9. Помещения учебных, учебно-производственных мастерских в школах и на предприятиях, расстановка в них оборудования и механизмов должны удовлетворять требованиям Санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245-71), Строительных норм и правил (СНиП II-Л.4-62, СНиП II-Л.10-62 и СНиП II-М.3-68), Временных санитарных правил организации и содержания учебных цехов, участков, пролетов, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного инспектора СССР 16 июля 1963 года N 445-63.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту (Приказ Минздрава СССР от 29.08.1972 N 709). - Примечание изготовителя базы данных.
Примечание. В случае расхождений в рекомендациях СН 245-71 и санитарных правил N 445-63 за основу следует брать последние, как, например, в отношении размеров площадей рабочих мест.
10. Учебные цехи должны располагаться вблизи входов на территорию промышленных предприятий с наветренной стороны по отношению к основным цехам. В случае расположения их в глубине территории они должны иметь благоустроенные безопасные подходы к зданию, в стороне от установленных грузопотоков.
Проходы и проезды должны иметь асфальтное или цементное покрытие.
В местах пересечения проходов с наземными транспортными путями должны быть достаточное освещение в вечернее время, световая и звуковая сигнализация.
11. В зависимости от технологического процесса, объема и тяжести оборудования учебно-производственные помещения могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. При этом междуэтажные перекрытия должны отвечать нормальным требованиям звукоизоляции.
При организации учебных цехов должно быть исключено возможное вредное влияние технологических и производственных процессов соседних цехов данного предприятия.
Запрещается организация учебных участков и пролетов в цехах предприятий с высокими уровнями шума (более 75 дБ), высокочастотной вибрацией и наличием в воздухе рабочих помещений токсических веществ.
12. Межшкольные мастерские, обслуживающие несколько школ, должны иметь самостоятельный участок.
13. Встроенные в школьные здания учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.
14. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
15. Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовым проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских школ.
В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25-40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.
Так, для обучения токарей площадь на одно рабочее место должна составлять 6 кв.м, фрезеровщиков и шлифовщиков - 9-12 кв.м, электросварщиков - 7,5 кв.м, слесарей-инструментальщиков, сборщиков, ремонтников и других - 4 кв.м.
16. Расположение и устройство инструментальных и складов должны быть наиболее удобными для обслуживания учебно-производственного процесса и транспортировки инструмента, приспособлений, материалов и готовой продукции.
Площадь инструментальной для хранения инструментов, приспособлений и абразивов должна быть не менее 15 кв.м.
Склад для хранения длинномерных пиломатериалов и железа, фанеры и других материалов следует располагать рядом с помещением, где проводятся работы с древесиной, в торцевой части здания с одним выходом непосредственно наружу и вторым - в прилегающую мастерскую. Площадь склада должна соответствовать требованиям нормального хранения материала, изложенным в пункте 57 настоящих Правил.
17. Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.
В помещениях, где производится работа с кислотами и щелочами, а также с другими агрессивными веществами (соли, нефтепродукты и др.), полы должны быть устойчивыми в отношении химического воздействия и не допускать адсорбции указанных веществ.
18. В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должны отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.
19. Двери, лестницы и коридор должны быть устроены согласно требованиям строительных и противопожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.
20. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные для потолков и полов, масляные для панелей и стен).
21. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.
Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.
22. В мастерских устанавливаются 20% умывальников с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцами или заменяющими их устройствами.
23. Мастерские обеспечиваются доброкачественной (отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8° и не выше +20°C. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.