ГОСТ Р 56891.3-2016
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Термины и определения
Часть 3
Произведения искусства
Cultural heritage preservation. Terms and definitions. Part 3. Works of art
ОКС 97.195
Дата введения 2016-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурное наследие"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 136-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан с целью определения основных терминов, связанных с деятельностью по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации в части, касающейся консервации, ремонта, реставрации и воссоздания произведений монументальной живописи, монументальной скульптуры, декоративно-прикладного искусства и малых архитектурных форм.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области монументальной живописи, монументальной скульптуры, декоративно-прикладного искусства и малых архитектурных форм.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения по сохранению объектов культурного наследия - произведений монументальной живописи, монументальной скульптуры, декоративно-прикладного искусства и малых архитектурных форм, являющихся произведениями искусства.
Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 17325-79 Пайка и лужение. Термины и определения
____________
Действует ГОСТ Р ИСО 857-2-2009 "Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 2. Процессы пайки. Термины и определения".
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Монументальная живопись
3.1.1 произведения монументальной живописи: Произведения живописи, неразрывно связанные с архитектурой и украшающие фасады или интерьеры здания.
3.1.2 фреска: Произведение изобразительного искусства, выполненное пигментами, затертыми на воде, по свеженанесенному известковому грунту.
3.1.3 аварийное состояние произведений монументальной живописи: Критическое состояние произведения монументальной живописи, грозящее его внезапной утратой и требующее незамедлительного проведения противоаварийных работ.
3.1.4 неудовлетворительное состояние произведений монументальной живописи: Состояние, угрожающее физической сохранности произведения монументальной живописи в целом или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника.
3.1.5 консервация произведений монументальной живописи: Совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика произведения монументальной живописи в виде, сформировавшемся к моменту поступления на консервацию.
Примечание - Консервация произведений монументальной живописи предусматривает укрепление основания, грунта, красочного и защитного слоев без раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и других реставрационных операций.
3.1.6 кракелюр: Деформация толстых пленок лаков на поверхности холста в виде сетки трещин.
3.1.7 противоаварийные работы на произведениях монументальной живописи: Срочные работы по предотвращению разрушений произведений монументальной живописи.
Примечание - Противоаварийные работы на произведениях монументальной живописи предполагают: профилактические заклейки, бортовое укрепление штукатурки, локальные укрепления красочного слоя и грунта, подведение прижимных или страховочных устройств, устраняющие причины интенсивного разрушения произведения монументальной живописи.
3.1.8 профилактические работы на произведениях монументальной живописи: Комплекс мероприятий по систематическому уходу, проводимый для предотвращения повреждений, утрат, разрушений материалов, сохранения декоративных качеств произведения монументальной живописи.
3.1.9 реставрация произведений монументальной живописи: Восстановление поврежденных произведений монументальной живописи, освобождение от позднейших наслоений до первоначального, авторского слоя, с целью сохранения подлинности и целостности, на основе методики проведения работ, утвержденной в установленном порядке.
3.1.10 тонирование в монументальной живописи: Погашение тона участков грунта без живописного слоя посредством использования прозрачных монохромных или полихромных обратимых красочных составов минимальной цветовой насыщенности.
3.2 Монументальная скульптура
3.2.1 произведения монументальной скульптуры: Вид пластического искусства, основанного на принципе объемного изображения, произведения которого выполнены из камня, металла и других материалов.
3.2.2 авторская поверхность: Первоначальный поверхностный слой памятника монументальной скульптуры, выполненный в авторской пластике и материале.
3.2.3 барельеф: Разновидность скульптурного изображения на плоскости, из которой фигуры выступают менее, чем на половину своего объема.
3.2.4 горельеф: Разновидность скульптурного изображения на плоскости, из которой фигуры выступают более, чем на половину своего объема.
3.2.5 защита произведений монументальной скульптуры от внешних воздействий: Совокупность методов, направленных на сохранение произведений монументальной скульптуры, включающих обработку поверхностей для предотвращения физических и химических изменений свойств материалов, а также их биоразрушений.
3.2.6 монумент: Архитектурно-скульптурное мемориальное сооружение в честь исторического события или личности.
3.2.7 постамент: Архитектурное основание скульптурного произведения.
