ГОСТ 33166.5-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Требования к механизмам
Часть 5
Краны мостовые и козловые
Cranes. Requirements for mechanisms. Part 5. Bridge and gantry cranes*
________________
* Поправка (ИУС N 12-2017)
МКС 53.020.20
Дата введения 2016-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 801-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33166.5-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 10972-5:2006* Cranes - Requirements for mechanisms - Part 5: Bridge and gantry cranes (Краны. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт является пятой частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Требования к механизмам" и устанавливает специальные требования к механизмам мостовых и козловых кранов по классификации ISO 4306-1:2007 Cranes - Vocabulary - Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в ISO 10972-5:2006 Cranes - Requirements for mechanisms - Part 5: Bridge and gantry cranes (Краны. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
Настоящий стандарт устанавливает специальные требования к механизмам мостовых и козловых кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации и дополняет или изменяет требования ГОСТ 33166.1.
Требования стандарта распространяются также на козловые краны с подъемной консолью, в том числе, на причальные перегружатели.
Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования мостовых и козловых кранов или к сокращению срока их службы.
Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после ее утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования, требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения
ГОСТ 25835-83 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы
(Поправка. ИУС N 12-2017).
ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения
ГОСТ 32576.5-2013 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33166.4-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 4. Краны стреловые
ГОСТ 33171-2014 Краны грузоподъемные. Краны металлургические и специальные. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ 33166.1, [1] и [2].
Общие требования к механизмам установлены ГОСТ 33166.1. Специальные требования к механизмам металлургических и специальных мостовых кранов установлены ГОСТ 33171.
4.1 Требования к механизмам подъема груза
4.1.1 Выбор режима работы механизмов осуществляется в соответствии с ГОСТ 25835.
4.1.2 Механизмы подъема груза должны обеспечивать опускание груза при работе крана только двигателем.
4.1.3 Конструкцией крана может быть предусмотрено свободное опускание груза. Данный режим должен быть организован таким образом, чтобы тормоза накладывались автоматически. Растормаживание должно происходить только при непрерывном воздействии оператора крана (крановщика) на соответствующий орган управления (например, педаль). Орган управления должен быть устроен так, чтобы случайное растормаживание было исключено.
_______________
Свободное опускание груза может быть запрещено национальными требованиями безопасности государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
4.1.4 В случае использования гидроцилиндра в механизме подъема груза обратные клапаны (или другие устройства, выполняющие их функции) должны быть встроены в гидроцилиндр в целях предотвращения падения груза при отказе гидравлической системы.
4.1.5 Конструкция тормозов должна обеспечивать компенсацию износа тормозных элементов (дисков, колодок и т.п.).
4.1.6 Управляемые тормоза рекомендуется использовать для повышения точности установки опускаемого груза и уменьшения нагрузок на тормоз.
4.1.7 При использовании управляемых тормозов, в конструкции должно быть предусмотрено устройство для автоматической остановки груза в случае неисправности системы управления тормозом.
4.1.8 При управлении тормозом при помощи педали, ее конструкция должна обеспечить невозможность соскальзывания ноги оператора. При прекращении воздействия на педаль должна произойти автоматическая остановка груза.
4.1.9 Управляемые тормоза должны обеспечивать остановку механизма при работе с номинальными грузами в пределах технической характеристики крана.
4.1.10 При полностью опущенном грузе на барабане должно оставаться:
- не менее пяти витков с учетом витков под прижимными планками - если конец каната на барабане закреплен при помощи прижимных планок и болтов (шпилек);
- не менее трех витков - если конец каната на барабане закреплен при помощи клинового зажима.
4.2 Двухлебедочные грейферные механизмы
4.2.1 При расчете элементов механизма следует учитывать постоянные частые, кратковременные перераспределения нагрузок между механизмами лебедок.
4.2.2 Конструкция механизма должна быть такой, чтобы была возможность проверки каждого тормоза каждой лебедки по отдельности.
4.3 Механизмы переключения скорости
4.3.1 Если конструкцией механизма подъема предусмотрено переключение скоростей подъема при помощи механических передач (например, отдельного редуктора или коробки скоростей), должен быть предусмотрен тормоз, способный удерживать груз во время процесса переключения скорости.
4.3.2 При дистанционном переключении скоростей система переключения должна быть интегрирована с системой защиты от перегрузки.
4.3.3 При ручном переключении скоростей изготовитель должен предусмотреть инструкции о действии тормозов, блокировок и допустимых нагрузках.
4.3.4 Если переключение скоростей производится осевым перемещением шестерен или муфтами, конструкция механизма должна исключать возможность подключения двигателя в промежуточном положении механизма переключения.
4.3.5 Если переключение скоростей производится посредством вращающейся муфты, допустимая нагрузка на механизм должна определяться автоматически. Переключение на более высокую скорость с нагрузкой, превышающей допустимую, должно быть исключено.
4.4 Требования безопасности
4.4.1 В случае если есть вероятность неправильной навивки каната на барабан, должны быть предусмотрены средства контроля правильности навивки, а также средства, обеспечивающие правильную навивку каната на барабане.
4.4.2 В случае если конструкция предусматривает включение аварийного тормоза по сигналу устройства контроля скорости, датчик устройства не должен быть установлен на валу между аварийным тормозом и двигателем механизма.
4.5 Требования к механизмам передвижения
4.5.1 Распределение давлений между ходовыми колесами следует рассматривать как в процессе движения, так и при торможении.
4.5.2 Тяговое усилие на приводном колесе не должно превышать 0,14 от величины давления на колесо при соответствующей комбинации нагрузок.