ГОСТ 33175-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Методы контроля
Automobile roads for general use. Horizontal illuminance from artificial lighting. Control methods
МКС 93.080.40
Дата введения 2015-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 180-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33175-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 2-2016)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает методики измерений при определении параметров освещения автомобильных дорог искусственными источниками света по ГОСТ 33176. К числу параметров относят:
- среднюю освещенность на дорожном покрытии;
- равномерность освещенности;
- коэффициент периферийного освещения;
- среднюю яркость дорожного покрытия;
- общую равномерность яркости;
- продольную равномерность яркости.
Методы контроля освещения участков дорог в пределах населенных пунктов, автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами устанавливаются на национальном уровне.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 32144 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 32757 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и обозначения по ГОСТ 33176, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 контрольная точка: Точка на контрольном участке, в которой проводят измерение освещенности или яркости.
3.2 контрольный участок: Участок дороги установленного размера в соответствии с ГОСТ 33176, предназначенный для проведения измерений параметров освещенности или яркости.
3.3 люксметр: Техническое устройство для измерения освещенности.
3.4 яркомер: Техническое устройство для измерения яркости.
При выполнении измерений применяют средства измерений и вспомогательные устройства:
- люксметр с нижней границей диапазона измерения освещенности не более 0,1 лк и относительной погрешностью измерения не более 8%;
- яркомер с нижней границей диапазона измерения яркости не более 0,01 кд/м, углом измерения не более двух угловых минут в вертикальной плоскости и 20 угловых минут в горизонтальной плоскости и относительной погрешностью измерения не более 8%;
- рулетка металлическая по ГОСТ 7502 с диапазоном измерения от 0 до 60 м.
(Поправка)
5.1 Специалисты, проводящие измерения напряжения сети, должны иметь действующие удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, установленные на национальном уровне.
5.2 При выполнении измерений яркости и освещенности на проезжей части дорог необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
- места проведения измерений и схема организации движения на время проведения измерений должны быть согласованы с органами, ответственными за организацию безопасности дорожного движения;
- место проведения измерений должно быть ограждено временными техническими средствами организации движения по ГОСТ 32757;
- специалисты, проводящие измерения должны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила поведения и выполнения работ на дорогах.
- специалисты, проводящие измерения должны иметь спецодежду, обеспечивающую повышенную видимость в условиях проведения работ на дорогах;
- специалисты, проводящие измерения должны знать устройство, правила обращения, управления, ухода и эксплуатации применяемых средств измерений.
6.1 При выполнении измерений соблюдают технические требования, определенные в ГОСТ 33176.
6.2 При выполнении измерений соблюдают следующие условия:
- измерения проводят в темное время суток;
- при измерении освещенности следует принимать меры по исключению затенения фотометрической головки люксметра персоналом, проводящим измерения, например, использовать люксметр, фотометрическая головка которого имеет кабель достаточной длины, или люксметр с дистанционным отсчетом показаний;
- при измерении яркости дорожное покрытие контрольного участка должно быть сухим, без пятен, луж и других факторов, влияющих на результат измерения.
При подготовке к выполнению измерений проводят следующие работы:
1) фиксируют напряжение питающей сети по показаниям вольтметров, установленных в распределительных щитах электрических сетей освещения. Параметры стабильности и отклонения напряжения от номинального должны соответствовать ГОСТ 32144;
2) контрольные точки размечают в соответствии с ГОСТ 33176. При измерении яркости в контрольных точках размещают маркеры, легко удаляемые непосредственно перед измерением.
Примечание - При измерении яркости маркерами могут выступать контрастно окрашенные металлические пластины площадью около 80 см.
При измерении освещенности допускается наносить маркеры на дорожное покрытие, например мелом или краской.
3) подготавливают средства измерений в соответствии с руководствами по эксплуатации;
4) при измерении яркости яркомер размещают:
- на расстоянии (60,0±0,5) м от ближней границы контрольного участка;
- на высоте (1,5±0,1) м от плоскости дорожного покрытия;
- по середине полосы движения, с которой определяется яркость контрольного участка.
Примечание - Указанные параметры размещения яркомера повторяют при измерениях для каждой полосы движения.
8.1 Порядок измерения освещенности
При выполнении измерений освещенности выполняют следующие операции:
1) устанавливают люксметр на контрольную точку;
2) производят последовательно два измерения освещенности на дорожном покрытии;
3) регистрируют полученные результаты с точностью до одной цифры после запятой.
Результаты измерений считают удовлетворительными при условии, что разница между ними составляет не более 1 лк.
При получении неудовлетворительных результатов операции 2)-3) по 8.1 повторяют до получения удовлетворительных результатов.