РБ-055-10
Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии
Дата введения 2010-03-05
Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии.
Разработано с учетом рекомендаций документов МАГАТЭ: Руководство по безопасности N GS-R-3; Система управления для установок и деятельности; Application of the Management System for Facilities and Activities, IAEA Safety Standards Series No. GS-G-3.1.
Выпускается впервые.*
________________
* Разработано коллективом авторов в составе: Плеханов В.Ш., Кулешова Е.В. (НТЦ ЯРБ), Алексашин П.П., Меламед В.Е. (ВО "Безопасность"), Горлов В.Н., Ивашин A.M. (АНО "Атом-сертификат"), Стрежнев Е.Б. ("ОАО "СПбАЭП").
1. Положение о разработке программ обеспечения качества при изготовлении изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее - Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при изготовлении систем (элементов), оборудования, трубопроводов, комплектующих изделий, ядерного топлива (далее - изделия) для объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).
Положение может использоваться при разработке ПОК при изготовлении материалов и полуфабрикатов, применяемых для производства изделий, поставляемых на ОИАЭ.
2. Положение определяет подходы к разработке ПОК при изготовлении изделий для ОИАЭ с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а именно:
а) НП-011-99 Требования к программе обеспечения качества для атомных станций. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999 г. N 4;
б) НП-041-02 Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного цикла. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. N 15;
в) НП-042-02. Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных установок. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. N 16;
г) НП-056-04. Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок судов. Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2004 г. N 13.
3. Для разработки ПОК при изготовлении изделий могут быть использованы другие подходы в случае их достаточного обоснования.
4. ПОК при изготовлении изделий устанавливает организационно-технические мероприятия по обеспечению качества изделий, направленные на безопасность ОИАЭ.
Организация-изготовитель изделия разрабатывает, утверждает и, при необходимости, согласовывает ПОК до начала регламентируемых в программе работ.
5. При разработке ПОК учитывают требования, установленные в технических регламентах, федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, проектной, конструкторской и технологической документации (далее - КД и ТД), общей ПОК для ОИАЭ, договоре (контракте), руководящих документах, стандартах и других нормативных и технических документах (далее - НТД).
6. В ПОК приводят:
1) политику организации в области качества;
2) цели и область распространения ПОК;
3) информацию по направлениям деятельности организации, указанным в разделе III настоящего документа;
4) перечень документов, использованных при разработке ПОК (включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, стандарты, инструкции, процедуры и др.);
5) перечень документов, планируемых к разработке для обеспечения политики в области качества и положений ПОК (при необходимости);
6) используемые термины и их определения (при необходимости).
7. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется указать распределение ответственности руководства и персонала организации, а также документы, используемые при разработке и реализации мероприятий по данному направлению.
8. Информацию, представленную в ПОК, рекомендуется периодически пересматривать, а также в случаях изменения требований к ПОК, требований действующих НТД, при вводе в действие новых НТД, существенном изменении организационной структуры или границ ответственности подразделений и организаций, а также при наличии несоответствий, выявленных в процессе проверок (аудитов) ПОК, которые могут влиять на качество изготавливаемых изделий.
9. В случае выявления недостаточной эффективности (результативности) ПОК организация, ответственная за разработку и реализацию этой программы, принимает меры по устранению соответствующих несоответствий в ПОК и (или) в работе организации.
10. Для группы изготавливаемых однотипных изделий допускается разрабатывать одну ПОК при условии, что она учитывает специфику требований ко всем этим изделиям.
11. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести политику в области качества организации, устанавливающую приоритет вопросам обеспечения безопасности ОИАЭ при выполнении работ, связанных с изготовлением изделий, основные цели организации в области качества, методы их достижения и обязательства руководства организации, выполнение которых позволит гарантировать требуемое качество изделий.
В обязательствах руководства организации рекомендуется предусматривать решение вопросов обеспечения производства финансовыми, материально-техническими, людскими и информационными ресурсами.
12. В разделе "Введение" рекомендуется привести:
1) цель (назначение) и область распространения (применения) ПОК;
2) перечень НТД, в соответствии с которыми разработана ПОК (или привести ссылку на приложение к ПОК, содержащую такой перечень);
3) информацию об общей ПОК (при ее наличии), в рамках которой разработана ПОК организации;
4) порядок и периодичность анализа и пересмотра ПОК.
