Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31610.15-2014/IEC 60079-15:2010 Взрывоопасные среды. Часть 15. Оборудование с видом взрывозащиты "n" (с Поправкой)

Приложение А
(справочное)

     
Требования к применению и установке электрических машин с видом взрывозащиты "nA"

А.1 Температура поверхности

Исследования и испытания показали, что температура поверхности электрических машин со стандартной промышленной конструкцией, работающих в номинальных установившихся условиях полной загрузки, не будет избыточной и что риск воспламенения выброса горючей газовоздушной смеси с температурой самовоспламенения более 200°С является минимальным. Температура поверхности электрических машин, работающих при номинальной нагрузке, редко превышает 155°С на статоре (например, температура нагретой поверхности изоляции класса F) и 200°С (на крупногабаритных машинах и малогабаритных машинах высокой производительности) и поднимается до 300°С (на малогабаритных машинах низкой производительности) на роторе. Движение воздуха вокруг компонентов ротора во время работы и резкое снижение температуры ротора при его остановке значительно снижает риск воспламенения материалов с низкой температурой самовоспламенения. Не было выявлено необходимости применения специальных мер на электрических машинах со стандартной промышленной конструкцией, поскольку, исходя из требований к температуре поверхности оборудования, в условиях, в которых присутствует горючая газовая среда, должно применяться оборудование с температурными классами Т1, Т2 или Т3 (например, с температурой 200°С и выше).

Противоконденсантные нагреватели, установленные в корпусе электрических машин, как правило, имеют конструкцию, позволяющую, чтобы их температура не выходила за пределы температурного класса машины, поэтому обычно проведения дополнительных оценок высокой температуры не требуется.

При определении максимальной температуры поверхности согласно IEC 60079-0 не всегда требуется испытывать каждый образец. Зачастую данные испытаний прототипов могут быть экстраполированы и распространены на дополнительные двигатели серии. В таких случаях в протоколе испытаний должны быть четко указаны испытания, которые не были проведены, и обоснование их не проведения.

Измерение температуры поверхности статоров и роторов двигателей имеющих температурные классы Т1, Т2 или Т3, с тепловым классом 105 (А) или 130 (В) в соответствии с IEC 60085 [12] может не требоваться. Температура поверхности ротора может быть определена методом расчета на основании опыта изготовителя или испытаний прототипа представительного образца с учетом соответствующих корректировочных коэффициентов.

Измерение температуры поверхности роторов двигателей, имеющих температурные классы Т4, Т5 или Т6, может выполняться с применением неразрушающих методов испытаний, таких как метод со скользящим ротором, применение термочувствительных красок или наклеек или дистанционное измерение температуры с помощью температурных датчиков, временно установленных на роторе. Температура поверхности роторов, имеющих подобную конструкцию, может быть определена методом расчета на основании опыта изготовителя или испытаний прототипа представительного образца с учетом соответствующих корректировочных коэффициентов. Определение температуры статора и подшипника требует отдельного рассмотрения.

Определение температуры эксплуатации других компонентов, в соответствии с IEC 60079-0, может потребоваться для таких элементов, как уплотнения, кабельные вводы (если входят в состав двигателя) и т.п.

А.2 Пуск

В режиме работы S1 или S2 пуск (ускорение) электрических машин с видом взрывозащиты "nA" исключен из понятия нормального функционирования. В указанных режимах нет ограничения частоты пуска, за исключением требования, чтобы перед повторным пуском температура двигателя достигла теплового равновесия (охлаждения). Под нормальными условиями работы электрических машин подразумевается номинальный установившийся режим полной нагрузки. Малогабаритные двигатели с короткозамкнутым ротором практически не представляют опасности стать источником воспламенения во время пуска двигателя. Риск появления искрения в воздушном зазоре выше у крупногабаритных, высокоскоростных двигателей, имеющих клетку ротора сварной конструкции в течение очень короткого промежутка времени в процессе пуска.

При применении двигателей с видом взрывозащиты "nA" в режимах с S3 по S10 пользователь должен учитывать как частоту пусков двигателя, так и потенциальные последствия воспламенения. Для снижения риска воспламенения должны быть приняты специальные меры, такие как применение предпусковой вентиляции или мягкого пуска или даже использование двигателя с другим видом взрывозащиты.

А.3 Номинальное напряжение и поверхностные разряды

При высоких значениях рабочего напряжения статора могут возникать воспламеняющие поверхностные разряды, особенно при загрязнении лобовой части обмотки статора. Поскольку коронный разряд может быть потенциальным постоянно действующим источником воспламенения, эти условия необходимо учитывать при работе двигателя в нормальном режиме.

Опыт промышленного применения показывает, что при правильном выполнении технического обслуживания двигателей с номинальным межфазным напряжением до 4160 В включительно неприемлемый риск воспламенения от поверхностных разрядов на обмотке отсутствует. При более высоких напряжениях следует рассматривать возможность применения двигателей с видом взрывозащиты "nA" или другим видом взрывозащиты.