Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р ИСО 37120-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Устойчивое развитие сообщества

ПОКАЗАТЕЛИ ГОРОДСКИХ УСЛУГ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Sustainable development of communities. Indicators for city services and quality of life



ОКС 13.020.20

Дата введения 2016-02-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург") при участии Закрытого акционерного общества "Институт региональных экономических исследований" (ЗАО "ИРЭИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований".

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июля 2015 г. N 1024-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 37120:2014* "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни" (ISO 37120:2014 "Sustainable development of communities - Indicators for city services and quality of life", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Городам необходимы стандартизированные показатели для измерения эффективности их функционирования. Существующие показатели зачастую не стандартизированы, не согласованы или не поддаются сравнительному анализу по периодам времени или по разным городам.

В составе новой серии стандартов, которые разрабатываются в целях обеспечения комплексного и целостного подхода к устойчивому развитию и жизнеспособности, такой набор стандартизированных показателей формирует единый подход к определению того, что необходимо измерять и как проводить измерения. Сам по себе этот набор не позволяет произвести взвешенную оценку, установить пороговые или целевые числовые значения показателей.

Соблюдение этого стандарта не придает никакого статуса в этом отношении. Город, который отвечает данному стандарту в части измерения показателей оценки городских услуг и качества жизни, вправе претендовать соответственно только на его соблюдение.

Эти показатели можно использовать для отслеживания и контроля прогресса в отношении эффективности функционирования города. Для того чтобы добиться устойчивого развития, необходимо учитывать всю городскую систему. При планировании будущих потребностей необходимо принимать во внимание текущие способы и эффективность использования ресурсов, для того чтобы лучше составить планы на будущее.

В данном стандарте лучше разработаны показатели и соответствующие способы проверки, чтобы оказать городам помощь:

a) в измерении эффективности городских услуг и качества жизни в динамике;

b) в изучении на примере друг друга за счет сопоставления по широкому спектру показателей эффективности;

c) в обмене передовым практическим опытом.

Примечание - Принято считать, что города не в состоянии оказывать непосредственное влияние на факторы, от которых зависят некоторые из этих показателей, или контролировать их, однако для целей корректного сопоставления важную роль играет отчетность, которая дает общее представление об оказании услуг и качестве жизни в городе.


Показатели в данном стандарте подобраны таким образом, чтобы максимально упростить отчетность и сделать ее максимально экономичной, и поэтому они отражают исходную платформу для подготовки отчетности.

Показатели сгруппированы по темам. С учетом различий с точки зрения ресурсов и возможностей городов по всему миру весь набор показателей эффективности функционирования городов разбит на "основные" показатели (которых должен придерживаться каждый, кто применяет данный стандарт) и "вспомогательные" показатели (которых следует придерживаться всем, кто применяет данный стандарт). И основные, и вспомогательные показатели перечислены в таблице А.1 приложения А. Кроме того, в таблице В.1 приложения В для справки приводятся профильные показатели, которые представляют собой статистические данные и исходные сведения, помогающие городам определить то, какие города представляют интерес с точки зрения сопоставления.

В данном стандарте используются следующие речевые обороты:

- "должен" указывает на требование;

- "следует" указывает на рекомендацию;

- "вправе" указывает на разрешение;

- "может" указывает на возможность или способность.

     1 Область применения


Данный стандарт устанавливает методы применения набора показателей для управления и измерения эффективности городских услуг и качества жизни. Настоящий стандарт распространяется на любой город, муниципальный округ или органы местного самоуправления, которые обязуются измерять свою эффективность сопоставимым и поддающимся контролю способом, независимо от размеров и местоположения.

     2 Нормативные ссылки


Следующие документы*, на которые даны ссылки, являются обязательными для применения настоящего документа. Для датированных ссылок необходимо применять только издание с указанной датой. Для недатированных ссылок применяется последнее издание ссылочного документа (включая любые поправки).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     


ISO/DIS 37101, Sustainable development of communities - Management systems - Requirements with guidance for resilience and smartness (Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента. Общие принципы и требования)

ISO 26000:2010, Guidance on social responsibility (Руководство по социальной ответственности)

ISO 1996-2:2007, Acoustics - Description, measurement and assessment of environmental noise - Part 2: Determination of environmental noise levels (Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 город (city): Городское сообщество, находящееся в конкретных административных границах, которое обычно именуется "город", "муниципальное образование" или "муниципалитет".

3.2

показатель (indicator): Количественный, качественный или дескриптивный критерий.

Примечание - Показатели в данном стандарте делятся на:

a) основные показатели: показатели, которые должны использоваться для демонстрации эффективности оказания городских услуг и качества жизни;

b) вспомогательные показатели: показатели, которые рекомендуется использовать для демонстрации эффективности оказания городских услуг и качества жизни;

c) профильные показатели: показатели, которые представляют собой статистические данные и исходные сведения, помогающие городам определить то, какие города представляют интерес с точки зрения равнозначного сопоставления. Профильные показатели используются для справки.


[ИСО 15392:2008, статья 3.14]

3.3 обучение по очной форме (full-time enrolment): Форма обучения в учебном заведении, подразумевающая присутствие учащегося на всех занятиях в каждый учебный день недели на протяжении всего учебного года.

3.4 стихийное бедствие (natural disaster): Природное явление, такое как наводнение, землетрясение или ураган, которое приводит к причинению серьезного вреда или к потере жизни.

3.5 обучение по очно-заочной форме (part-time enrolment): Форма обучения в учебном заведении, подразумевающая присутствие учащегося как минимум на половине занятий в каждый день недели на протяжении всего учебного года, или эквивалентная величина, вычисленная за неделю.