13. В разделе "Организационная деятельность по обеспечению качества" рекомендуется привести:
1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации;
2) информацию об области деятельности организации, определенной в ее уставе;
3) информацию о распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества между организациями, участвующими в изготовлении изделия, и их взаимодействии с эксплуатирующей организацией ОИАЭ;
4) краткое описание действующей в организации системы менеджмента качества (далее - СМК), с указанием основных документов и сертификатов соответствия СМК (при их наличии)
13.1. Также в разделе рекомендуется отразить следующую информацию:
1) основные принципы управления качеством при изготовлении изделий;
2) основные процессы, оказывающие влияние на качество изделий;
3) организационную структуру в части, относящейся к выполнению ПОК (с указанием ответственного за качество представителя руководства организации и подразделений, осуществляющих производственный, технологический, инспекционный контроль, метрологический надзор и контроль, авторское сопровождение, управление качеством);
4) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, выполняющих и оценивающих их (при этом следует исключить дублирование подчиненности и исполнения);
5) основные сведения о полномочиях и границах разделения ответственности по работам, выполняемым подрядными организациями в рамках ПОК;
6) основные функции персонала организации и ее подразделений при разработке и осуществлении политики в области качества, ПОК, обеспечении и контроле качества изготавливаемых изделий;
7) краткое описание порядка деятельности по управлению качеством, включая ее планирование, выполнение, контроль, анализ и оценку.
13.2. Принципы управления качеством при изготовлении изделий рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:
1) деятельность по обеспечению качества при изготовлении изделий и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, основанного на классификации изделий и выполняемых работ по их влиянию на безопасность ОИАЭ (потенциальной опасности использования изделий ненадлежащего качества и надежности);
2) принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям КД, ТД, НТД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ и опытом эксплуатации аналогичных по назначению или принципу действия изделий (изделий-аналогов), а также анализом достигнутого уровня науки и техники;
3) при изменении требований действующих и вводе в действие новых НТД проводится анализ влияния на качество изготавливаемых изделий выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на качество изделий;
4) изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на качество изделий обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;
5) между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;
6) ответственность за выполнение ПОК лежит на руководстве организации.
13.4. В разделе при необходимости приводят требования к ПОК подрядных организаций, участвующих в изготовлении изделий, в соответствии с требованиями к ПОК, устанавливаемыми федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и общей программой обеспечения качества для ОИАЭ.
14. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется описать порядок управления персоналом, обеспечивающий достижение и поддержание необходимого уровня численности и квалификации персонала, способного обеспечить требуемое качество изготавливаемых изделий.
14.1. В разделе рекомендуется указать, что порядок управления персоналом включает:
1) планирование трудовых ресурсов;
2) подбор персонала требуемой квалификации;
3) определение квалификационных требований для каждой должности и разработку на их основе должностных инструкций;
4) определение квалификации исполнителей для каждой конкретной работы (технологической или контрольной операции);
5) формирование и поддержание у всех работников культуры безопасности, направленной на понимание каждым работником его личной причастности к безопасности ОИАЭ;
6) подготовку, переподготовку, повышение квалификации;
7) проведение инструктажей с целью доведения до персонала содержания основных требований по безопасному ведению работ;
8) периодическую проверку знаний (аттестацию) персонала;
9) допуск персонала к самостоятельным работам;
10) анализ, разработку и пересмотр программ подготовки, повышения квалификации и проверки знаний персонала, других учебно-методических материалов, технических средств обучения;
11) стимулирование и мотивацию подготовки и повышения квалификации персонала;
12) ведение учетной документации по результатам подготовки, повышения квалификации и проверки знаний персонала;
13) контроль качества и оценку результативности деятельности, связанной с подбором, подготовкой и поддержанием квалификации персонала организации.
14.2. В разделе рекомендуется дать информацию о разработке программ подготовки (повышения квалификации) персонала, руководящего работами, инженерно-технического персонала и рабочих, выполняющих определенные виды работ, контролеров. В программах подготовки (повышения квалификации) персонала рекомендуется предусматривать:
1) изучение вопросов, связанных с организацией и управлением производством, принципами построения, функционирования и оценки СМК, НТД по качеству, методов и средств реализации политики в области качества;
2) ознакомление с особенностями изготовляемых изделий с учетом применения современных методов и средств контроля технологических характеристик процесса изготовления и характеристик изделий;
3) изучение нормативных правовых и законодательных актов, НТД, КД, ТД, документов СМК и другой технической и организационной документации, связанной с изготовлением изделий;
4) изучение средств технологического, метрологического и программного обеспечения;
5) обучение работников статистическим методам контроля и регулирования, принципам и методам самоконтроля и т.п.;