удовлетворяется претензия верхнего уровня (или совокупность претензий), включая поддерживающие претензию систематическую аргументацию и ее явные предположения.

Примечание - В гарантийный случай входят следующие составляющие и их отношения:

- одна или более претензий по свойствам;

- аргументы, которые логически связывают доказательство и любые предположения с претензией или претензиями;

- доказательная база и, возможно, предположения, поддерживающие эти аргументы для претензии (претензий);

- обоснование выбора претензии верхнего уровня и метода доказательства.

3.1.4 функциональная надежность (dependability): Собирательный термин, используемый для описания эксплуатационной готовности и влияющих на нее факторов: показатель надежности, показатель ремонтопригодности и показатель технического обслуживания.

Примечания

1 Термин "надежность" применяется только для общего неколичественного описания.

2 В ИСО/МЭК 25010 [99] отмечено, что "характеристики функциональной надежности включают в себя готовность и свойственные ей или внешние факторы влияния, такие как надежность, отказоустойчивость, восстанавливаемость, целостность, защищенность, сопровождаемость, долговечность и поддержка технического обслуживания". Надежность рассматривается в нескольких стандартах (например, [64] и [69]), а кроме того, многие стандарты посвящены качеству надежности. В МЭК 60050-191 [63] приводятся соответствующие определения.

[МЭК 60300-1:2003]

     3.2 Термины, относящиеся к продуктам и процессам

3.2.1 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

[ИСО/МЭК 15288:2008 и ИСО/МЭК 12207:2008]

3.2.2 представление процесса (process view): Описание того, как указанная цель и совокупность результатов могут быть достигнуты с использованием действий и задач существующих процессов.

[ИСО/МЭК 15288:2008, D.3]

3.2.3 продукт (product): Результат процесса.

Примечания

1 Результатами могут быть компоненты, системы, программное обеспечение, службы, правила, документы или многое другое.

2 В качестве результата в некоторых случаях может быть множество связанных между собой отдельных результатов. Однако претензии, как правило, связаны с конкретными версиями продукта.

[ИСО/МЭК 15288:2008 и ИСО 9000:2005]

3.2.4 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей.

Примечания

1 Систему можно рассматривать как продукт или предоставляемые услуги.

2 На практике интерпретация значения термина часто уточняется посредством ассоциативного существительного, например "система самолета". Кроме того, слово "система" может быть заменено просто контекстно-зависимым синонимом, например "самолет", хотя подобная замена может скрыть аспекты системных принципов.

[ИСО/МЭК 15288:2008]