ГОСТ Р ИСО 17258-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статистические методы
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ "ШЕСТЬ СИГМ"
Бенчмаркинг
Statistical methods. Quantitative methods in process improvement "Six Sigma". Benchmarking
ОКС 03.120.30
Дата введения 2016-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Применение статистических методов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. N 1851-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17258:2014* "Статистические методы. Шесть сигм. Основные критерии бенчмаркинга для методологии "Шесть сигм" в организациях" (ISO 17258:2014 "Statistical methods - Six Sigma - Basic criteria underlying benchmarking for Six Sigma in organisations", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Бенчмаркинг используют в различных областях бизнеса. Методология "Шесть сигм" требует обязательного проведения анализа с использованием процесса бенчмаркинга. Иными словами требуется метод сравнения уровней качества, эффективности и производительности процессов организации с современными процессами на лучших предприятиях. Настоящий стандарт устанавливает, что надо сравнивать и как провести правильное сравнение уровней качества, эффективности и производительности в организациях. Числовые значения, полученные в результате бенчмаркинга, можно использовать при составлении программы улучшений и для анализа улучшений, достигнутых организацией. Методы, установленные в настоящем стандарте, могут также быть использованы в других процессах организации, таких как анализ соответствия требованиям или анализ финансовых показателей.
Бенчмаркинг - это процесс сбора и обработки данных и информации и сопоставления результатов. Бенчмарка - ориентир для сравнения.
Основной методологией бенчмаркинга является основанное на прозрачности и универсальном анализе доверие к процессу вычислений и полученным результатам так, чтобы сопоставление организацией было принято всеми сторонами.
Бенчмарка и принципы методологии "Шесть сигм"
Обычно число сигм представляет собой число в пределах от числа, близкого к нулю, до 10 или более. "Шесть сигм" соответствует приблизительно 3,4 дефекта на миллион (см. ИСО 13053-1 5.3 для машиностроительных и электронных отраслей) и традиционно считалось "мировым уровнем" качества. Для других видов промышленности число сигм и бенчмарку "мирового уровня" определяют в зависимости от критичности дефектов. И для различных отраслей и рынков сбыта "мировой уровень" может быть различным.
Сигмовый уровень качества представляет собой оценку доли дефектов (как правило, выраженный в виде числа дефектов на миллион). Сигмовым "мировым уровнем" является такой уровень несоответствий, который дает возможность поставлять продукцию и услуги высшего качества.
Бенчмаркинг применим ко всем видам промышленности, всем типам процессов, организациям любого объема и ко всем методологиям улучшения совместно с DMAIC или методам, относящимся к разработкам для методологии "Шесть сигм".
Критерии и дефекты
Сигмовый уровень качества основан на отношении оценки (наблюдаемого или предсказанного) количества дефектов к общему количеству объектов в соответствии с требованиями и изменчивостью процесса (например, один дефект на миллион).
Дефект - это состояние продукции, которое не нравится потребителю или пользователю или оказывает негативное влияние на деятельность организации.
Идентифицированы два типа потребителей:
- конечный пользователь или потребитель (взаимоотношения вида - бизнес для потребителя);
- партнер по бизнесу в цепи поставок (взаимоотношения вида - бизнес для бизнеса).
У потребителя существуют некоторые требования к продукции, но чаще всего они выражены в неявном виде. Эти требования не обязательно являются многочисленными, они могут быть представлены в следующем виде:
1) Безопасность продукции или услуги при использовании по назначению (безопасность, защищенность).
2) Выполнение поставленной продукцией и/или оказываемой услугой своих основных функций (функциональность, комфортность).
3) Готовность и безотказность при использовании продукции/услуги по назначению (простота в использовании, готовность и безотказность).
4) Отсутствие вреда пользователям (этического) или окружающей среде (контроль загрязнения).
Эти четыре критерия охватывают большую часть потребностей потребителя для всех видов промышленности на всех континентах.
У потребителя могут быть и другие критерии, но все они, вероятно, могут быть сведены в итоге к критериям, описанным выше.
Цепочка поставок
Цепочка поставок представляет собой всю последовательность - от поставщика исходной продукции через передающие звенья до конечной продукции или услуги для потребителя. У каждой организации существует своя цепочка поставок.
Примеры:
- Нефтегазовый сектор - от морского добывающего комплекса (извлечение нефти) до продавца бензина и потребителя.
- Пищевая промышленность - от полей и садов (сырье) до потребителя.
- Автомобильный сектор - от поставщиков комплектующих до поставщика автомобилей.
- Косметический сектор - от молекулы до духов или кремов.
В "общий" уровень качества продукции или эффективности услуг, поставляемых потребителю, входят качество и эффективность работы отдельных передающих звеньев в цепи поставок.
Целью методологии бенчмаркинга является сопоставление этих уровней по всей цепочке поставок снизу доверху или сверху донизу (бенчмаркинг эффективности цепочки поставок) или звеньями одного уровня (конкурентный бенчмаркинг).
Рисунок 1 - Цикл цепочки поставок
В настоящем стандарте установлена методология определения уровня качества, эффективности и производительности процессов, продукции и услуг в соответствии с принципами методологии "Шесть сигм". Эта методология применима к организациям всех секторов экономики (промышленность, сфера услуг, управление и др.) и организациям как вовлеченным в программы улучшений, такие как "Шесть сигм", бережливое производство и др., так и не вовлеченным в эти программы. В частности, эта методология может быть использована перед началом выполнения программы "Шесть сигм" при выборе проектов для улучшений.
Примечание - В центре внимания методологии находятся критерии, меры, процессы измерений и процессы сравнения. Результаты могут использоваться для идентификации "лучших практик" бенчмаркинга.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):
ISO 13053-1, Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 1: DMAIC methodology (Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC)
3.1 Термины и определения
3.1.1 бенчмарка (benchmark): Ориентир для сравнения.
3.1.2 бенчмаркинг (benchmarking): Действия по сравнению объектов или исследуемых методов друг с другом или с бенчмаркой для анализа критерия (или характеристики).
3.1.3 метод бенчмаркинга (benchmarking method): Логическая последовательность действий для описания процесса количественного сравнения одного или нескольких свойств характеристик с эталоном в соответствии с установленной шкалой.
3.2 Обозначения
A | - | мера "общей площади"; |
- | мера "потерянной площади"; | |
C | - | количество (баллы); |
- | количество нарушений пороговых значений веществ загрязняющих воздух в установленный период времени; | |
- | входной уровень дефектов; | |
- | выходной уровень дефектов; | |
- | уровень дефектов процесса или деятельности; | |
- | количество нарушений порога загрязнения воды в установленный период времени; | |
E | - | категория пользователя "опытный"; |
F | - | категория пользователя "в первый раз"; |
k | - | индекс, соответствующий номеру организации; |
N | - | общее количество пользователей; |
- | количество пользователей категории Е; | |
- | количество пользователей категории F; | |
t | - | продолжительность времени исследования; |
- | продолжительность времени, в течение которого продукция возвращена; | |
- | потерянное время; | |
- | время, необходимое для начала работы или использования продукции; | |
X | - | мера расхода (непрерывная величина). |
Бенчмаркинг представляет собой метод сбора и анализа данных для сравнения уровней качества, эффективности двух или более организаций.
4.1 Цели и структура
Ниже приведены рекомендации по проведению бенчмаркинга и получению бенчмарок в качестве его результатов.