Статус документа
Статус документа

ГОСТ 3338-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Метод определения сортности на богатой смеси

Aviation gasolines. Method for determination of performance number by rich mixture

     

МКС 75.160.20

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие

       

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 марта 2015 г. N 76-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1139-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 3338-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 3338-68

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 8-2019)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности на богатой смеси от 90 до 160 единиц, характеризующей детонационную стойкость авиационных бензинов и их компонентов (далее - топлив).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1770 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 5789 Реактивы. Толуол. Технические условия

ГОСТ 5955 Реактивы. Бензол. Технические условия

ГОСТ 8505 Нефрас-С 50/170.Технические условия

ГОСТ 9572 Бензол нефтяной. Технические условия

ГОСТ 12433 Изооктаны эталонные. Технические условия

ГОСТ 21743 Масла авиационные. Технические условия

ГОСТ 25828 Гептан нормальный эталонный. Технические условия

ГОСТ 29252 (ИСО 385-2-84) Посуда лабораторная стеклянная. Бюретки. Часть 2. Бюретки без установленного времени ожидания

ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 детонация в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием: Аномальное сгорание, часто приводящее к слышимому стуку.

3.2 интенсивность детонации: Показатель уровня детонации.

3.3 октановое число: Показатель детонационной стойкости топлива, используемого в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с эталонными топливами при стандартизованных условиях испытания.

3.4 установленное эталонное значение материалов: Значение, служащее по согласованию в качестве эталонного, которое может быть установлено теоретически или на основе научных положений или определено, согласовано или сертифицировано на основе экспериментальных работ национальной или международной организаций или в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству научных или инженерных групп.

3.5 эталонные топлива: Составленные по объему смеси изооктана, н-гептана или смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца, по которым составлена шкала октановых чисел.

3.6 октановое число по моторному методу: Показатель детонационной стойкости топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с интенсивностью детонации первичной эталонной топливной смеси на стандартизованном испытательном двигателе без наддува при стандартных условиях испытания.

3.7 эталонные топлива с октановым числом не выше 100: Смеси изооктана с н-гептаном, в которых объемный процент изооктана определяет октановое число смеси, причем изооктану присвоено октановое число 100, а н-гептану присвоено октановое число, равное нулю.

3.8 эталонные топлива с октановым числом выше 100: Смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца, имеющие октановые число выше 100 в соответствии с экспериментально подобранным соотношением.

3.9 контрольные топлива: Составленные по объему смеси индивидуальных компонентов (толуола, н-гептана, изооктана), имеющие установленное эталонное значение октанового числа (номинальное) с заданными допусками, определенными по результатам круговых испытаний в условиях воспроизводимости, и используемые как топлива для оценки пригодности двигателя к испытаниям.

3.10 стандартная начальная интенсивность детонации: Детонация в двигателе с наддувом, соответствующая слабому, минимально слышимому, но явно различаемому детонационному стуку, который оператор в состоянии многократно и безошибочно определить на слух.

3.11 среднее индикаторное давление: Показатель мощности, определяемый при работе двигателя с наддувом при стандартной интенсивности детонации и соотношении массы топлива к массе воздуха, расходуемых двигателем в единицу времени, составляющем 0,112.

3.12 сортность на богатой смеси: Показатель детонационной стойкости топлива, равный сортности эталонного топлива, имеющего одинаковое с испытуемым топливом среднее индикаторное давление в условиях испытания.

Примечание - Сортность топлива на богатой смеси характеризует мощность двигателя с наддувом в процентах при работе на испытуемом топливе по сравнению с мощностью двигателя, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимают за 100 единиц.

3.13 детонационные характеристики: Графические зависимости, построенные по ряду значений средних индикаторных давлений, соответствующих работе двигателя с наддувом на разных составах смеси при стандартной интенсивности детонации.

3.14 работа с зажиганием: Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.

3.15 прокрутка: Режим работы установки с двигателем без подачи топлива и при выключенном зажигании.

     4 Сущность метода


Сортность топлива на богатой смеси определяют путем сравнения значений мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, полученных при работе на испытуемом и эталонных топливах при стандартных рабочих условиях. Изменяя расход топлива и давление воздуха во впускном коллекторе, регистрируют среднее индикаторное давление, полученное для разных соотношений показателей скорости массового расхода "топливо/воздух" при работе двигателя на испытуемом и эталонных топливах, и проводят сравнение их детонационных характеристик.

     5 Назначение и применение

5.1 Метод используют в стандартах на авиационные бензины и их компоненты, имеющие сортность от 90 до 160 единиц.

5.2 Нефтеперерабатывающие предприятия и поставщики нефтепродуктов могут использовать настоящий метод определения сортности на богатой смеси в качестве основного метода для обеспечения соответствия антидетонационных свойств топлива и параметров двигателя.

5.3 Изготовители авиационных двигателей и самолетов могут использовать настоящий метод определения сортности на богатой смеси в качестве метода определения технических характеристик, связанных с соответствием топлив и двигателей.

     6 Факторы, мешающие проведению определения

6.1 Меры предосторожности

Следует избегать воздействия прямых солнечных лучей или УФ-излучения от флуоресцентной лампы на испытуемое топливо для минимизации химических реакций, которые могут повлиять на определение сортности на богатой смеси испытуемого топлива.

6.2 Воздействие (даже кратковременное) на испытуемое топливо УФ-излучения с длиной волны менее 550 нм может повлиять на определение сортности на богатой смеси испытуемого топлива.

6.3 Электропитание, подверженное воздействию переходного (неустановившегося) напряжения или частотных колебаний, может привести к изменению рабочих условий испытательной установки или детонационных характеристик и, таким образом, повлиять на определение сортности на богатой смеси для испытуемого топлива.

     7 Аппаратура

7.1 Одноцилиндровая установка типа ИТ9-1 с рабочим объемом цилиндра 652 см или другая, обеспечивающая проведение испытания в условиях, указанных в таблице 1, и получение таких же результатов определения сортности в условиях прецизионности данного метода. Подробное описание основного и вспомогательного оборудования приведено в инструкции по эксплуатации. Допускается использовать измерительные электронные приборы, обеспечивающие точность, указанную в инструкции по эксплуатации установки.

7.2 Посуда мерная лабораторная стеклянная по ГОСТ 1770:

- колбы вместимостью 200, 250, 500 и 1000 см;

- цилиндры вместимостью 100, 250 и 1000 см.

7.3 Бюретки вместимостью 1, 2, 5 см по ГОСТ 29252.

7.4 Весы технические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5 г.

     8 Реактивы и материалы

8.1 Изооктан эталонный по ГОСТ 12433 с содержанием основного вещества не менее 99,0%.

8.2 Гептан нормальный эталонный по ГОСТ 25828 или другой с массовой долей основного вещества не менее 99,0%.

8.3 Жидкость этиловая для авиационных бензинов с массовой долей тетраэтилсвинца (ТЭС) не менее 50% или в виде композиций этиловых жидкостей с известным содержанием ТЭС.

8.4 Нефрас-С 50/170 по ГОСТ 8505.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs