ГОСТ ISO 14509-3-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Суда малые
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ
Часть 3
Оценка шума при помощи расчетов и измерений
Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 3. Sound assessment using calculation and measurement procedures
МКС 17.140.30; 47.080
Дата введения 2016-11-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 132-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-3-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-3:2009 "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 3. Оценка шума при помощи расчетов и измерений" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 3: Sound assessment using calculation and measurement procedures", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188* "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает метод оценки максимального уровня звука моторного однокорпусного прогулочного судна длиной не более 24 м с числом Фруда не менее 1,1. Метод измерений не применим для персональных скоростных судов (гидроциклов, скутеров).
В настоящем стандарте уровень звука определяют сочетанием методов расчета и измерений.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)
ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)
ISO 10087, Small craft - Craft identifcation - Coding system (Суда малые. Идентификация судов. Система обозначений)
__________________
* Заменен на ISO 8666:2016.
ISO 14509-1, Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures (Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна)
IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)
IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifications (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 8666, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 прогулочное судно (recreational craft): Судно любого типа, независимо от типа движителя, предназначенное для занятия спортом и досуга.
3.2 максимальный уровень звука прогулочного судна (maximum A-frequency weighted sound pressure level for recreational craft, maximum A-weighted sound pressure level): Максимальный уровень звукового давления движущегося на установленном режиме судна, измеренный с частотной коррекцией по характеристике в соответствии с IEC 61672-1.
Примечание - Выражают в децибелах.
3.3 число Фруда (Froude number): Величина , определяемая формулой
, (1)
где - максимальная скорость судна, м/с;
- ускорение свободного падения, 9,8 м/с;
- длина ватерлинии, м.
Примечание - Адаптировано по директиве ЕС 2003/44/ЕС.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- длина судна, как это определено в ISO 8666, м;
- максимальный уровень звука судна, дБ;
- максимальный уровень звука судна, измеренный на временной характеристике шумомера "медленно" в соответствии с ISO 14509-1, дБ;
- корпусный уровень звука, рассчитанный по формуле (А.1), дБ;
- уровень звука на судне, рассчитанный по формуле (В.1), дБ;
- ослабление звука при распространении на расстояние 25 м от борта судна до точки измерений, определяемое как указано в В.3, дБ.
Корпусный уровень звука рассчитывают в соответствии с приложением А. Уровень звука на судне измеряют в соответствии с приложением В. Оцениваемая для испытуемого судна величина является суммой расчетного уровня и величины , уменьшенной на ослабление звука при распространении, рассчитываемая по формуле
. (2)
Результат расчета по формуле (2) будет находиться в пределах ±2 дБ от , измеренного для того же судна в соответствии с ISO 14509-1, с учетом заявленной неопределенности измерений по ISO 14509-1 и ISO 14509-3.
Протокол испытаний должен включать в себя:
a) ссылку на настоящий стандарт;
b) заявление о том, что все требования стандарта выполнены;
c) подпись эксперта, дату;
d) реквизиты используемых средств измерения и их заводские номера;
e) корпусный уровень звука , рассчитанный по формуле (А.1);
f) уровни звукового давления на борту судна, дБ, измеренные в соответствии с В.2, и величину , рассчитанную по формуле (В.1);
g) максимальный уровень звука судна , рассчитанный в соответствии с разделом 5;
h) сведения о судне и модели (при наличии) в соответствии с ISO 10087;
I) реквизиты изготовителя двигателя, силовой установки и тип привода.
Расчет корпусного уровня звука
Корпусный уровень звука судна рассчитывают по формулам (А.1) или (А.2).