Статус документа
Статус документа


ГОСТ ISO 14509-2-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Суда малые

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

Часть 2

Оценка шума при помощи образцового судна

Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 2. Sound assessment using reference craft



МКС 17.140.30

         47.080

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

        1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 131-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

        5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-2:2006* "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 2. Оценка шума при помощи образцового судна" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 2: Sound assessment using reference craft", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188 "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.


   Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает процедуру оценки максимального уровня звука моторного однокорпусного прогулочного судна длиной до 24 м одним из двух методов, определенных в приложениях А и В.

Настоящий стандарт не распространяется на типовые испытания подвесных моторов и кормовых приводов со встроенной системой выхлопа.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)

ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

_________________

* Заменен на ISO 8666:2016.


ISO 14509-1, Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures (Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна)

IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)

IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifcations (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 прогулочное судно (recreational craft): Судно любого типа, независимо от типа движителя, предназначенное для занятия спортом и досуга.

3.2 кормовой привод со встроенной системой выхлопа (stern drive with integral exhaust systems): Кормовой привод, поставляемый как единый модуль с системой выхлопа газов через трансмиссию/привод.

3.3 конфигурация днища: Особенности конструкции формы днища судна.

3.3.1 днище с острыми скулами: Корпус судна с резким переходом (скулой) от боковой поверхности корпуса к днищу.

3.3.2 плоское днище: Днище с углом килеватости на транце 5°.

3.3.3 круглое днище: Днище судна с закругленными скулами.

3.3.4 многоскульное днище: Днище судна более чем с одной скулой.

3.4 масса судна при испытаниях: Масса судна, полностью укомплектованного штатным оборудованием и элементами съемного оборудования, необходимого для безопасной эксплуатации судна, включая массу обслуживающего персонала, а также массу топлива (т.е. не менее 25%, но и не более 50% емкости постоянно установленных топливных баков, или одного переносного бака на двигателе, заполненного не менее чем на 50% от полного объема в начале каждого испытания), но исключая массу пресной воды, сточных вод и другого некомплектного оборудования.

Примечание 1 - Определение соответствует ISO 8666:2002 (п.6.4).

Примечание 2 - Съемное оборудование, необходимое для безопасной эксплуатации судна, включает в себя верповальные тросы, якоря/цепи/веревки, рабочие паруса, двигатели и батареи. Некомплектное оборудование включает в себя столовые приборы, посуду, оборудование для камбуза и запасные части.

3.5 вносимые потери: Снижение уровня звуковой мощности выхлопа, обусловленное установкой системы шумоглушения выпуска двигателя судна вместо замещающей трубы.

Примечание - Вносимые потери выражаются в децибелах и зависят от акустического импеданса источника шума (т.е. двигателя).

3.6 замещающая труба: Труба постоянной площади поперечного сечения, имеющая длину, равную длине системы шумоглушения выпуска двигателя, и предназначенная для установки вместо системы шумоглушения выпуска двигателя судна.

     4 Обозначения


В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- ширина судна по ватерлинии, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.3.4), м;

- высота надводного борта, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.4.3), м;

- длина расчетной ватерлинии, как это определено в ISO 8666:2002 (п.5.2.3), м;

- максимальный уровень звука образцового судна, измеренный в соответствии с ISO 14509-1, дБ;

- эквивалентный уровень звука, дБ;

- масса судна при испытаниях, как определено в ISO 8666:2002 (п.6.4), кг.

     5 Образцовое судно


Любое судно, которое было испытано в соответствии с ISO 14509-1, может быть использовано в качестве образцового судна при условии, что основные параметры, удовлетворяющие соответствующему методу оценки по приложениям А или В, могут быть измерены при испытании судна.

     6 Метод оценки шума


Основные параметры любой системы судно/двигатель/силовая установка или их комбинации, подлежащие оценке, должны сравниваться с аналогичными параметрами образцового судна в соответствии с выбранным методом оценки, которым может быть "метод измерения вносимых потерь", определенный в приложении А, или "метод измерения уровня звука над кормой", определенный в приложении В.

Если основные параметры для каждого из элементов, перечисленных в таблицах А.1 приложения А или В.1 приложения В, находятся в пределах указанных допусков, то оценка максимального уровня звука судна будет превышать значение той же величины для образцового судна не более чем на 2 дБ.

     7 Протокол оценки


Протокол оценки должен включать в себя следующее:

a) ссылку на настоящий стандарт;

b) заявление о том, что все требования стандарта выполнены;

c) подпись эксперта, дату;

d) максимальный эквивалентный уровень звука образцового судна;

e) данные об испытуемом судне:

1) изготовитель, модель судна, год модели судна,

2) изготовитель двигателя, тип двигателя;

f) заявление о том, что в соответствии с методом оценки оценивается не более чем на 2 дБ выше, чем у образцового судна*;

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

g) таблицу А.1 приложения А или таблицу В.1 приложения В основных параметров в зависимости от выбранного метод оценки.

Приложение А
(обязательное)

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs