ГОСТ 33111-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Метод определения кажущейся вязкости в интервале температур от минус 5°C до минус 35°C с использованием имитатора холодной прокрутки
Engine oils. Method for determination of apparent viscosity at temperatures between -5°C and -35°C using the cold-cranking simulator
МКС 75.080
Дата введения 2016-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2014 г. N 72-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 мая 2015 г. N 401-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33111-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 5293-2010* "Метод определения кажущейся вязкости моторных и базовых масел в интервале температур от минус 5°C до минус 35°C с использованием имитатора холодной прокрутки" ("Standard test method for apparent viscosity of engine oils and base stocks between -5°C and -35°C using cold-cranking simulator", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт разработан комитетом ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", и непосредственную ответственность за метод несет подкомитет D02.07 "Реология неньютоновских жидкостей при низкой температуре".
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
8 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52559-2006 "Масла моторные. Метод определения кажущейся вязкости при температуре от минус 5° до минус 35° с использованием имитатора холодной прокрутки"
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1.1 Настоящий стандарт распространяется на моторные и базовые масла и устанавливает метод определения кажущейся вязкости с использованием имитатора холодной прокрутки (CCS) в интервале температур от минус 5°C до минус 35°C при напряжениях сдвига от 50000 до 100000 Па, скоростях сдвига от 10 до 10 с и вязкостях от 500 до 25000 мПа·с. Диапазон измерений зависит от модели и программного обеспечения аппарата CCS. Результаты определения кажущейся вязкости по данному методу характеризуют эксплуатационные свойства моторных масел при запуске двигателя.
1.2 Специальная методика определения кажущейся вязкости масел с высокими вязкоупругими свойствами с использованием ручного прибора приведена в приложении Х1.
1.3 Процедуры предусмотрены как для ручного, так и для автоматизированного определения кажущейся вязкости моторных масел на аппарате CCS.
1.4 Значения, установленные в единицах СИ, считаются стандартными. Другие единицы измерения не включены в настоящий стандарт.
1.5 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране здоровья, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Особые требования к мерам предосторожности приведены в разделе 8.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
2.1 Стандарты ASTM
_______________
Уточнить ссылки на стандарты АСТМ можно на сайте www.astm.org или в службе поддержки клиентов АСТМ: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual Book of ASTM Standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.
ASTM D 2162, Practice for basic calibration of master viscometers and viscosity oil standards (Руководство по основной калибровке контрольных вискозиметров и стандартам вязкости масла)
ASTM D 2602, Test method for apparent viscosity of engine oils at low temperature using the cold-cranking simulator (Withdrawn 1993) [Метод определения кажущейся вязкости моторных масел при низкой температуре с использованием имитатора холодной прокрутки (Отменен в 1993 г.])
_______________
С последней версией стандарта можно ознакомиться на сайте www.astm.org.
ASTM D 4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Руководство по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)
2.2 Стандарты ISO
ISO 17025, General requirement for the competence of testing and calibration laboratories (Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий)
_______________
Можно ознакомиться в American National Standards Institute (ANSI), 25 W, 43rd.St., 4th Floor, New York. NY 10036, http://www.ansi.org.
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Определения
3.1.1 ньютоновское масло или жидкость (newtonian oil or fluid): Масло или жидкость, которые при всех скоростях сдвига сохраняют постоянную вязкость.
3.1.2 неньютоновское масло или жидкость (non-newtonian oil and fluid): Масло или жидкость, вязкость которых изменяется при изменении скорости или напряжения сдвига.
3.1.3 вязкость (viscosity): Свойство жидкости, определяющее ее внутреннее сопротивление напряжению сдвига по формуле
, (1)
где - напряжение на единицу площади, Па;
- скорость сдвига, с.
3.1.3.1 Пояснение
Иногда называют коэффициентом динамической вязкости. Данный коэффициент является мерой сопротивления жидкости течению. В единицах СИ значение вязкости выражают в Па·с; на практике удобнее применять кратные единицы (мПа·с). 1 мПа·с равен 1 сП (сантипуаз).
3.2 Определения терминов, специфичных для настоящего стандарта
3.2.1 кажущаяся вязкость (apparent viscosity): Вязкость, определенная по методу настоящего стандарта.
3.2.1.1 Пояснение
В связи с тем, что многие моторные масла при низкой температуре являются неньютоновскими жидкостями, их кажущаяся вязкость может изменяться с изменением скорости сдвига.
3.2.2 калибровочные масла (calibration oils): Масла с известной вязкостью и вязкостно-температурной характеристикой, используемые для установления калибровочного соотношения между вязкостью и скоростью вращения ротора.
3.2.3 контрольное масло (check oil): Партия испытуемого масла, используемого для мониторинга выполнения измерения.
3.2.4 испытуемое масло (test oil): Любое масло, вязкость которого определяют по настоящему методу.
3.2.5 масло с вязкоупругими свойствами (viscoelastic oil): Неньютоновское масло или жидкость, которое может подниматься вверх по валу ротора при его вращении.
Электродвигатель приводит в действие ротор, установленный внутри статора с очень малым зазором от его стенки. Объем между ротором и статором заполняют маслом. Температуру испытания измеряют у внутренней стенки статора и поддерживают регулируемым потоком хладагента. Скорость ротора является функцией вязкости масла. По измеренной скорости ротора с использованием калибровочной кривой определяют вязкость испытуемого масла.
5.1 Кажущаяся вязкость масел для автомобильных двигателей на аппарате CCS коррелируется с прокруткой двигателя стартером при низкой температуре. Показатель кажущейся вязкости, определенный на аппарате CCS, не пригоден для прогнозирования прокачиваемости масла при низкой температуре применительно к масляному насосу двигателя и системе распределения масла.
Показатели при запуске двигателя были измерены Координационным научно-исследовательским советом (CRC) L-49 с эталонными маслами, имеющими вязкости от 600 до 8400 мПа с (сП) при температуре минус 17,8°C, а также от 2000 до 20000 мПа·с (сП) при температуре минус 28,9°C.
_______________
CRC Отчет N 409 "Оценка лабораторных вискозиметров для прогнозирования значений кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от 00F до минус 200F", апрель 1968 г., Coordinating Research Council, Inc., 219 Perimeter Center Parkway. Atlanta. GA 30346.
Зависимость между показателями при запуске двигателя и аппарата CCS с эталонными маслами приведена в приложениях X1 и Х2 для испытаний по ASTM D 2602 1967 Т издания и отчете CRC 409. Поскольку методика по CRC L-49 менее точная, чем процедура на аппарате CCS, и не стандартизирована, то кажущаяся вязкость, определяемая на аппарате CCS, не может точно предсказывать поведение масла в конкретном двигателе при его запуске. При этом корреляция кажущейся вязкости, определенной на аппарате CCS, со средними значениями результатов запуска двигателя по методике CRC L-49 является удовлетворительной.
_______________
CRC Отчет N 409 "Оценка лабораторных вискозиметров для прогнозирования значений кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от 00F до минус 200F", апрель 1968 г., Coordinating Research Council, Inc., 219 Perimeter Center Parkway. Atlanta. GA 30346.