3.2.8 структурное укрепление памятников монументальной скульптуры: Глубинная пропитка составом ослабленного выветриванием камня.
3.2.9 профилактические работы на произведениях монументальной скульптуры: Комплекс мероприятий по систематическому уходу, проводимый для предотвращения повреждений, утрат, разрушений материалов, сохранения декоративных качеств произведения монументальной скульптуры.
3.3 Декоративно-прикладное искусство
3.3.1 произведения декоративно-прикладного искусства: Элементы внешнего и внутреннего убранства объекта культурного наследия, неразрывно связанные с ним и совмещающие художественные и утилитарные функции.
3.3.2 витраж: Произведение монументального и декоративно-прикладного искусства, выполненное из цветного стекла или другого светопрозрачного материала, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проемов в архитектурном сооружении.
3.3.3 мозаика: Произведение монументального и декоративно-прикладного искусства, выполненное посредством компоновки, набора и закрепления на плоскости разноцветных камней, кусочков мрамора, смальты, керамических плиток, укрепленных на слое цемента или мастики.
3.3.4 архитектурная керамика: Изделия строительного назначения, служащие конструктивным или отделочным материалом, получаемые формованием и обжигом глин или их смесей с другими видами минерального сырья.
3.3.5 терракота: Разновидность неглазурованной керамики с пористым черепком различной фактуры и оттенков естественного цвета обожженной глины.
3.3.6 майолика: Разновидность керамики из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком и покрытием цветными глазурями и эмалями.
Примечание - Изделия с пористым черепком имеют на лицевой стороне рельефный рисунок или гладкую поверхность (поливная и неполивная керамика).
3.3.7 изразец: Керамический элемент декоративной облицовки, гладкий или рельефный на лицевой стороне, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для крепления в кладке - румпу.
3.3.8 дверной прибор: Металлический элемент, предназначенный для крепления, эксплуатации и фиксации дверных полотен.
3.3.9 иконостас: Вид алтарной преграды в православном храме, состоящей из одного или нескольких рядов упорядоченно расположенных икон.
3.3.10 интарсия: Разновидность декоративного покрытия деревянной детали в виде врезанного в его поверхность плоского фигурного изображения или узора из различных пород отделочной древесины, отличающихся по текстуре и цвету.
3.3.11 инкрустация: Разновидность декоративного покрытия изделия в виде врезанного в его поверхность плоского фигурного изображения или узора, составленного из различных материалов - кости, камней, металлов, перламутра.
3.3.12 левкас: Разновидность грунта, представляющего собой меловой порошок, замешанный на животном (мездровом, рыбьем) клее.
3.3.13
лужение: Образование на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации. |
3.3.14 оконный прибор: Металлический элемент, предназначенный для крепления, эксплуатации и фиксации створных оконных переплетов, форточек и фрамуг.
3.3.15 амальгамное (огневое) золочение: Исторический способ золочения ртутно-золотой амальгамой черного металла и меди в культовом зодчестве и при золотой декоративной наводке по металлу.
3.3.16 паникадило: Подвесной светильник с одним или несколькими ярусами рожков с подсвечниками, используемый для освещения культовых зданий.
3.3.17 позолота (золочение): Вид обработки поверхности металла путем нанесения на предмет тонкого слоя золота в декоративных и защитных целях.
3.3.18 полимент: Клеящий состав темно-коричневого оттенка под позолоту.
3.3.19 поталь: Латунная или алюминиевая фольга, имитирующая сусальное золото или сусальное серебро.
3.3.20 резьба: Способ художественной обработки поверхности изделия или детали из дерева, камня, металла, кости путем механической обработки.
Примечание - Резьбу по видам подразделяют на объемную, плоскую, рельефную, сквозную, ажурную, глухую, накладную, плосковыемчатую, скульптурную, лицевую.
3.3.21 серебрение: Нанесение на поверхность изделий слоя серебра для защиты от коррозии в агрессивных средах, для повышения электропроводности, отражательной способности, антифрикционных свойств, снижения переходного электросопротивления, а также в декоративных целях.
3.3.22 мордан: Разновидность лака на смоляной связующей, используемая как основа для покрытий из сусального золота или серебра.