ГОСТ Р 56241-2014
Группа Т032*
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Т32,
здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренний водный транспорт
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Требования безопасности
Inland water transport. Dock and harbor hydraulic structures operation. Safety requirements
ОКС 47 060
Дата введения 2015-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Гипроречтранс" (ОАО "Гипроречтранс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1680-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Применение настоящего стандарта обеспечивает выполнение требований технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта" в части обеспечения безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта - портовых гидротехнических сооружений.
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к технической эксплуатации портовых гидротехнических сооружений (ПГС) в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации.
1.2 Детальные требования к эксплуатации ПГС устанавливаются соответствующими национальными и отраслевыми стандартами, а также сводами правил.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на следующие ПГС:
- причалы и причальные сооружения любых типов и конструкций (кроме временных, рассчитанных, как правило, на один сезон работы);
- берегоукрепительные сооружения любых типов и конструкций;
- оградительные сооружения (молы, волноломы, ледорезы).
1.4 При эксплуатации ПГС, имеющих культурное или историческое значение, кроме требований настоящего стандарта должны выполняться дополнительные требования, обеспечивающие сохранность их первоначального облика и конструкции.
1.5 Настоящий стандарт не распространяется на судостроительные и судоремонтные предприятия, а также на предприятия, относящиеся исключительно к ведению силовых ведомств и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
1.6 Настоящий стандарт предназначен к применению на территории Российской Федерации юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) независимо от форм собственности и подчиненности, за исключением указанных в 1.4, в том числе:
- юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими проектирование, включая инженерные изыскания, строительство, приемку в эксплуатацию, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации и ликвидацию ПГС в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов и причальных сооружений на внутренних водных путях Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за безопасностью объектов регулирования.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 аварийное расписание: Документ, регламентирующий действия при объявлении "состояния тревоги" или при объявлении аварийного состояния по предприятию.
2.2 безопасность гидротехнических сооружений: Свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов [1].
2.3 вторая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к частичной непригодности сооружения к эксплуатации.
2.4
гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод. [ГОСТ 19185-73, статья 48] |
2.5 гидротехническое сооружение портовое; ПГС: Гидротехническое сооружение, предназначенное для обеспечения безопасности плавания, швартовки, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
2.6 декларация соответствия причала или причального сооружения: Документ, в котором подтверждается, что причал или причальное сооружение соответствует требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
2.7 качественная характеристика: Характеристика, не позволяющая использовать количественную шкалу для ее измерения. Для измерения качественной характеристики используются шкала наименований и порядковая (балльная) шкала.
2.8 колесоотбой: Конструкция, предохраняющая наземные транспортные средства от выезда за пределы допускаемой территории.
2.9 количественная характеристика: Характеристика, позволяющая использовать количественную шкалу для ее измерения.
2.10 линия кордона: Условная граница на плане между акваторией и территорией порта.
2.11 контроль технического состояния сооружения: Проверка соответствия значений качественных признаков и количественных параметров сооружения требованиям технической документации и определение на этой основе вида (категории) технического состояния сооружения.
2.12 критерий безопасности сооружения (качественный): Совокупность качественного признака, характеризующего наиболее значимое свойство сооружения, и правила его (признака) оценки.
2.13 критерий безопасности сооружения (количественный): Совокупность количественного параметра, характеризующего наиболее значимое свойство сооружения, и правила его (параметра) оценки.
2.14 моральный износ сооружения: Утрата сооружением возможности удовлетворения новым эксплуатационным требованиям при сохранении своих параметров, установленных проектом.
2.15 навигационная глубина акватории: Глубина воды, отсчитываемая от низкого судоходного уровня воды и равная сумме: максимальной эксплуатационной осадки расчетного судна в грузу, навигационного запаса под его днищем; запаса глубины на дифферент судна, запаса глубины на засорение акватории, запаса глубины на волнение, запаса глубины на ветровой сгон.
2.16 низкий судоходный уровень; НСУ: Уровень воды, имеющий среднемноголетнюю обеспеченность за навигационный период по кривой обеспеченности ежедневных уровней или расходов воды.
2.17 обследование технического состояния сооружения: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых количественных параметров и качественных признаков грунтов основания, строительных конструкций и оборудования, характеризующих техническое состояние сооружения.
