Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 33247-2015
(ISO/IEC 19788-1:2011)

Группа П80

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Информационные технологии

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕТАДАННЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Часть 1

Структура

Information technology. Learning, education and training. Metadata for learning resources. Part 1: Framework

     

МКС 03.100.30
        35.240.99

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие


Цели, принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Ркспублики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2015 г. N 1836-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33247-2015 (ISO/IEC 19788-1:2011) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO/IEC 19788-1:2011* "Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура" ("Information technology. Learning, education and training - Metadata for learning resources. Part 1: Framework", MOD) путем исключения информационных приложений А, В, С и алфавитного указателя.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в приложении ДБ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы упростить: (1) описание образовательного ресурса, используя основанный на стандартах подход к идентификации и спецификации элементов метаданных, требуемых для описания образовательного ресурса; (2) поиск, открытие, приобретение, оценку и использование образовательных ресурсов, например учениками, преподавателями или автоматизированными процессами программного обеспечения. Способность к взаимодействию этих функций может быть достигнута посредством сбора данных или объединенных процессов поиска либо других технологий и решений. Настоящий стандарт основан на идентифицированных пользовательских требованиях.

Настоящий стандарт включает правила для назначения и управления идентификаторами и развитие последующих частей, выполняющих определенные пользовательские потребности.

Дополнительно в настоящем стандарте описаны способы определения прикладных профилей.

В то же самое время настоящий стандарт принимает во внимание разнообразие культурных и лингвистических контекстов, в которых образовательные ресурсы и их метаданные, вероятно, будут создаваться и эксплуатироваться. Стандарт также облегчает повторное использование описаний образовательного ресурса путем обеспечения элементами спецификаций. Это облегчает сбор метаданных.

Данный стандарт ставит цель определить элементы данных, касающиеся изучения ресурсов, которые будут выражены в диапазоне установленных форматов, предоставляя оптимальную совместимость IEEE 1484.12.1-2002 [1] и ISO 15836:2009 [2] (см. Библиографию), также рассматривает требования пользователей, которые не явно рассмотрены в этих стандартах. Эти элементы данных используются, чтобы сформировать описание образовательного ресурса.

Настоящий стандарт имеет модульную структуру со всеми последующими частями, имеющими различные области применения. Каждая из этих частей представляет собой определенный набор требований пользователей для выявления и уточнения элементов данных, которые могут быть использованы в описании образовательного ресурса. Это включает категории элементов данных, которые сосредоточены на технических перспективах, образовательных (педагогических) аспектах, доступности и аспектах интеллектуальной собственности, системах классификации, управления жизненным циклом, регистрации и т.д. Также включает использование прикладных профилей, определяющих правила объединения элементов метаданных из различных частей стандарта и других технических требований, для обеспечения описания образовательных ресурсов, например MLR записи, в определенном контексте.

Идентификация и спецификация отдельных элементов метаданных не включены в настоящий стандарт, но определены в последующих частях. Также исключены из этой части стандарта спецификации привязки для элементов данных (например, привязки XML), а также описание конкретных профилей приложений. Они будут рассмотрены в последующих частях. Тем не менее XML-фрагменты могут быть использованы в примерах.

Следующие аспекты могут быть рассмотрены в последующих изданиях или в других частях настоящего стандарта:

дополнительные атрибуты спецификаций элементов данных;

регистрация MLR-записей (см. 3.23) и присвоение им уникальных идентификаторов;

подробные правила, регулирующие кодирование областей;

личности в качестве образовательного ресурса.

     1 Область применения


Основная цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы определить элементы метаданных и их признаки для описания ресурсов обучения. Это включает правила, которые управляют идентификацией элементов данных и спецификацией их признаков.

Примечание - Термины определены в 3.


Настоящий стандарт обеспечивает описание ресурсов изучения элементами данных и ресурсами, непосредственно связанными с ними.

Данная часть определяет принципы, правила и структуры для спецификации описания ресурсов обучения; в настоящем стандарте идентифицируются и определяются признаки элемента данных, а также правила, управляющие их использованием. Ключевые принципы, заявленные в настоящем стандарте, содержат требования к пользовательскому контексту с целью поддержки многоязычных и культурных требований, адаптируемых к глобальным перспективам.

Настоящий стандарт определяет ряд общих подходов, то есть методологии и конструкции, которые относятся к развитию последующих частей данного стандарта.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименования языков

Примечание - При использовании настоящим стандартом* целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 прикладной профиль (application profile): Определенный структурированный набор технических требований элемента данных (см. 3.14), выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества.

Примечание - Технические требования элемента данных взяты из различных частей ISO/IEC 19788 и из других источников.

3.2 прикладной отчет профиля (application profile record): Специальный набор элементов данных (см. 3.11), описывающий определенный ресурс обучения (см. 3.20) и удовлетворяющий правилам (см. 3.32) определенного прикладного профиля (см. 3.1).

3.3 прикладная спецификация профиля (application profile specification): Описание прикладного профиля (см. 3.1) путем представления значения его атрибута (см. 3.5) и описания лежащей в его основе спецификации группы элемента данных (см. 3.13).

3.4 атрибут (attribute): Особенность (характеристика) объекта или сущности (см. 3.17).

3.5 значение атрибута (attribute value): Информация, записанная в качестве содержимого атрибута (см. 3.4) в спецификации элементов данных (см. 3.14), в спецификации группы элемента данных (см. 3.13) или в прикладной спецификации профиля (см. 3.3).

3.6 условный (conditional): Требуется при определенных заданных условиях по [3], 3.2.9.

Примечание - Одно из обязательных положений, которые применяются к атрибутам элемента данных (в спецификации элементов данных), с указанием условий, при которых требуется значение атрибута.

3.7 совместимый элемент данных (conformant data element): Элемент данных (см. 3.11), который подчиняется правилам (см. 3.32) спецификации элемента данных (см. 3.14).

3.8 соответствующая запись MLR (conforming MLR record): Запись MLR (см. 3.24), в которой все элементы данных (см. 3.11) являются совместимыми элементами данных (см. 3.7).

3.9 соответствующая запись MLR родственная к прикладному профилю (conforming MLR record relative to an application profile): Соответствующая запись MLR (см. 3.8), для которой дополнительные условия, указанные в прикладном профиле спецификации (см. 3.3), удовлетворяют всем элементам данных (см. 3.11) в записи MLR.

3.10 содержание значения (content value): Информация, записанная в качестве содержимого элементов данных (см. 3.11) в соответствии со спецификацией элементов данных (см. 3.14).

3.11 элемент данных (data element): Единица данных, описанная в спецификации элемента данных по [4].

3.12 группа элементов данных (data element group): Названный набор связанных элементов данных (см. 3.11) и/или групп элементов данных групп (см. 3.12), который описан в спецификации групп элементов данных (см. 3.13).

Примечание - Группа элементов данных представляет собой структурированный набор элементов данных.

3.13 спецификация группы элементов данных (data element group specification): Описание элемента данных (см. 3.11) или группы элементов данных (см. 3.12), составляющих группу рассматриваемых элементов данных.

3.14 спецификация элемента данных (data element specification): Набор атрибутов (см. 3.4) и значение атрибута (см. 3.5), определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных (см. 3.11).

Примечание - Адаптировано из определения "простой спецификации элементов данных" по [4], 4.106.

3.15 определение (описание) (definition): Представление концепции через описательное утверждение, которое служит для отличия от схожих понятий по [5], 3.3.1.

3.16 область (сфера) элемента данных (domain): Класс ресурсов (см. 3.31), ресурсы которого (см. 3.30) описываются рассматриваемыми элементами данных (см. 3.11).

3.17 сущность (объект) (entity): Любая конкретная или абстрактная вещь, которая существует, существовала или могла бы существовать, включая ассоциации этих вещей.

Примечание - Сущность определяется независимо от того, доступны ли данные о ней или нет, по [6].


Пример - Человек, объект, событие, идея, процесс и т.д.

3.18 расширение (extension): Набор всех строк (см. 3.35), удовлетворяющих всем лексическим правилам в рассматриваемом наборе правил (см. 3.33).

3.19 идентификатор (identifier): Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность (см. 3.17).

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs