Примеры аппаратуры и портов
В таблице А.1 приведены примеры аппаратуры и оборудования, которые могут представлять собой как отдельно поставляемые изделия, так и являться подсистемами аппаратуры и оборудования более общего применения (например, управляющие электронные системы во вспомогательном преобразователе). Требования настоящего стандарта применяются только к аппаратуре и оборудованию, являющимся отдельно поставляемыми изделиями. Порт в настоящем стандарте определяется как граница аппаратуры и оборудования с внешней окружающей средой. В таблице А.1 указано, каким требованиям должны отвечать конкретная аппаратура или оборудование (нормы электромагнитных помех, требования помехоустойчивости), или требования не нормируются.
На рисунках, представленных ниже, указаны наиболее важные порты. На них представлены примеры различных схемных решений.
На рисунке А.1 представлена система электропитания электровоза переменного тока с тяговыми электродвигателями переменного тока и псофометрическим фильтром.
На рисунке А.2 представлена система электропитания железнодорожного подвижного состава переменного тока с тяговым преобразователем и электродвигателем переменного тока, оснащенная компенсатором реактивной мощности.
На рисунке А.3 представлена система электропитания железнодорожного подвижного состава переменного тока с тяговыми электродвигателями постоянного тока с использованием выпрямительно-инверторного преобразователя.
На рисунке А.4 представлена система электропитания железнодорожного подвижного состава постоянного тока с тяговыми электродвигателями переменного тока.
На рисунке А.5 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с тяговым генератором и тяговым двигателем постоянного тока. На рисунке А.6 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с генераторами переменного тока, выпрямителями, преобразователем частоты и тяговым двигателем постоянного тока. На рисунке А.7 представлена система электропитания автономного железнодорожного подвижного состава с генераторами переменного тока, преобразователями частоты и тяговым двигателем переменного тока. Примечание - Данные рисунки введены в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-2:2008 для уточнения порядка проведения испытаний автономного железнодорожного подвижного состава. |
На рисунке А.8 представлены примеры дополнительных портов тягового преобразователя тока и электронных систем управления.
При испытаниях должны использоваться схемы подключения аппаратуры и оборудования на конкретном подвижном составе.
Таблица А.1 - Типичные примеры аппаратуры и оборудования
Аппаратура и оборудование | Виды испытаний |
Тяговый преобразователь | Электромагнитные помехи |
Цепь главного выключателя | Нормы не устанавливаются |
Трансформаторы тяги | Нормы не устанавливаются |
Тяговый электродвигатель | Нормы не устанавливаются |
Вспомогательный электродвигатель | Нормы не устанавливаются |
Дополнительный источник питания для заряда аккумуляторной батареи | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронная система управления локомотивом | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава* | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронный интерфейс человек-машина | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Оборудование отопления и кондиционирования | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Аппаратура и оборудование для информирования и оповещения пассажиров | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Аппаратура и оборудование для управления дверями | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Вспомогательное оборудование для функционирования поезда | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Вспомогательное оборудование для обслуживания пассажиров | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Системы управления поездом | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Электронный источник питания | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
Система управления торможением | Электромагнитные помехи и помехоустойчивость |
* Введено дополнительно в целях учета специфики построения систем управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава в государствах, принявших стандарт. |
В таблице А.2 перечислены некоторые характерные обозначения, применяемые к портам, и типы аппаратуры и оборудования, которые могут иметь такой порт применительно к электровозам, в таблице 3 - к тепловозам. Примеры таких портов приведены на сопровождающих рисунках, за исключением портов 11, 13 и 14 (их отсутствие на рисунках 11, 13 и 14 объясняется сложностью их изображения в удобном для восприятия виде).
