ГОСТ Р 56362-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методы функционального тестирования
Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment for mounting on wheeled vehicles. Functional test methods
ОКС 33.070.40
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ Прикладной Телематики" (ООО "НИИ ПТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2015 г. N 142-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gosr.ru)
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств".
В стандарте установлены методы функционального тестирования аппаратуры спутниковой навигации для оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора.
Настоящий стандарт может быть использован для обеспечения соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в части выполнения аппаратурой спутниковой навигации функций, выполняемых в рамках навигационно-информационных систем.
Настоящий стандарт распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, и устанавливает методы функционального тестирования аппаратуры спутниковой навигации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ Р 56360-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров. Общие технические требования
ГОСТ Р 56361-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на объект навигации для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения, поправки показаний часов по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным объектовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.
3.2 функциональное тестирование АСН: Тестирование АСН в целях подтверждения выполнения ею функциональных требований в зависимости от категории, назначения транспортных средств, оснащаемых этой аппаратурой, а также функций, выполняемых АСН в рамках навигационно-информационных систем.
3.3
испытания: Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий. [ГОСТ 16504-81, статья 1] |
3.4
глобальная навигационная спутниковая система; ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 1] |
3.5
навигационный сигнал ГНСС: Радиосигнал, излучаемый навигационным космическим аппаратом ГНСС, несущий информацию о показаниях его часов, навигационное сообщение и предназначенный для потребителей ГНСС. [ГОСТ Р 52928-2010, статья 6] |
3.6
координатно-временная информация: Информация о пространственно-временном состоянии одного объекта навигации или группы объектов навигации. [ГОСТ Р 55524-2013, статья 3] |
3.7
навигационно-информационная система; НИС: Автоматизированная система, основанная на реализации метода спутниковой радионавигации и предназначенная для проведения навигационных определений, передачи от объектов навигации мониторинговой информации и формирования на ее основе системной навигационной информации, предоставляемой потребителям, в требуемом виде и с требуемой оперативностью. [ГОСТ Р 55524-2013, статья 12] |
3.8
навигационная информация: Сведения, прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения и поправки показаний часов потребителя. [ГОСТ Р 52928-2010, статья А.4] |
3.9
мониторинговая информация навигационно-информационной системы: Координатно-временная и телеметрическая информация, передаваемая от объектов навигации в навигационно-информационные центры. Примечание - Разновидностью мониторинговой информации навигационно-информационной системы является мониторинговая информация в системах диспетчерского управления по ГОСТ Р 54024. [ГОСТ Р 55524-2013, статья 7] |
3.10 навигационный модуль ГНСС: Комплекс программно-аппаратных средств аппаратуры спутниковой навигации, предназначенный для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.
3.11 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.
3.12 пространственно-временное состояние транспортного средства: Состояние транспортного средства, характеризующееся вектором состояния - упорядоченной совокупностью пространственных координат, временных поправок шкалы времени объекта навигации относительно системной шкалы и составляющих вектора скорости транспортного средства.
3.13 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и обстановки в нем и/или вокруг него, передаваемых с контролируемого транспортного средства в навигационно-информационные системы.
Примечание - Состав данных определяется в зависимости от категории ТС и функций, выполняемых АСН в рамках НИС.
3.14 голосовая гарнитура: Устройство, предназначенное для осуществления двусторонней голосовой связи между водителем и диспетчером по сетям подвижной радиотелефонной связи посредством использования модема GSM/UMTS, входящего в состав АСН.
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
ГЛОНАСС | - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации; |
ПЗ-90 | - общеземная геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года"; |
СПО | - специальное программное обеспечение; |
ТС | - транспортное средство; |
CAN | - Controller Area Network (сеть контроллеров, организованная в систему на основе последовательной шины, удовлетворяющая требованиям [1]); |
3G | - Third generation (третье поколение), технологии мобильной связи 3-го поколения - набор услуг, который объединяет как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети Интернет, так и технологию радиосвязи, которая создает канал передачи данных; |
GPS | - Global Positioning System (глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки); |
GSM | - Global System for Mobile communications (глобальная система мобильной связи); |
RS-232 | - стандарт, описывающий интерфейс для последовательной передачи данных, поддерживающий асинхронную связь; |
RS-485 | - стандарт передачи данных по двухпроводному полудуплексному многоточечному последовательному симметричному каналу связи; |
SIM | - Subscriber Identity Module (персональная универсальная многопрофильная идентификационная карта абонента SIM-карта); |
SMS | - Short Message Service (сервис коротких сообщений); |
TCP/IP | - набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет; |
UMTS | - Universal Mobile Telecommunications System (универсальная мобильная телекоммуникационная система, европейская версия системы сотовой связи третьего поколения); |
USB | - Universal Serial Bus (универсальная последовательная шина); |
USIM | - Universal Subscriber Identity Module - расширенный стандарт SIM-карты, принятый в рамках UMTS; |
WGS-84 | - Всемирная геодезическая система координат 1984 г. |
5 Порядок проведения испытаний
5.1.1 Объектом испытаний является АСН для оснащения колесных ТС.
5.1.2 Требования к составу АСН в зависимости от категории и назначения оснащаемых ею ТС установлены в ГОСТ Р 56360 и ГОСТ Р 56361.
5.1.3 АСН представляется на испытания с установленной SUM(USIM)-картой сети подвижной радиотелефонной связи с действующим тарифом, обеспечивающим необходимую функциональность.
5.1.4 Число испытуемых образцов одного типа и одинаковой комплектации - не менее 3 шт.
5.2.1 Испытания проводят в целях оценки выполнения АСН требований, установленных в [1], приложение 10, а также ГОСТ Р 56360 и ГОСТ Р 56361.
5.3.1 Перечень и последовательность испытаний (проверок) АСН приведены в таблице 1. Методики проведения испытаний указаны в разделе 6.
Примечание - Допускается изменение последовательности проверок с сохранением условий и режимов, проведения испытаний.