ГОСТ Р ИСО 12219-1-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУХ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Часть 1
Камера для испытания автотранспортного средства
Технические требования и условия испытания для определения летучих органических соединений в воздухе салона
Interior air of road vehicles. Part 1. Whole vehicle test chamber. Specification and method for the determination of volatile organic compounds in cabin interiors
ОКС 13.040.20
43.020
Дата введения 2015-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1552-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12219-1:2012* "Воздух внутреннего пространства автотранспортных средств. Часть 1. Камера для испытания автотранспортного средства. Технические требования и условия испытания для определения летучих органических соединений в воздухе салона" (ISO 12219-1:2012 "Interior air of road vehicles - Part 1: Whole vehicle test chamber - Specification and method for the determination of volatile organic compounds in cabin interiors").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Летучие органические соединения (ЛОС) широко применяются в промышленности, а также их могут выделять изделия и материалы ежедневного пользования. В последние годы изучение ЛОС связано с их отрицательным влиянием на качество воздуха замкнутых помещений. Помимо домов и рабочих мест люди длительное время проводят в своих автотранспортных средствах (АТС). В связи с этим важно определять выделение ЛОС материалами внутренней отделки салона и при необходимости снижать их содержание до приемлемого уровня. Таким образом, необходимо получить исчерпывающую и надежную информацию о качественном составе ЛОС, находящихся в воздухе салонов АТС, а также об их содержании.
В настоящем стандарте установлен метод определения качественного состава и уровней содержания ЛОС в воздухе салона автотранспортного средства при контролируемых условиях. Приведены требования к испытательной камере и протоколу испытаний. Измерения проводят в соответствии с ИСО 16000-6 для ЛОС и в соответствии с ИСО 16000-3 - для карбонильных соединений.
В тексте настоящего стандарта указаны ссылки, например см. [2], [3], на некоторые другие методы испытаний для определения качества воздуха внутри транспортного средства, применяемые на национальном уровне. Однако при применении метода, установленного в настоящем стандарте, необходима стационарная нагревающая система, тогда как в методах, приведенных в [2], [3], применяют фиксированную температурную программу.
Перед установкой фиксированной плотности излучения для нагрева испытуемого АТС, были проведены проверочные испытания (см. [1]).
Методы количественного определения содержания ЛОС установлены также в ИСО 16000-3, [6], ИСО 16000-6, [7], [8], [9], [10], [11], ИСО 16017-1 и [12].
В настоящем стандарте приведено описание и установлены требования к камере для испытания автотранспортного средства (далее - испытательной камере), оборудованию для отбора проб воздуха и условия для определения летучих органических соединений (ЛОС) и карбонильных соединений в воздухе салона автотранспортного средства (АТС). Выполняют три измерения: первое (для определения ЛОС и карбонильных соединений) во время имитации условий внешней среды (режим атмосферного воздуха) при стандартных условиях при 23°С без воздухообмена в автомобиле; второе измерение проводят только для определения формальдегида при повышенной температуре (режим парковки); и третье измерение - для определения ЛОС и карбонильных соединений, выделение которых смоделировано для периода вождения после стоянки АТС на солнце при повышенной температуре (режим вождения). Для имитации в испытательной камере усредненного солнечного излучения применяют стационарный излучатель.
Метод определения ЛОС применим для неполярных и слабополярных ЛОС в диапазоне массовой концентрации от менее чем микрограмм на кубический метр до нескольких миллиграммов на кубический метр. Используя основные положения этого метода, можно также провести анализ на содержание некоторых среднелетучих органических соединений (СЛОС). Метод применяют также для подобных соединений, которые могут быть уловлены (и затем десорбированы) сорбционными трубками с Теnах ТА, описанными в ИСО 16000-6, к ним относятся ЛОС с характеристиками летучести в диапазоне от н-С до н-C.
_______________
Торговое наименование продукции, выпускаемой Buchem. Данная информация приведена для удобства пользователей настоящего стандарта и не является рекламой ИСО данной продукции. Допускается использовать другую продукцию, если с ее помощью можно получить аналогичные результаты.
Отбор и анализ проб воздуха для определения содержания в нем формальдегида и других карбонильных соединений проводят путем улавливания их из воздуха с помощью картриджей с нанесенным 2,4-динитрофенилгидразином (ДНФГ) и последующего анализа методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) с детектированием поглощения в ультрафиолетовой области спектра. Формальдегид и другие карбонильные соединения могут быть определены при массовой концентрации в диапазоне приблизительно от 1 мкг/м до 1 мг/м.
Метод применяют для АТС, относящихся к пассажирским легковым автомобилям, типы которых описаны в ИСО 3833.
_______________
По ГОСТ Р 52051-2003 пассажирские легковые автомобили - это категория M. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
В настоящем стандарте приведены:
a) требования к транспортированию и хранению испытуемых АТС до начала испытания;
b) условия кондиционирования помещения, в котором хранится АТС, самого АТС, а также испытательной камеры для него;
c) условия кондиционирования испытуемого АТС перед измерениями;
d) условия имитации окружающей среды (для режима атмосферного воздуха);
e) отбор проб формальдегида при повышенной температуре (для режима парковки);
f) имитация вождения после парковки испытуемого АТС на солнце (для режима вождения).
Настоящий стандарт не применяют для автобусов, домов-автофургонов и грузовых автомобилей (см. ИСО 3833).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ - Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за разработку соответствующих мер безопасности и охраны здоровья. Следуют требованиям безопасности, установленным в национальных нормативных документах.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 3833:1977 Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения (ISO 3833:1977, Road vehicles - Types - Terms and definitions)
ИСО 9060 Энергия солнечная. Технические характеристики и классификация средств измерений полусферического и прямого солнечного излучения (ISO 9060, Solar energy - Specification and classification of instruments for measuring hemispherical solar and direct solar radiation)
ИСО 16000-3 Воздух замкнутых помещений. Часть 3. Определение содержания формальдегида и других карбонильных соединений в воздухе внутри помещения и воздухе испытательной камеры. Метод активного отбора проб (ISO 16000-3, Indoor air - Part 3: Determination of formaldehyde and other carbonyl compounds in indoor air and test chamber air - Active sampling method)
ИСО 16000-6:2011 Воздух замкнутых помещений. Часть 6. Определение летучих органических соединений в воздухе замкнутых помещений и испытательной камеры путем активного отбора проб на сорбент Теnах ТА с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом с использованием МСД или МСД/ПИД (ISO 16000-6:2011, Indoor air - Part 6: Determination of volatile organic compounds in indoor and test chamber air by active sampling on Теnах ТА® sorbent, thermal desorption and gas chromatography using MS or MS-FID)
ИСО 16017-1 Воздух атмосферный, рабочей зоны и замкнутых помещений. Отбор проб летучих органических соединений при помощи сорбционной трубки с последующей термодесорбцией и анализом методом капиллярной газовой хроматографии. Часть 1. Отбор проб методом прокачки (ISO 16017-1, Indoor, ambient and workplace air - Sampling and analysis of volatile organic compounds by sorbent tube/thermal desorption/capillary gas chromatography - Part 1: Pumped sampling)
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ИСО 16000-3, ИСО 16000-6, а также следующие:
3.1 фоновое содержание (background concentration): Содержание аналита в испытательной камере, когда испытуемое АТС находится внутри нее.
3.2 испытуемое автотранспортное средство; испытуемое АТС (test vehicle):
Новое или с пробегом АТС, подлежащее испытанию.
Примечания
1 Испытуемое АТС может относиться только к одному из типов АТС, установленных в 3.1.1 ИСО 3833.
2 См. также 4.5.
3.3 общие летучие органические соединения (total volatile organic compounds): Летучие органические соединения, отобранные на Теnах ТА, элюируемые между пиками н-гексана и н-гексадекана включительно, детектируемые пламенно-ионизационным детектором (ОЛОС) или масс-спектрометрическим детектором (ОЛОС) и количественно определяемые путем пересчета суммарной площади всех хроматографических пиков на толуол.
Примечание - Адаптировано из ИСО 16000-6, 3.4.
3.4 карбонильное соединение (carbonyl compound): Соединение, содержащее функциональную группу -С(=О)-, определенное в соответствии с установленной методикой.
Примечание - В настоящем стандарте применяют методику, приведенную в ИСО 16000-3.
3.5 режим атмосферного воздуха (ambient mode): Режим, при котором выполняют отбор проб ЛОС и карбонильных соединений в салоне испытуемого АТС при заданной температуре 23°С.
Примечание - Отбор проб проводят при выключенном двигателе и нагревательных устройств в течение 30 мин.
3.6 режим парковки (parking mode): Режим, при котором выполняют отбор проб формальдегида в салоне испытуемого АТС при повышенной температуре.
Примечание - Продолжительность отбора проб 30 мин.
3.7 режим вождения или "ездовой режим" (driving mode): Режим, при котором выполняют отбор проб ЛОС и карбонильных соединений в салоне испытуемого АТС при заданных условиях при повышенной температуре, имитирующий температурные условия при вождении АТС после его парковки на солнце.
Примечание - Продолжительность отбора проб 30 мин.
3.8 линия отбора проб (sampling train): Аппаратура для отбора проб воздуха в салоне испытуемого АТС (замкнутом помещении) и в испытательной камере для улавливания ЛОС и карбонильных соединений в сорбционные трубки и картриджи при заданных условиях.
Примечание - Отбор проб формальдегида в соответствии с ИСО 16000-3, ЛОС - ИСО 16000-6.
4.1 Основное оборудование
Испытательная камера должна быть достаточно большой для размещения в ней испытуемого АТС. Она должна быть оснащена системой кондиционирования воздуха для создания заданных условий, а именно температуры (23±2)°С и относительной влажности (50±10)%. В камере должна быть установлена система, имитирующая солнечное излучение для нагрева салона испытуемого АТС под действием дозированного излучения. Установившаяся температура воздуха внутри салона зависит от его теплоизоляции и материала оконных стекол (минимальные требования установлены в 6.1) (см. также рисунок 1).
4.2 Нагревательное устройство
Инфракрасный излучатель, галогеновый излучатель или другой излучатель (имитирующий солнечный свет) (излучение с длиной волны <300 нм должно быть отфильтровано). Используемые нагревательные устройства должны иметь мощность, обеспечивающую создание излучения в контрольной точке измерений в середине поверхности крыши испытуемого АТС с плотностью от 350 до 450 Вт/м, [(400±50) Вт/м].
Нагреваемая площадь должна охватывать, по крайней мере, площадь салона испытуемого АТС и дополнительно еще 0,5 м по каждую сторону от нижней части остекления (посадочного места) (см. рисунок 1). Нагревательные устройства устанавливают над крышей салона таким образом, чтобы излучение было направлено под углом 90° к нагреваемой поверхности. Не допускается нагрев боковых поверхностей АТС с помощью излучающих элементов. Нагреваемая площадь должна быть разделена на квадраты размером 25 см х 25 см с плотностью излучения (400±50) Вт/м. Требуемая плотность излучения должна достигаться непосредственно после включения ламп (в пределах нескольких минут).
Степень нагрева следует измерять в соответствии с ИСО 9060.