УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Главного управления
лечебно-профилактической
помощи Министерства
здравоохранения СССР
А.САФОНОВ
25 декабря 1965 г. N 10-61/14-129
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
П.ЛЯРСКИЙ
25 декабря 1965 г. N 567-65
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОДРОСТКОВ*
_______________
* Разработаны Ленинградским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний.
Проведенные в СССР законодательные мероприятия по укреплению связи школы с жизнью, сочетанию учебы с общественно полезным трудом включают в производство миллионы молодежи, в связи с чем правильное определение профессиональной пригодности подростков к различным профессиям и специальностям является актуальной проблемой, имеющей государственное значение.
Для рациональной подготовки школьников старших классов к труду должен быть своевременно развернут весь комплекс мероприятий по профессиональной ориентации.
Работники школы должны заблаговременно приступить к мероприятиям по профессиональной ориентации учащихся. Для этого педагогам, родителям и медицинским работникам необходимо иметь полноценные данные о состоянии здоровья, физическом развитии школьников, знать их интересы и наклонности.
В осуществлении этой работы необходим тесный контакт между педагогами, врачами и родителями.
Профессионально-ориентационная работа среди подростков должна базироваться на определении объема требований, предъявляемых профессией к организму работающих. Подростки должны быть ознакомлены со значением и сущностью профессии, объемом знаний и навыков, необходимых для овладения профессией. Им должны быть разъяснены перспективы личного роста в данной отрасли трудовой деятельности, трудности, с которыми связана профессия, условия оплаты труда, обстановка производства и т.д.
Врачебная профессиональная консультация предусматривает рекомендацию для подростков наиболее целесообразной, соответствующей их здоровью и физическому развитию профессий.
Задача врачебной профессиональной консультации состоит в том, чтобы помочь подростку выбрать такую профессию, которая будет отвечать его индивидуальным интересам, способностям, укреплять состояние здоровья и обеспечивать оптимальную производительность труда.
Врачебно-профессиональная консультация должна проводиться по двум направлениям: для подростков практически здоровых и для лиц, имеющих отклонение в состоянии здоровья и физическом развитии.
Здоровые подростки могут работать в большинстве профессий, рекомендуемых для этого возраста.
При оценке состояния здоровья подростка врач всегда обязан учитывать, что возникающие в этом возрасте новые соотношения в нейрогуморальной регуляции организма способствуют высокой динамичности физиологических процессов, что нередко затрудняет дифференциальную диагностику крайних вариантов физиологии от проявления патологии.
С еще большими трудностями, связанными со спецификой возраста, врач сталкивается при решении вопроса о профессиональной пригодности подростков с различными заболеваниями или физическими недостатками.
При определении профессиональной пригодности подростка следует исходить не столько из величины нагрузки в период профессионального обучения, сколько из объема требований, которые будут предъявлены к подростку по окончании обучения уже как к взрослому рабочему.
Согласно действующему в нашей стране законодательству каждый подросток перед поступлением в профессионально-техническое училище, на работу, а школьник перед началом производственного обучения, должен получить от врача подробную консультацию, каким видом труда ему целесообразнее всего заняться.
Правильное осуществление врачебной профессиональной консультации зависит от:
а) знания анатомо-физиологических особенностей пубертатного периода;
б) знания условий труда подростка и их влияния на организм;
в) полноты и тщательности медицинского освидетельствования подростков с учетом требований, выдвигаемых при решении профконсультационных вопросов;
г) знания и умения пользоваться перечнями медицинских противопоказаний к производственному обучению и к работе подростков;
д) осведомленности в законодательстве по охране труда подростков и т.д.