СНиП II-Л.4-62
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Часть II, раздел Л
Глава 4
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дата введения 1964-04-01
Глава СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и физического воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Гипропросом Госстроя РСФСР, Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР, Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, НИИ строительной физики Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.
С введением в действие главы СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" с 1 апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и "Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ" (СН 22-58).
Редакторы: инж. В.Д.Несов (Госстрой СССР); арх. Д.В.Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г.Д.Леладзе (НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР) 30 декабря 1963 г.
ВЗАМЕН § 6 главы II-В.11 СНиП (издания 1958 г.) и СН 22-58
1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.
Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.
Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.
2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами.
1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).
Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.
2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов - в приложении 2
Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке
3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них веранд для дневного сна учащихся - при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов - при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету).
1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:
в школах - 1400,
в школах-интернатах - 560.
1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.
1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл.1.
Таблица 1
Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности
N | Наименование зданий | Этажность | Степень огнестойкости (не ниже) |
1 | Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов | 1 | V (при вместимости до 320 ученических мест) III (при вместимости более 320 ученических мест) |
2-4 | III | ||
2 | Спальные корпуса школ-интернатов | 1 | V |
2-3 | III | ||
4 | II | ||
Примечания: 1. Здания школ, учебных корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать не выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест. 2. Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже. 3. Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгорания. 4. Допускается проектировать двухэтажные спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перегородок изнутри от возгорания. |
2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл.2.
Таблица 2
Площадь земельных участков в га
Начальные школы | Полные и неполные средние школы с количеством классных помещений | Школы-интернаты с количеством воспитанников | Вечерние школы | |||||
8-12 | 16 | 24 | 32 | 280 | 370 | 560 | ||
0,5-1 | 1,7 | 2 | 2,8 | 3 | 2 | 2,2 | 2,5 | 0,7 |
Примечание. Размеры участков загородных школ-интернатов допускается при соответствующих обоснованиях увеличивать с учетом местных условий и учебно-производственного профиля школы-интерната. |
2.2. Здания школ и школ-интернатов следует размещать на участке с учетом рельефа местности и в зависимости от ориентации окон помещений по сторонам горизонта согласно требованиям табл.3.
Таблица 3
Ориентация окон помещений школ и школ-интернатов
N п/п | Наименование помещений | Климатические районы* | |||
I, II, III | IV | ||||
Ориентация окон | |||||
оптимальная | допускаемая | оптимальная | допускаемая | ||
1 | Классные комнаты, кабинеты и лаборатории (кроме указанных в пп.2 и 3 настоящей таблицы) | Ю, В, ЮВ | Не более 25% помещений на ЮЗ, З | Ю, В, ЮВ | Любая, кроме З, ЮЗ |
2 | Кабинеты черчения и рисования | С, СВ, СЗ | Любая | С, СB, СЗ | Любая, кроме З, ЮЗ |
3 | Лаборатория биологии | Ю | ЮВ, ЮЗ, В, З | Ю | В, ЮВ, ЮЗ, З |
4 | Спальные комнаты | Любая, кроме северной части горизонта от 315 до 45° | |||
Примечание. В III и IV климатических районах не рекомендуется ориентировать окна спальных комнат на западную сторону горизонта в пределах от 200 до 290°; при необходимости такой ориентации следует предусматривать солнцезащитные устройства, согласно п.4.5 настоящей главы. ________________ * Смотри главу СНиП II-А.6-62** "Строительная климатология и геофизика. Основные положения проектирования". |
_______________
** На территории Российской Федерации действуют СНиП 23-01-99. - Примечание изготовителя базы данных.
2.3. На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены зоны: спортивная, учебно-опытная, отдыха и зона хозяйственного двора. На участках вечерних школ учебно-опытная зона не предусматривается.
Примечание. Примерные составы и площади зон участков приведены в приложении 3.
2.4. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.
Примечания: 1. В площадь зеленых насаждений следует включать площади, занимаемые учебно-опытной зоной, защитной зеленой полосой, живой изгородью, а также газонами и зелеными насаждениями в спортивной зоне и зоне отдыха.
2. При примыкании участков непосредственно к лесным и садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.
2.5. Проезды и основные подходы к зданиям (в пределах участка), а также хозяйственный двор должны быть с твердым покрытием.
2.6. Участок должен быть огражден по всему периметру, причем для ограждения, как правило, следует применять живые изгороди.
2.7. Разрывы между зданиями следует предусматривать с учетом размеров выступающих частей перспективных пристроек к зданиям школ веранд, спальных корпусов и гимнастических залов в зависимости от степени огнестойкости пристроек.
Общие требования
3.1. Состав помещений следует принимать в зависимости от назначения и вместимости зданий школ и школ-интернатов в соответствии с Положениями об общеобразовательной школе, утвержденными в установленном порядке, при соблюдении следующих основных требований:
а) для классов неполной средней школы должны быть классные комнаты, закрепленные за каждым классом;
б) для классов средней школы вместо классных комнат должны быть учебные кабинеты (специализированные по учебным предметам классные комнаты);
в) количество учебных кабинетов и лабораторий следует определять, исходя из их пропускной способности при условии проведения всех занятий в неполных средних, в средних школах и в школах-интернатах в одну смену, а в средних вечерних школах в две смены. При этом рекомендуется предусматривать универсальное использование учебных помещений для занятий по различным предметам.
Примечание. Примерные составы и площади помещений, а также строительные объемы универсальных зданий школ на 8, 12, 16, 24 и 32 классных помещений и школ-интернатов на 8, 11 и 16 классов приведены в приложениях 4, 5 и 6.
Здания, не указанные в этих приложениях, надлежит проектировать по заданиям, разработанным на основе норм настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.
3.2. Высоту надземных этажей зданий школ и школ-интернатов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать 3,3 м, кроме гимнастического и актового залов, высоту которых следует принимать в соответствии с пп.3.15 и 3.34 настоящей главы.
Примечание. Высоту надземных этажей в спальных корпусах интернатов следует принимать 2,7-2,8 м в зависимости от конструктивных схем зданий при высоте помещений в чистоте 2,5 м.
Структура зданий
3.3. Школы и школы-интернаты следует проектировать, как правило, в одном сблокированном здании. В IV климатическом районе допускается размещать школы и школы-интернаты в отдельных зданиях (корпусах) без соединения их переходами.
3.4. Здания школ следует проектировать с учетом группировки помещений в следующие секции и группы:
а) учебные секции - раздельно для классов неполной средней и классов средней школы в составе, как правило, четырех, но не более шести классных комнат или учебных кабинетов на одну учебную секцию и соответствующих рекреационных помещений и санитарных узлов;
б) группы общешкольных учебных и учебно-производственных помещений;
в) группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы;
г) помещения общешкольного назначения (столовая, буфеты, помещения административно-хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).
В школах-интернатах, кроме того, следует создавать секции спальных помещений в составе: спален для классов каждой возрастной группы, комнат для чистки одежды и обуви и санитарных узлов.
Примечания: 1. Допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций, размещаемых на одном этаже