Пример - Учащийся считается обучающимся по очно-заочной форме, если он присутствует на половине занятий в каждый день недели, но не считается таковым, если он присутствует только на 0,25 занятий в день.

3.6 начальное образование (primary education): Образование, которое считается первым этапом "общеобразовательной подготовки".

Примечание - Начальное образование, как правило, охватывает шесть лет обучения на очной форме, причем установленный законом возраст поступления обычно должен быть не менее 5 лет и не более 7 лет. Получение начального образования, как правило, завершается в возрасте 10-12 лет. Начальное образование получается детьми в возрасте от 5 до 12 лет и предполагает обучение с 1-го по 5-й или 6-й класс в зависимости от местной системы образования.

3.7 среднее образование (secondary education): Образование, которое считается вторым этапом общеобразовательной подготовки; получение этого образования означает окончание программы обязательного обучения в тех местностях, где система обязательного обучения существует.

Примечание - Учащиеся, как правило, начинают этот этап обучения в возрасте от 10 до 13 лет (чаще всего - в 12 лет). Среднее образование, как правило, получается по истечении 12 или 13 лет после начала программы начального образования (приблизительно по достижении учащимся возраста 18 лет); однако в зависимости от системы срок окончания может составлять от 11 до 14 лет после начала обучения в начальной школе (по достижении учащимся возраста от 17 до 20 лет). Среднее образование предполагает обучение с 6-го (или 7-го) класса до 12-го класса в зависимости от местной системы образования.

3.8 высшее образование (tertiary education): Образование, получаемое в университетах и других высших учебных заведениях по получении среднего образования.

3.9

опасные отходы (hazardous waste): Отходы, которые представляют собой потенциальную опасность для людей, имущества или окружающей среды.

[ИСО 18113-1:2009, статья 3.22]

3.10 твердые отходы (solid waste): Нерастворимые утилизированные твердые материалы, включая канализационные осадки, коммунально-бытовой мусор, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, строительный мусор и шлам.

3.11 сосудистые растения (трахеофиты) (vascular plants (tracheophytes)): Растения, имеющие внутреннюю систему переноса воды и питательных веществ.

     4 Показатели города


Данный стандарт предназначен для оказания городам помощи в управлении и оценке эффективности оказания городских услуг, а также качества жизни. В нем устойчивость рассматривается как общий принцип, а жизнеспособность - как ведущее понятие с точки зрения развития городов. Все показатели определяются ежегодно.

Все, кто применяет данный стандарт, должны отчитываться по всем основным показателям, указанным в разделах 5-21 данного стандарта.

Основные показатели, предусмотренные данным стандартом, считаются существенными с точки зрения управления и оценки эффективности городских услуг и качества жизни.

В целях распространения передового опыта городам также следует отчитываться по вспомогательным показателям, указанным в разделах 5-21 данного стандарта.

Основные и вспомогательные показатели разбиты на тематические группы в зависимости от различных секторов и услуг, оказываемых городом. Структура классификации используется исключительно в целях обозначения услуг и области применения показателей каждого вида при подготовке отчета городом. Данная классификация не имеет иерархической значимости и выстроена в алфавитном порядке по тематике.

Показатели по каждой тематике по возможности были подобраны и сгруппированы исходя из входных и выходных показателей в целях последующего контекстуального анализа.

При оценке результатов по конкретной области оказания услуг важно проверить результаты по различным видам показателей по разным тематикам, поскольку концентрация на одном показателе может привести к искаженному или неполному заключению. При анализе необходимо также учитывать плановые показатели.

Пользователи могут также учесть следующие аспекты, которые должны быть четко указаны в отчете и обоснованы: показатели могут быть обобщены по более крупным административным единицам (например, область, метрополия и т.д.); поскольку некоторые показатели имеют косвенное отношение к устойчивости, необходимо учитывать эффективность использования ресурсов городом; показатели могут быть сгруппированы в целях проведения анализа в случае принятия во внимание комплексных характеристик города; и данный набор показателей разрешается дополнять другими наборами показателей для того, чтобы обеспечить более комплексный подход к анализу устойчивости.

Более того, при анализе результатов важно также учесть потенциальный антагонистический эффект выходных значений конкретных показателей, независимо от того, положительные они или отрицательные. Например, рост воздушного сообщения и количества автомобилей на душу населения потенциально приведет к росту выбросов аэрозольных частиц фракцией не более 10 мкм и парниковых газов.

В целях интерпретации данных города должны учитывать контекстуальный анализ при оценке результатов. Местная экономико-правовая среда может оказывать влияние на возможности применения показателей. В ряде случаев услуги могут оказываться частными предприятиями или самим сообществом.

В таблице В.1 для справки перечислены некоторые профильные показатели.

     5 Экономика

     5.1 Уровень безработицы в городе (основной показатель)

5.1.1 Общие сведения

Все, кто применяет данный стандарт, должны отчитываться по показателю в соответствии со следующими требованиями.

Примечание - Уровень безработицы считается одним из единых, наиболее информативных показателей по рынку труда, который отражает общую эффективность функционирования рынка труда и здоровье экономики в целом. Он используется для измерения невостребованного предложения рабочей силы в городе и отслеживания экономических циклов. При устойчивом экономическом росте уровень безработицы падает, а в случае стагнации экономики или рецессии уровень безработицы растет.

5.1.2 Требования к основному показателю

Городской уровень безработицы рассчитывается как количество жителей города трудоспособного возраста, которые в течение периода проведения исследования не имели оплачиваемой работы и не занимались предпринимательской деятельностью, но были готовы к работе и занимались ее поиском (числитель), поделенное на общую численность трудоспособного населения (знаменатель). Результат умножается на 100 и выражается в процентах.