Таблица А.2 - Обозначения типичных портов электровозов
Номер порта на рисунках | Типичное наименование порта | Типичные аппаратура и оборудование |
Порты электропитания тягового оборудования переменного тока | ||
1 | Высоковольтный ввод от токоприемника/токоприемников | Главный выключатель |
3 | Высоковольтное соединение (перед фильтром) | Фильтр |
4 | Соединение между фильтром и трансформатором на стороне высокого напряжения | Фильтр |
5 | Однофазная сборная шина поезда | Вспомогательный преобразователь |
6 | Соединение между трансформатором и преобразователем (выпрямителем) | Тяговый преобразователь (выпрямитель) |
7 | Линия к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель |
8 | Вспомогательные обмотки трансформатора | Вспомогательный преобразователь собственных нужд |
Порты электропитания тягового оборудования постоянного тока | ||
2 | Высоковольтный ввод от токоприемника/токоприемников | Быстродействующий автоматический выключатель |
3 | Высоковольтное соединение (перед фильтром) | Фильтр |
6 | Соединение между фильтром и преобразователем | Тяговый преобразователь |
7 | Линии к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель |
Порты электропитания вспомогательного оборудования переменным током | ||
8 | Источник питания переменного тока (вспомогательная обмотка трансформатора, вспомогательный генератор, вспомогательный преобразователь) | Оборудование кондиционирования воздуха |
Порты электропитания вспомогательного оборудования постоянным током | ||
9 | Источник питания постоянного тока | |
Порты аккумуляторной батареи | ||
10 | Аккумуляторная батарея | Электронный источник питания |
11 | Шина управления поездом (стандартное напряжение батареи) | Система управления поездом |
19 | Логический вход/выход реле | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порты ввода/вывода сигналов связи и управления | ||
12 | Шина данных подвижного состава | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
13 | Шина данных поезда | Система управления поездом |
14 | Сеть передачи аудио- и видеоинформации для пассажиров | Оборудование аудио- и видеоинформации для пассажиров |
15 | Линии управления работой тягового преобразователя, включая световодные | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
17, 18 | Сигнал датчика/преобразователя (цифровой или аналоговый) | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
20 | Сервисный порт | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порты ввода/вывода контроля и измерения | ||
16 | Внутренний электронный источник питания | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
18 | Сигнал датчика/преобразователя (аналоговый) | Электронные системы управления, контроля и безопасности |
Порт корпуса | ||
21 | Корпус оборудования | Вся аппаратура |
Порт заземления | ||
22 | Подключение к шине заземления единицы подвижного состава | Вся аппаратура |
Таблица А.3 - Обозначения типичных портов тепловозов | ||||
Номер порта на рисунках | Типичное наименование порта | Типичные аппаратура и оборудование | ||
Порты электропитания тягового оборудования переменного тока | ||||
1 | Соединение между синхронным тяговым генератором и тяговым преобразователем (выпрямителем) | Тяговый преобразователь (выпрямитель) | ||
2 | Линия от тягового преобразователя к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель переменного тока | ||
Порты электропитания тягового оборудования постоянного тока | ||||
3 | Линия от тягового выпрямителя к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель постоянного тока | ||
4 | Линия от тягового генератора постоянного тока к тяговому электродвигателю | Тяговый электродвигатель постоянного тока | ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования переменным током | ||||
5 | Соединение между генератором энергоснабжения поезда и выпрямителем | Выпрямитель энергоснабжения поезда | ||
6 | Соединение между генератором питания собственных нужд и преобразователем | Преобразователь питания собственных нужд | ||
7 | Соединение преобразователя питания собственных нужд с потребителями | Преобразователь питания собственных нужд | ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования постоянным током | ||||
8 | Цепь энергоснабжения поезда | Выпрямитель энергоснабжения поезда
| ||
Порты электропитания вспомогательного оборудования и аккумуляторной батареи постоянным током | ||||
9 | Соединение между стартер-генератором, аккумуляторной батареей и вспомогательным оборудованием | Аккумуляторная батарея | ||
Примечание - Данная таблица введена в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-3-2:2008 для уточнения порядка проведения испытаний автономного железнодорожного подвижного состава. | ||||
Рисунок А.1 - Система электропитания электровоза переменного тока с тяговыми электродвигателями переменного тока и псофометрическим фильтром