Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 7176-3-2015

Группа Р23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 3

Определение эффективности действия тормозной системы

Wheelchairs. Part 3. Determination of effectiveness of brakes



ОКС 11.180.10

ОКП 94 5150

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" (РОИ "Центр гуманитарных программ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2170-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-3:2012* "Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы" (ISO 7176-3:2012 "Wheelchairs - Part 3: Determination of effectiveness of brakes", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 7176-3:2012


ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно осуществляют Технические комитеты ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническим комитетом, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 7176-3 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитет ПК 1 "Кресла-коляски".

Настоящее третье издание аннулирует и заменяет второе издание (ИСО 7176-3:2003), все разделы которого были технически пересмотрены.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием "Кресла-коляски":

- часть 1. Определение статической устойчивости;

- часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

- часть 3. Определение эффективности действия тормозов;

- часть 4. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;

- часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;

- часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;

- часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;

- часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

- часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

- часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия при подъеме;

- часть 11. Испытательные манекены;

- часть 13. Определение коэффициента трения испытательных поверхностей;

- часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;

- часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

- часть 16. Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела;

- часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в автомобилях в качестве сидений в автомобилях;

- часть 21. Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;

- часть 22. Правила установки;

- часть 25 Батареи и зарядные устройства для кресел-колясок с электроприводом;

- часть 26. Словарь;

- часть 28. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестниц.

Введение


Работа тормозной системы кресла-коляски может быть критична для безопасности. Испытания, определенные в настоящем стандарте, определяют способность кресла-коляски останавливаться безопасным способом на уровне земли и на склоне и определяют способность кресла-коляски оставаться неподвижным при парковке на склоне.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет методы испытания для измерения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным приводом и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера, предназначенных для перемещения одного человека с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч. Стандарт также определяет требования к раскрытию информации изготовителем.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs - Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs - Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs - Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к информационному описанию, документации и маркировке (ISO 7176-15, Wheelchairs - Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labeling)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Процедуры установки (ISO 7176-22, Wheelchairs - Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs - Part 26: Vocabulary)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опрокидывание (tipping): Поворотное движение кресла-коляски, которое происходит, когда вертикальная проекция центра массы кресла-коляски с пользователем смещается наружу многоугольника, соединяющего точки контакта с землей всех работающих колес.

Примечание 1 - Момент, при котором кресло-коляска начинает опрокидываться, достигается, когда силы под всеми поднятыми рабочими колесами становятся равны нулю (т.е. имеется сила, проходящая только через одну сторону многоугольника). Для уточнения см. [1].

3.2 скольжение (sliding): Движение кресла-коляски по испытательной поверхности, когда есть разница в скорости между испытательной поверхностью и поверхностью качения тормозных колес.

     4 Принцип


Выполняют ряд операций торможения кресла-коляски и измеряют и наблюдают результирующие реакции кресла-коляски.

     5 Оборудование для испытания

5.1 Жесткие, ровные испытательные плоскости и пандус.

5.1.1 Все испытательные плоскости, определенные в этом разделе, должны быть жесткими с коэффициентом трения поверхности, определенным в ИСО 7176-13, и достаточного размера, чтобы проводить испытания. Поверхность должна быть ровной, так что любые две точки на расстоянии 1 м на плоскости должны находиться между двумя воображаемыми горизонтальными плоскостями, разнесенными на расстоянии 5 мм, как показатель плоскостности. Соответствие этому требованию может быть оценено, используя поверочную линейку длиной 1 м.

Примечание - Воображаемые плоскости предназначены для предоставления средства измерения плоскостности испытательной поверхности.


Плоскости и пандусы по 5.1.2-5.1.4 могут быть объединены в один или два блока, гарантируя, что требования ровной/наклонной поверхности для каждого применяемого типа ровной/наклонной поверхности удовлетворены.

5.1.2 Жесткая, ровная, горизонтальная испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и иметь в процессе испытания отклонение от горизонтали не более 0,5° в наклоне или поперечном уклоне.

5.1.3 Жесткая, ровная, регулируемая испытательная плоскость, которая должна отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания стояночного тормоза, имеющая регулируемый угол наклона относительно единственной оси наклона по горизонтали.

Если наклон испытательной плоскости увеличивается непрерывно, скорость его увеличения не должна превышать 1 °/с при приближении к углу опрокидывания.

Если наклон испытательной плоскости увеличивается пошагово, размер шага не должен превышать 0,5° и движение между шагами должно быть достаточно гладким, чтобы не оказывать влияния на результаты испытания.

Примечание - Диапазон наклона от горизонтали до 25° обычно является достаточным для большинства кресел-колясок.

5.1.4 Жесткий, ровный, наклонный испытательный пандус, который должен отвечать требованиям 5.1.1 и быть достаточного размера для размещения кресла-коляски во время испытания рабочего тормоза, который может быть установлен под определенным углом наклона с допуском ° или который фиксируют при этом угле наклона. Соответствие требуемому углу наклона может быть оценено, используя угломер, определенный в 5.5.

Примечание 1 - Если угол фиксированный, следует использовать несколько различных испытательных пандусов.

Примечание 2 - Рекомендуемый минимальный размер равен 5х1,5 м, но размер 10х1,5 м часто будет необходим.

5.2 Испытательный манекен, как определено в ИСО 7176-11, с соответствующим закреплением, или пользователь в качестве испытателя.

Примечание 1 - Если используют манекен, может быть использовано устройство дистанционного управления для управления креслом-коляской.

Примечание 2 - Пользователь в качестве испытателя должен быть внимательным, чтобы минимизировать любое перемещение во время испытания, так как это может оказать влияние на результат.

5.3 Дополнительные грузы с соответствующим закреплением для добавления к испытателю, для получения массы и распределения массы, эквивалентной применяемому манекену.

5.4 Средства измерения тормозного пути, чтобы измерять тормозной путь кресла-коляски с точностью ±50 мм.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs