Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 17261-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ

Архитектура и терминология в секторе интермодальных грузовых перевозок

Intelligent transport systems. Automatic vehicle and equipment identification. Intermodal goods transport architecture and terminology


ОКС 33.040

Дата введения 2015-05-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2014 г. N 1705-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17261:2012* "Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Архитектура и терминология в секторе интермодальных грузовых перевозок" (ISO 17261:2012 "Intelligent transport systems - Automatic vehicle and equipment identification - Intermodal goods transport architecture and terminology", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.

7 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом получения патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт устанавливает общие параметры, на основе которых следует разрабатывать соответствующие международные стандарты. Описание архитектуры, данное в настоящем стандарте, является дополнением к ИСO 14814, в котором установлены требования, предъявляемые к архитектуре AVI/AEI для дорожного транспорта, включая требования к интермодальным и мультимодальным перевозкам.

Настоящий стандарт входит в серию международных стандартов, определяющих AVI/AEI в среде интеллектуальных транспортных систем/дорожного транспорта и транспортной телематики (ITS/RTTT). В данную серию международных стандартов, разработанных Техническим комитетом ISO/TC 204, входят следующие:

ИСО 14814 Базовая архитектура и терминология AVI/AEI;

ИСО 14815 Детализация системы AVI/AEI;

ИСО 14816 Структура нумерации и структура данных AVI/AEI;

ИСО 17261 Базовая архитектура и терминология AVI/AEI при интермодальных грузовых перевозках;

ИСО 17262 AVI/AEI при интермодальных грузовых перевозках: структуры нумерации и данных;

ИСО 17263 AVI/AEI при интермодальных грузовых перевозках: параметры системы;

ИСО 17264 AVI/AEI при интермодальных грузовых перевозках: требования к интерфейсу.

Взаимодействие AVI/AEI в среде ITS/RTTT представляет собой идентификацию бортового оборудования (On-Board Equipment; OBE) (далее - БО) при интермодальных грузовых перевозках с помощью считывающего устройства (считывателя) и может обеспечивать передачу дополнительной информации.

Информационный компонент в среде ITS/RTTT обеспечивает основу для однозначной идентификации БО и может также выступать как средство двунаправленного обмена информацией между хост-узлом и БО и другим оборудованием (таким как смарт-карты и т. п.).

Принципы представления информации, определенные в ИСО 17262, были приняты для того, чтобы в рамках настоящего стандарта установить архитектуру, обладающую способностью взаимодействия. Использование Abstract Syntax Notation One (ASN.1) [абстрактной синтаксической нотации версии 1 (АСН.1)] PER (Packed Encoding Rules - правила уплотненного кодирования) является, таким образом, интегральной частью архитектуры данных в настоящем стандарте.

Нумерация и структура информации могут обеспечить работу считывающих/пишущих устройств, а также только считывающих устройств в тех случаях, когда не требуется или невозможно осуществлять запись на БО.

Основная характеристика структуры заключается в обеспечении возможности взаимодействия (совместимости) информационных моделей.

В ITS/RTTT применения могут иметь место в диапазоне от простейшей идентификации транспортного средства и оборудования до сложных международных систем.

Модель базовой архитектуры и схемы информационных логических структур, описанные в этой серии международных стандартов, расширяют принятую концептуальную архитектуру AVI для построения всеобъемлющей концептуальной и логической архитектуры, описывающей взаимоотношения и функциональные возможности для широкого набора средств, так что применимость настоящего стандарта сохраняется на должном уровне как для существующих, так и для будущих технологий. Настоящий стандарт признает факт применимости AVI/AEI и предусматривает средства поддержки таких информационных логических структур в рамках данного международного стандарта.

Во многих случаях необходимо или желательно использование одной несущей радиочастоты и соответствующего протокола, но это не всегда возможно.

В соответствии с решениями ISO/TC 204 и CEN TC 278 одобрено применение Abstract Syntax Notation One (ASN.1) [абстрактной синтаксической нотации версии 1 (АСН.1)] в соответствии с ИСО 8824 в качестве структуры описания информации. Использование указанной нотации обеспечивает максимальную функциональную совместимость, соответствие существующим системам ITS/RTTT и соответствующим международным стандартам и техническим условиям.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на концептуальную и логическую архитектуру для автоматической идентификации транспортных средств и оборудования (AVI/AEI) и поддерживающие ее сервисы в интермодальной/мультимодальной среде.

В настоящем стандарте представлен наивысший уровень видения интермодальной и мультимодальной архитектуры AEI и описаны ключевые подсистемы, связанные с ними интерфейсы и взаимосвязи, а также способ, с помощью которого их встраивают в расширенные функции системы, такие как менеджмент, безопасность и информационный поток.

Настоящий стандарт идентифицирует текущий статус интермодальной/мультимодальной AEI в рамках общего статуса AVI/AEI и ключевые внешние взаимозависимости и интерфейсы в приложении к интермодальному/мультимодальному сектору инфраструктуры интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС). Они включают интерфейсы для внешних и внутренних пользователей сервисов интермодальной/мультимодальной системы перевозок и ассоциированных с ними ИТС, интерфейсы к интермодальной/мультимодальной системам менеджмента, существующим интермодальной/мультимодальной сети и системным операциям, а также специфические интерфейсы, касающиеся предметной идентификации и относящиеся к области деятельности JTC 1/SC 31 в области международных стандартов предметной логистики. В качестве стандарта, устанавливающего архитектуру, данный стандарт предназначен быть дополняющим и взаимно соединенным с этой областью.

Настоящий стандарт также предназначен быть дополняющим и совместимым с деятельностью ISO/TC 104 "Грузовые контейнеры".

Настоящий стандарт расширяет действие концептуальной и коммуникационной архитектуры AVI, описанной в ИСО 14814 и не является специальным протоколом радио- или частотного интерфейса. Он обеспечивает максимальную функциональную совместимость, имеет высокую характеристику покрытия и предусматривает возможность восходящей миграции для систем с большими возможностями.

Настоящий стандарт не распространяется на радиоинтерфейс, а также любые аспекты внедрения, устанавливая требования только к базовой архитектуре. Другие стандарты данной серии определяют структуру данных AV I /AEI в целом и в специальных секторах применения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO/IEC 8824-1, Information technology - Abstract Syntax Notation One (ASN.1) - Part 1: Specification of basic notation [Информационная технология. Абстрактная синтаксическая нотация версии один (АСН.1). Часть 1. Спецификация основной нотации]

ISO/IEC 8824-2, Information technology - Abstract Syntax Notation One (ASN.1) - Part 2: Information object specification [Информационная технология. Абстрактная синтаксическая нотация версии один (АСН.1). Часть 2. Спецификация объекта информации]

ISO/IEC 8824-3, Information technology - Abstract Syntax Notation One (ASN.1) - Part 3: Constraint specification [Информационная технология. Абстрактная синтаксическая нотация версии один (АСН.1). Часть 3. Спецификация ограничения]

ISO/IEC 8824-4, Information technology - Abstract Syntax Notation One (ASN.1) - Part 4: Parameterization of ASN.1 specifications [Информационная технология. Абстрактная синтаксическая нотация версии один (АСН.1). Часть 4. Параметризация спецификаций АСН.1]

ISO/IEC 8825-2:1996, Information technology - ASN.1 еncoding rules - Part 2: Specification of Packed Encoding Rules (PER) [Информационная технология. Правила кодирования в АСН.1. Часть 2. Спецификация уплотненных правил кодирования (PER)]

__________________

Заменен на ISO/IEC 8825-2:2015.


ISO 14813-6, Intelligent transport systems - Reference model architecture(s) for the ITS sector - Part 6: Data presentation in ASN.1 [Интеллектуальные транспортные системы. Базовая модель архитектуры (архитектур) для сектора ИТС. Часть 6. Представление данных в АСН.1]

ISO 14816, Road transport and traffic telematics - Automatic vehicle and equipment identification - Numbering and data structure (Дорожный транспорт и транспортная телематика. Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Структура нумерации и данных)

ISO 17262, Intelligent transport systems - Automatic vehicle and equipment identification - Numbering and data structure (Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Структура нумерации и данных)

ISO 17263, Intelligent transport systems - Automatic vehicle and equipment identification - System parameters (Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортных средств и оборудования. Параметры системы)

ISO 14817, Transport information and control systems - Requirements for an ITS/TICS central Data Registry and ITS/TICS Data dictionaries (Системы транспортной информации и управления. Требования к централизованной регистрации данных ИТС/СТИУ и словари данных ИТС/СТИУ)

__________________

Заменен на ISO 14817-1:2015, ISO 14817-2:2015.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины и определения, приведенные в ИСО 8824-1, ИСО 8824-2, ИСО 8824-3, ИСО 8824-4, ИСО 14816, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 адрес (address): Элемент данных, означающий источник происхождения или назначение передаваемой информации.

3.2 автоматическая идентификация оборудования (Automatic Equipment Identification; AEI): Процесс идентификации оборудования или объектов, находящихся в использовании в рамках дорожной инфраструктуры, с помощью бортового оборудования, объединенного с однозначной структурой данных, определенной в настоящем стандарте.

Примечание - В рамках данной серии международных стандартов термин "оборудование" означает крупное оборудование, которое перевозится или является составной частью прицепа или надстройки, смонтированной на прицепе.

3.3 радиоинтерфейс (air interface): Беспроводная среда между бортовым оборудованием и считывателем, через которую осуществляется связь бортового оборудования со считывателем посредством электромагнитных сигналов.

3.4 идентификатор приложения (application identifier): Элемент логической структуры (обычно первый октет), однозначно идентифицирующий обмен информацией в домене ITS/RTTT в эксплицитно определенных опорных точках, обычно в опорных точках "Альфа", "Бета" или "Дзета".

Примечание 1 - Этот октет идентифицирует данное сообщение как специфическое сообщение RTTT.

Примечание 2 - См. Рисунок 5.

3.5 абстрактная синтаксическая нотация версии АСН.1 (Abstract Syntax Notation One; ASN.1): Международный стандарт, описывающий типы и структуры информации.

3.6 автоматическая идентификация транспортных средств (Automatic Vehicle Identification; AVI): Процесс идентификации транспортных средств с помощью бортового оборудования, комбинированного с однозначной структурой данных, определенной в настоящем стандарте.

3.7 оператор системы AVI/AEI (AVI/AEI system operator): Коммерческий оператор системы ITS/RTTT, использующий бортовое оборудование для целей, определенных в настоящем стандарте.

3.8 двунаправленный диалог (bi-directional dialogue): Обмен информацией в обоих направлениях между стационарным оборудованием и бортовым оборудованием.

3.9 товарно-транспортная накладная (bill of lading): Документ, свидетельствующий о наличии договора (контракта) на перевозку и о приеме или загрузке груза перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик берет на себя обязательство по доставке груза в соответствии с условиями этого документа.

Примечание - Вышеуказанное обязательство в документе относится к доставке груза конкретному лицу, или в соответствии со специальными требованиями, или владельцу. Документ служит в качестве:

- квитанции на груз, подписанной должным образом лицом, уполномоченным от имени перевозчика;

- подтверждения собственности на груз, указанный в этом документе;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs