Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ Р ИСО 17258-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статистические методы

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ "ШЕСТЬ СИГМ"

Бенчмаркинг

Statistical methods. Quantitative methods in process improvement "Six Sigma". Benchmarking



ОКС 03.120.30

Дата введения 2016-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Применение статистических методов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2015 г. N 1851-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17258:2014* "Статистические методы. Шесть сигм. Основные критерии бенчмаркинга для методологии "Шесть сигм" в организациях" (ISO 17258:2014 "Statistical methods - Six Sigma - Basic criteria underlying benchmarking for Six Sigma in organisations", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Бенчмаркинг используют в различных областях бизнеса. Методология "Шесть сигм" требует обязательного проведения анализа с использованием процесса бенчмаркинга. Иными словами требуется метод сравнения уровней качества, эффективности и производительности процессов организации с современными процессами на лучших предприятиях. Настоящий стандарт устанавливает, что надо сравнивать и как провести правильное сравнение уровней качества, эффективности и производительности в организациях. Числовые значения, полученные в результате бенчмаркинга, можно использовать при составлении программы улучшений и для анализа улучшений, достигнутых организацией. Методы, установленные в настоящем стандарте, могут также быть использованы в других процессах организации, таких как анализ соответствия требованиям или анализ финансовых показателей.

Бенчмаркинг - это процесс сбора и обработки данных и информации и сопоставления результатов. Бенчмарка - ориентир для сравнения.

Основной методологией бенчмаркинга является основанное на прозрачности и универсальном анализе доверие к процессу вычислений и полученным результатам так, чтобы сопоставление организацией было принято всеми сторонами.

Бенчмарка и принципы методологии "Шесть сигм"

Обычно число сигм представляет собой число в пределах от числа, близкого к нулю, до 10 или более. "Шесть сигм" соответствует приблизительно 3,4 дефекта на миллион (см. ИСО 13053-1 5.3 для машиностроительных и электронных отраслей) и традиционно считалось "мировым уровнем" качества. Для других видов промышленности число сигм и бенчмарку "мирового уровня" определяют в зависимости от критичности дефектов. И для различных отраслей и рынков сбыта "мировой уровень" может быть различным.

Сигмовый уровень качества представляет собой оценку доли дефектов (как правило, выраженный в виде числа дефектов на миллион). Сигмовым "мировым уровнем" является такой уровень несоответствий, который дает возможность поставлять продукцию и услуги высшего качества.

Бенчмаркинг применим ко всем видам промышленности, всем типам процессов, организациям любого объема и ко всем методологиям улучшения совместно с DMAIC или методам, относящимся к разработкам для методологии "Шесть сигм".

Критерии и дефекты

Сигмовый уровень качества основан на отношении оценки (наблюдаемого или предсказанного) количества дефектов к общему количеству объектов в соответствии с требованиями и изменчивостью процесса (например, один дефект на миллион).

Дефект - это состояние продукции, которое не нравится потребителю или пользователю или оказывает негативное влияние на деятельность организации.

Идентифицированы два типа потребителей:

- конечный пользователь или потребитель (взаимоотношения вида - бизнес для потребителя);

- партнер по бизнесу в цепи поставок (взаимоотношения вида - бизнес для бизнеса).

У потребителя существуют некоторые требования к продукции, но чаще всего они выражены в неявном виде. Эти требования не обязательно являются многочисленными, они могут быть представлены в следующем виде:

1) Безопасность продукции или услуги при использовании по назначению (безопасность, защищенность).

2) Выполнение поставленной продукцией и/или оказываемой услугой своих основных функций (функциональность, комфортность).

3) Готовность и безотказность при использовании продукции/услуги по назначению (простота в использовании, готовность и безотказность).

4) Отсутствие вреда пользователям (этического) или окружающей среде (контроль загрязнения).

Эти четыре критерия охватывают большую часть потребностей потребителя для всех видов промышленности на всех континентах.

У потребителя могут быть и другие критерии, но все они, вероятно, могут быть сведены в итоге к критериям, описанным выше.

Цепочка поставок

Цепочка поставок представляет собой всю последовательность - от поставщика исходной продукции через передающие звенья до конечной продукции или услуги для потребителя. У каждой организации существует своя цепочка поставок.

Примеры:

- Нефтегазовый сектор - от морского добывающего комплекса (извлечение нефти) до продавца бензина и потребителя.

- Пищевая промышленность - от полей и садов (сырье) до потребителя.

- Автомобильный сектор - от поставщиков комплектующих до поставщика автомобилей.

- Косметический сектор - от молекулы до духов или кремов.

В "общий" уровень качества продукции или эффективности услуг, поставляемых потребителю, входят качество и эффективность работы отдельных передающих звеньев в цепи поставок.

Целью методологии бенчмаркинга является сопоставление этих уровней по всей цепочке поставок снизу доверху или сверху донизу (бенчмаркинг эффективности цепочки поставок) или звеньями одного уровня (конкурентный бенчмаркинг).

Рисунок 1 - Цикл цепочки поставок

     

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлена методология определения уровня качества, эффективности и производительности процессов, продукции и услуг в соответствии с принципами методологии "Шесть сигм". Эта методология применима к организациям всех секторов экономики (промышленность, сфера услуг, управление и др.) и организациям как вовлеченным в программы улучшений, такие как "Шесть сигм", бережливое производство и др., так и не вовлеченным в эти программы. В частности, эта методология может быть использована перед началом выполнения программы "Шесть сигм" при выборе проектов для улучшений.

Примечание - В центре внимания методологии находятся критерии, меры, процессы измерений и процессы сравнения. Результаты могут использоваться для идентификации "лучших практик" бенчмаркинга.

     2 Нормативные ссылки      


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

ISO 13053-1, Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 1: DMAIC methodology (Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC)

     3 Термины, определения и обозначения

3.1 Термины и определения

3.1.1 бенчмарка (benchmark): Ориентир для сравнения.

3.1.2 бенчмаркинг (benchmarking): Действия по сравнению объектов или исследуемых методов друг с другом или с бенчмаркой для анализа критерия (или характеристики).

3.1.3 метод бенчмаркинга (benchmarking method): Логическая последовательность действий для описания процесса количественного сравнения одного или нескольких свойств характеристик с эталоном в соответствии с установленной шкалой.

3.2 Обозначения

A

-

мера "общей площади";


-

мера "потерянной площади";

C

-

количество (баллы);


-

количество нарушений пороговых значений веществ загрязняющих воздух в установленный период времени;


-

входной уровень дефектов;


-

выходной уровень дефектов;


-

уровень дефектов процесса или деятельности;


-

количество нарушений порога загрязнения воды в установленный период времени;

E

-

категория пользователя "опытный";

F

-

категория пользователя "в первый раз";

k

-

индекс, соответствующий номеру организации;

N

-

общее количество пользователей;


-

количество пользователей категории Е;


-

количество пользователей категории F;

t

-

продолжительность времени исследования;

-

продолжительность времени, в течение которого продукция возвращена;


-

потерянное время;


-

время, необходимое для начала работы или использования продукции;

X

-

мера расхода (непрерывная величина).

     

     4 Общие понятия бенчмаркинга


Бенчмаркинг представляет собой метод сбора и анализа данных для сравнения уровней качества, эффективности двух или более организаций.

4.1 Цели и структура

Ниже приведены рекомендации по проведению бенчмаркинга и получению бенчмарок в качестве его результатов.