Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56244-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

КОМПЛЕКСЫ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ И ТЕРМИНАЛЫ ПАССАЖИРСКИЕ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

Техническая эксплуатация перегрузочных машин и оборудования. Требования безопасности

Inland water transport. Cargo transfer complexes and passenger terminals of river ports. Cargo handling machines and equipment maintenance. Safety requirements



ОКС 03.220.40

Дата введения 2015-09-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московская государственная академия водного транспорта" (ФБОУ ВПО "МГАВТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1683-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

Основной целью настоящего стандарта является установление общих принципов и требований по организации технической эксплуатации перегрузочных машин и оборудования перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов, позволяющих эксплуатирующим организациям внутреннего водного транспорта обеспечить безопасную эксплуатацию указанных объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативного документа [1] и Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

Рекомендуется ввести настоящий стандарт в программы курсов обучения и руководства для конструкторов, производителей, эксплуатационников.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при технической эксплуатации перегрузочных машин и оборудования перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов внутреннего водного транспорта.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения эксплуатирующими организациями при выборе портовых перегрузочных машин и оборудования для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов в целях обеспечения безопасных условий производства грузовых работ, технической эксплуатации и ремонта техники в соответствии с ГОСТ 12.3.002 и требованиями технических регламентов.

Настоящие требования безопасности не распространяются на портовые перегрузочные машины и оборудование перегрузочных комплексов для перегрузки химически активных, взрыво- и пожароопасных грузов, для работы во взрыво- и пожароопасных средах, средах, содержащих активные и химические газы и пары, средах, насыщенных токопроводящей и химически активной пылью, а также на машины, которые были спроектированы до вступления в силу настоящего стандарта.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 24599 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия

ГОСТ 27555 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 34303 (EN 13015:2001 + А1:2008) Лифты. Общие требования к руководству по техническому обслуживанию лифтов

ГОСТ Р 53780 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р 53783 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации

ГОСТ Р 54767 (ИСО 4310:2009) Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

ГОСТ Р 54768 (ИСО 14518:2005) Краны грузоподъемные. Требования к испытательной нагрузке

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

ГОСТ Р 55507 Эксплуатация речных портов. Термины и определения

ГОСТ Р 55964 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, ГОСТ Р 55507, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

автопогрузчик: Погрузчик с приводом от двигателя внутреннего сгорания.

[ГОСТ 18501-73, статья 27]

3.2

кран грузоподъемный: Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.

[ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85), статья 1]


Примечания

1 Классификация кранов - по ГОСТ 27555.

2 Кран плавучий относится к судам технического флота.

3 Параметры и узлы крана грузоподъемного - по ГОСТ 27555.

3.3 лебедка: Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.

3.4

ленточный конвейер: Конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента.

[ГОСТ 18501-73, статья 2]

3.5 лифт: Устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях), на судах с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

3.6

погрузчик: Машина, оборудованная рабочими органами для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов.

Примечание - Рабочие органы: вилы для подхватывания штучных грузов; ковш для зачерпывания и высыпания сыпучих грузов и т.п.


[ГОСТ 18501-73, статья 26]

3.7

скребковый конвейер: Конвейер, в котором груз транспортируется по желобу или другому направляющему устройству движущимися скребками, прикрепленными к тяговому элементу.

[ГОСТ 18501-73, статья 7]

3.8 сменный грузозахватный орган: Устройство, позволяющее осуществить захват и освобождение груза с помощью аппаратов управления из кабины машины без участия стропальщика.

Примечания

1 Крановые грузозахватные органы включают в себя все устройства, присоединяемые к подъемным канатам (крюк, грейфер, спредер и электромагнит, а также автоматические устройства, навешиваемые на крюк).

2 Грузозахватные органы вилочных погрузчиков включают в себя все устройства, навешиваемые на каретку грузоподъемника (вилы, штыри, боковые захваты, кантователи, безблочные стрелы и др.).

3.9 съемное грузозахватное приспособление: Устройство, навешиваемое на грузозахватный орган перегрузочной машины и обеспечивающее захват или освобождение груза только с участием стропальщика.

Примечание - Съемные грузозахватные приспособления вилочных погрузчиков включают в себя устройства, навешиваемые на крюк безблочной стрелы, а также вспомогательные устройства (удлинители вил, листы и т.п.).

3.10 цепной конвейер: Конвейер, тяговым элементом которого является цепь.

3.11

электропогрузчик: Погрузчик с электрическим приводом.

[ГОСТ 18501-73, статья 28]

3.12 техническое обслуживание объекта порта: Совокупность всех технических и организационных действий, направленных на поддержание или возвращение объекта порта в работоспособное состояние.

3.13 капитально-восстановительный ремонт портовой перегрузочной машины: Ремонт портовой перегрузочной машины, выполняемый после ее разборки в целях устранения дефектов и восстановления ее ресурса.

Примечание - Выполняется вне пределов назначенного производителем ресурса.

3.14 полнокомплектный ремонт портовой перегрузочной машины: Ремонт портовой перегрузочной машины, находящейся в смонтированном состоянии, выполняемый в целях устранения дефектов и восстановления ее ресурса.

Примечание - Выполняется вне пределов назначенного производителем ресурса.

3.15 капитальный ремонт портовой перегрузочной машины: Ремонт, выполняемый в пределах срока службы портовой перегрузочной машины для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые.

3.16 текущий ремонт портовой перегрузочной машины: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности портовой перегрузочной машины и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

     4 Техническое обслуживание

     4.1 Общие положения

4.1.1 Техническое обслуживание (ТО) перегрузочных машин, целью которого является поддержание их работоспособности или исправности в период между очередными плановыми ремонтами, а также увеличение общего срока эксплуатации машин, подразделяется на следующие виды:

- оперативное ТО;

- периодическое ТО;

- аварийно-техническое обслуживание.

4.1.2 Состав и периодичность ТО перегрузочных машин определяются инструкцией по эксплуатации, разработанной заводом-изготовителем, и требованиями настоящего стандарта.

4.1.3 В состав оперативного ТО должны входить следующие работы:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs