ГОСТ Р ИСО 7176-16-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Часть 16
Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела
Wheelchairs. Part 16. Resistance to ignition of postural support devices
ОКС 13.220.40
11.180.10
Дата введения 2017-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РООИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2175-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-16:2012* "Кресла-коляски. Часть 16. Стойкость к возгоранию устройств поддержания положения тела" (ISO 7176-16:2012 "Wheelchairs - Part 16: Resistance to ignition of postural support devices", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-16-2006
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются членам ИСО на голосование. Для публикации их в качестве международных стандартов требуется одобрение не менее 75% организаций - членов ИСО, принявших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
Международный стандарт ИСО 7176-16 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173173 "Технические средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности". Подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".
Настоящее второе издание аннулирует и заменяет первое издание (ИСО 7176-16:1997), все разделы которого были технически пересмотрены.
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием "Кресла-коляски":
- часть 1. Определение статической устойчивости;
- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;
- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;
- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;
- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;
- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;
- часть 11. Испытательные манекены;
- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;
- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;
- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;
- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидения в автомобилях;
- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;
- часть 22. Правила установки;
- часть 23. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых сопровождающим лицом;
- часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц, управляемых пользователем;
- часть 25. Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;
- часть 26. Словарь;
- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.
Возгорание и последующее горение кресел-колясок очень редки, но могут произойти в результате:
- нахождения близко к горящему объекту, такому как пламя рядом с креслом-коляской;
- перегрева какого-либо электрического или электронного устройства на кресле-коляске;
- источника возгорания (такого как сигарета или спичка), упавшего в кресло-коляску.
Пользователи кресел-колясок подвергаются особому риску ранения или смерти от этого воспламенения и образуемого задымления, потому что они не способны самостоятельно покинуть кресло-коляску.
Кресла-коляски в большинстве своем включают в себя следующие компоненты:
Возгорание и последующее горение кресел-колясок очень редки, но могут произойти в результате:
- нахождения близко к горящему объекту, такому как пламя рядом с креслом-коляской;
- перегрева какого-либо электрического или электронного устройства на кресле-коляске;
- источника возгорания (такого как сигарета или спичка), упавшего в кресло-коляску.
Пользователи кресел-колясок подвергаются особому риску ранения или смерти от этого воспламенения и образуемого задымления, потому что они не способны самостоятельно покинуть кресло-коляску.
Кресла-коляски в большинстве своем включают в себя следующие компоненты:
a) конструктивные элементы, такие как рама, колеса и т д., которые существенны для механической целостности кресла-коляски;
b) устройства поддержания тела, такие как мягкие сиденья, мягкие спинки сиденья, подлокотники, опоры стопы и т. п., которые крепятся к креслу-коляске и/или к его системе сиденья и главным образом предназначены для поддержания тела пользователя кресла-коляски;
c) компоненты, способствующие целостности ткани, такие как подушки сиденья или опоры спины, которые предназначены осуществлять прежде всего клиническую функцию уменьшения риска повреждения кожи (они могут быть также предназначены для контроля осанки);
d) компоненты, относящиеся к приводу, такие как моторы, источники энергии, контроллеры и т д., которые требуются для работы кресел-колясок с электроприводом.
Каждый из вышеупомянутых компонентов имеет различную степень риска, связанную с их вероятным возгоранием и последующим причинением вреда пользователю кресла-коляски. Стандарты ИСО были опубликованы или находятся в подготовке, для того чтобы определить требования и методы испытания для вышеупомянутых категорий компонентов, чтобы помочь изготовителям и покупателям кресел-колясок проектировать и приобретать кресла-коляски и их компоненты, которые подвержены риску возгорания, с учетом требований пользователей кресел-колясок. Цель этих стандартов ИСО состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие альтернативы использованию стандартов, распространяющихся на мебель, чтобы учесть особенности использования и назначения кресел-колясок и их вспомогательных устройств.
Разработка стандарта ИСО на стойкость к возгоранию конструктивных элементов [см. перечисление а)] еще не началась. Наиболее вероятными источниками возгорания являются близость к источникам тепла, таким как электрический радиатор или домашний источник огня или тепла, такой как зажженная спичка или сигарета, упавшая на корпус.
Компоненты, способствующие целостности ткани [см. перечисление с)], являются предметом предварительного варианта ИСО (ИСО 16840-10) и допускают менее строгое сопротивление возгоранию, основанное на их приоритете для их клинической функции, которая может преобладать над потребностью в высокой стойкости к возгоранию.
Компоненты, относящиеся к приводу [см. перечисление d)], являются предметом ИСО 7176-14, который определяет требования к предупреждению перегрева в электрических компонентах, который может привести к воспламенению.