4.1 ИГИ являются неотъемлемой частью инженерных изысканий на стадиях подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации строительства, в процессе строительства, а также при выполнении ПИР для реконструкции, капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.
Примечание - Стадийность проектирования в странах - участницах ЕАЭС может отличаться, например, "подготовке предпроектной документации" в Российской Федерации соответствует "подготовка документации по территориальному планированию и планировке территории", в Республике Беларусь - "обоснование инвестирования", в Республике Казахстан - "разработка предпроектной документации"; "подготовке проектной документации" в Республике Беларусь соответствует "архитектурный проект", в Республике Казахстан - "проект"; "подготовке рабочей документации" в Республике Беларусь соответствует "строительный проект".
4.2 ИГИ выполняются с целью комплексного изучения ИГУ района проектируемой автомобильной дороги, составления прогноза изменения ИГУ и разработки мер инженерной защиты от опасных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений.
4.3 Задачами инженерно-геологических изысканий являются:
- обоснование выбора трассы автомобильной дороги совместно с другими видами инженерных изысканий;
- выявление пространственной изменчивости ИГУ и определение геологического строения исследуемой среды;
- определение физико-механических свойств грунтов, в том числе фильтрационных свойств (при необходимости достаточно точной информации о водопроницаемости пород);
- определение уровней, режимов и состава грунтовых вод;
- оценка возможности обеспечения объекта местными дорожно-строительными материалами;
- составление прогноза изменения ИГУ;
- обоснование мероприятий инженерной защиты от негативных процессов и явлений.
4.4 ИГИ выполняются в комплексе с другими видами изысканий: топографо-геодезическими в соответствии с ГОСТ 32869, гидрометеорологическими, экологическими в соответствии с ГОСТ 32847, геотехническими и изысканиями грунтовых строительных материалов.
4.5 Сооружения на автомобильных дорогах в соответствии с ГОСТ 32836 должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности:
I уровень: повышенный;
II уровень: нормальный;
III уровень: пониженный.
4.6 Уровень ответственности объектов должен быть указан заказчиком (застройщиком) в техническом задании на ПИР.
4.7 В требования на проведение ИГИ, указанные в приложениях А-М, допускается вводить дополнения и изменения в случаях появления новых инновационных методов и технологий выполнения ИГИ, а также если необходимо детально учесть вновь выявленные специфические особенности природно-климатических и ИГУ стран, проголосовавших за данный стандарт.
4.8 ИГИ в соответствии с ГОСТ 32836 должны выполняться на основе договора (контракта) на выполнение ПИР или инженерных изысканий (отдельного договора на выполнение ИГИ). Договор (контракт) между заказчиком (застройщиком) и исполнителем проектно-изыскательских работ или изыскательских работ, являющийся основанием для их выполнения, должен содержать обязательные приложения: техническое задание, календарный план работ, расчет стоимости, а также дополнительные соглашения к договору при изменении его состава, сроков и условий выполнения работ.
4.9 В техническом задании должны быть сформулированы требования к проведению ИГИ. Условия договора (контракта) должны соответствовать особенностям природно-климатических и природно-техногенных условий территории изысканий, а также учитывать период осуществления работ.
4.10 Техническое задание должно быть составлено заказчиком (застройщиком) в соответствии с требованиями ГОСТ 32836.
4.11 Программа ИГИ должна разрабатываться исполнителем и утверждаться заказчиком (застройщиком).
4.12 Программа ИГИ должна быть составлена в соответствии с требованиями ГОСТ 32836, кроме того она должна соответствовать требованиям технического задания на ПИР в части инженерно-геологических изысканий.
4.13 Методика работ по ИГИ в каждом конкретном случае должна разрабатываться индивидуально, в зависимости от этапа дорожно-строительных работ и стадии ПИР, категории сложности ИГУ, категории автомобильной дороги, уровня ответственности объекта, геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических особенностей района исследования.
4.14 Категорию сложности ИГУ следует устанавливать на основании требований приложения А (таблица А.1). При этом следует руководствоваться совокупностью факторов, назначая категорию сложности по наиболее весомому из них.
4.15 ИГИ для нового строительства следует выполнять на стадиях подготовки проектной и рабочей документации.
4.16 Срок давности данных ИГИ не должен превышать трех лет.
4.17 На всех этапах ИГИ для повышения достоверности информации следует применять геофизические методы исследования в соответствии с данными таблицы Б.1 (приложение Б).