2.18 оценка безопасности сооружения: Совокупность операций по определению уровня безопасности сооружения.
2.19 параметр продукции: Признак продукции, количественно характеризующий любые свойства или состояния сооружения
2.20 паспорт (технический паспорт) причала или причального сооружения: Документ, в котором содержатся основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля [2].
2.21 первая группа предельных состояний: Группа расчетных предельных состояний, которые ведут к полной непригодности сооружения к эксплуатации.
2.22 предельно допустимые значения критерия безопасности: Значения критерия безопасности сооружения, превышение которых соответствует переходу сооружения из одного вида (категории) технического состояния в другой, а также из одного уровня безопасности в другой.
Различают следующие предельно допустимые значения:
- К1 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из работоспособного состояния в ограниченно работоспособное и (или) из нормального уровня безопасности в пониженный;
- К2 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из ограниченно работоспособного состояния в предаварийное и (или) из пониженного уровня безопасности в неудовлетворительный;
- К3 - значение критерия безопасности сооружения, превышение которого соответствует переходу сооружения из предаварийного состояния в аварийное и (или) из неудовлетворительного уровня безопасности в опасный.
2.23 признак сооружения: Качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний сооружения.
2.24 прикордонная зона: Часть территории причала, прилегающая к кордону, в пределах которой проводится перевалка грузов с воды на берег и в обратном направлении.
2.25 причал: Портовое гидротехническое сооружение или плавсредство, имеющее швартовные, отбойные и другие устройства и предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов.
2.26 причальное сооружение: Устройство, портовое гидротехническое сооружение или плавсредство только для швартовки судов.
2.27 причальный фронт: Объект, включающий в себя один или несколько причалов или причальных сооружений.
2.28 проектная глубина акватории: Глубина воды, равная сумме навигационной глубины и запаса на заносимость.
2.29 расчетное предельное состояние: Гипотетическое предельное состояние объекта, наступающее в случае, когда внешние воздействия, характеристики материалов и другие параметры принимают наихудшими из возможных для данного момента времени, а в расчетные зависимости введены коэффициенты безопасности.
2.30 режим эксплуатации сооружения: Совокупность количественных параметров и качественных признаков, характеризующих использование сооружения по назначению.
2.31 режим эксплуатации сооружения нормальный: Режим эксплуатации сооружения, соответствующий требованиям проектной, эксплуатационной документации и паспорта.
2.32 реконструкция сооружения: Комплекс операций по изменению его первоначальных параметров или назначения.
2.33 ремонт сооружения: Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности сооружения.
2.34 ремонт сооружения текущий: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности сооружения и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
2.35 срок службы сооружения: Календарная продолжительность от начала эксплуатации сооружения или окончания его строительства или реконструкции до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшее использование по назначению недопустимо или нецелесообразно.
2.36 территория порта: Территория в установленных границах, занимаемая портом.
2.37 техническое обслуживание сооружения: Комплекс операций по поддержанию работоспособности сооружения при использовании его по назначению.
2.38 техническое обслуживание сооружения с периодическим контролем: Техническое обслуживание сооружения, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативных документах и технической документации периодичностью и объемом.
2.39 техническое состояние сооружения: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств сооружения, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на это сооружение.
Примечание - Видами (категориями) технического состояния сооружения являются исправное, работоспособное, ограниченно работоспособное, предаварийное, аварийное (предельное).
2.40 техническое состояние сооружения исправное: Вид (категория) технического состояния, при котором количественные и качественные критерии оценки технического состояния сооружения соответствуют требованиям проектной документации и нормативных документов.
2.41 техническое состояние сооружения работоспособное: Вид (категория) технического состояния, при котором некоторые количественные и качественные критерии оценки технического состояния сооружения не соответствуют требованиям проектной документации и нормативных документов, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
2.42 техническое состояние сооружения ограниченно работоспособное: Вид (категория) технического состояния, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению работоспособности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкции возможно при контроле его состояния и условий эксплуатации.
2.43 техническое состояние сооружения предаварийное: Вид (категория) технического состояния, характеризующийся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для жизни и здоровья людей, сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление сооружения).
2.44 техническое состояние сооружения аварийное (предельное): Вид (категория) технического состояния, характеризующийся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
2.45 тыловая зона: Часть территории причала, примыкающая к прикордонной зоне.