ГОСТ ISO 14509-2-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Суда малые
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ
Часть 2
Оценка шума при помощи образцового судна
Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 2. Sound assessment using reference craft
МКС 17.140.30
47.080
Дата введения 2016-11-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 131-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-2:2006* "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 2. Оценка шума при помощи образцового судна" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 2: Sound assessment using reference craft", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188 "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает процедуру оценки максимального уровня звука моторного однокорпусного прогулочного судна длиной до 24 м одним из двух методов, определенных в приложениях А и В.
Настоящий стандарт не распространяется на типовые испытания подвесных моторов и кормовых приводов со встроенной системой выхлопа.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)
ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)
_________________
* Заменен на ISO 8666:2016.
ISO 14509-1, Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures (Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна)
IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)
IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifcations (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 прогулочное судно (recreational craft): Судно любого типа, независимо от типа движителя, предназначенное для занятия спортом и досуга.
3.2 кормовой привод со встроенной системой выхлопа (stern drive with integral exhaust systems): Кормовой привод, поставляемый как единый модуль с системой выхлопа газов через трансмиссию/привод.
3.3 конфигурация днища: Особенности конструкции формы днища судна.
3.3.1 днище с острыми скулами: Корпус судна с резким переходом (скулой) от боковой поверхности корпуса к днищу.
3.3.2 плоское днище: Днище с углом килеватости на транце 5°.
3.3.3 круглое днище: Днище судна с закругленными скулами.
3.3.4 многоскульное днище: Днище судна более чем с одной скулой.
3.4 масса судна при испытаниях: Масса судна, полностью укомплектованного штатным оборудованием и элементами съемного оборудования, необходимого для безопасной эксплуатации судна, включая массу обслуживающего персонала, а также массу топлива (т.е. не менее 25%, но и не более 50% емкости постоянно установленных топливных баков, или одного переносного бака на двигателе, заполненного не менее чем на 50% от полного объема в начале каждого испытания), но исключая массу пресной воды, сточных вод и другого некомплектного оборудования.
Примечание 1 - Определение соответствует ISO 8666:2002 (п.6.4).
Примечание 2 - Съемное оборудование, необходимое для безопасной эксплуатации судна, включает в себя верповальные тросы, якоря/цепи/веревки, рабочие паруса, двигатели и батареи. Некомплектное оборудование включает в себя столовые приборы, посуду, оборудование для камбуза и запасные части.
3.5 вносимые потери: Снижение уровня звуковой мощности выхлопа, обусловленное установкой системы шумоглушения выпуска двигателя судна вместо замещающей трубы.
Примечание - Вносимые потери выражаются в децибелах и зависят от акустического импеданса источника шума (т.е. двигателя).
3.6 замещающая труба: Труба постоянной площади поперечного сечения, имеющая длину, равную длине системы шумоглушения выпуска двигателя, и предназначенная для установки вместо системы шумоглушения выпуска двигателя судна.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
- ширина судна по ватерлинии, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.3.4), м;
- высота надводного борта, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.4.3), м;
- длина расчетной ватерлинии, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.2.3), м;
- максимальный уровень звука образцового судна, измеренный в соответствии с ISO 14509-1, дБ;
- эквивалентный уровень звука, дБ;
- масса судна при испытаниях, как определено в ISO 8666:2002 (п.6.4), кг.
Любое судно, которое было испытано в соответствии с ISO 14509-1, может быть использовано в качестве образцового судна при условии, что основные параметры, удовлетворяющие соответствующему методу оценки по приложениям А или В, могут быть измерены при испытании судна.
Основные параметры любой системы судно/двигатель/силовая установка или их комбинации, подлежащие оценке, должны сравниваться с аналогичными параметрами образцового судна в соответствии с выбранным методом оценки, которым может быть "метод измерения вносимых потерь", определенный в приложении А, или "метод измерения уровня звука над кормой", определенный в приложении В.
Если основные параметры для каждого из элементов, перечисленных в таблицах А.1 приложения А или В.1 приложения В, находятся в пределах указанных допусков, то оценка максимального уровня звука судна будет превышать значение той же величины для образцового судна не более чем на 2 дБ.
Протокол оценки должен включать в себя следующее:
a) ссылку на настоящий стандарт;
b) заявление о том, что все требования стандарта выполнены;
c) подпись эксперта, дату;
d) максимальный эквивалентный уровень звука образцового судна;
e) данные об испытуемом судне:
1) изготовитель, модель судна, год модели судна,
2) изготовитель двигателя, тип двигателя;
f) заявление о том, что в соответствии с методом оценки оценивается не более чем на 2 дБ выше, чем у образцового судна*;
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
g) таблицу А.1 приложения А или таблицу В.1 приложения В основных параметров в зависимости от выбранного метод оценки.