Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56215-2014/ISO/TS 8000-150:2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЧЕСТВО ДАННЫХ

Часть 150

Основные данные. Структура управления качеством

Data quality. Part 150. Master data: Quality management framework



ОКС 25.040.40

Дата введения 2015-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр каталогизации" (ФБУ "ФЦК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 430 "Каталогизация продукции"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1519-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 8000-150:2011* "Качество данных. Часть 150. Основные данные. Структура управления качеством" (ISO/TS 8000-150:2011 "Data quality - Part 150: Master data: Quality management framework", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. ИСО не несет ответственности за установление подлинности таких патентных прав

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Международная организация по стандартизации ИСО является всемирной федерацией национальных нормативных органов (организаций - членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждая организация-член, заинтересованная в решении проблемы, послужившей основанием для образования технического комитета, имеет право быть представленной в данном комитете. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, взаимодействующие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам, связанным со стандартизацией электротехнической отрасли.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с требованиями Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, направляются организациям-членам на голосование. Для публикации стандарта требуется его одобрение не менее 75% от общего числа голосующих организаций.

В случае необходимости технический комитет может разрешить публикацию следующих видов нормативных документов:

- открытых технических условий ИСО (ISO/PAS), представляющих собой соглашение между техническими экспертами рабочей группы ИСО, одобренных и принятых техническим комитетом к публикации при условии их утверждения голосующими членами комитета-разработчика, число которых должно быть более 50% от числа всех голосующих;

- технических условий ИСО (ISO/TS), представляющих собой соглашение между членами технического комитета, одобренных и принятых техническим комитетом к публикации при условии, что данные документы одобрены 2/3 голосующих членов комитета.

ISO/PAS и ISO/TS по прошествии трех лет пересматривают для того, чтобы принять решение либо о необходимости продления срока их действия на следующие три года, либо о преобразовании их в международные стандарты, либо об их отмене.

Настоящий стандарт подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 184 "Системы автоматизации и интеграция" (подкомитет SC4 "Промышленная информация"). Комплекс стандартов ИСО 8000 разработан в виде отдельно изданных стандартов.

Комплекс стандартов ИСО 8000 разработан в виде отдельно изданных стандартов*.

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу (повтор, см. выше). - Примечание изготовителя базы данных.


Каждая часть комплекса стандартов ИСО 8000 входит в одну из следующих серий: "Качество общих данных", "Качество основных данных", "Качество данных в транзакциях" и "Качество данных о продукции". Данная часть относится к серии "Качество основных данных".

Перечень стандартов ИСО 8000 можно найти в Интернете по адресу: http://www.tc184-sc4.org/titles/DATA_QUALITY_Titles.htm.

Умение создать, собрать, сохранить, передать, обработать и представить информацию, способствующую процессу своевременного и эффективного развития бизнеса, требует как понимания характеристик информации, определяющих ее качество, так и способности правильно оценить и применить информацию, а также сделать заключение о качестве такой информации.

Стандарты комплекса ИСО 8000 определяют параметры характеристик, которые могут быть проверены любой организацией в цепочке передачи данных с целью определения соответствия этой информации требованиям ИСО 8000.

Стандарты комплекса ИСО 8000 обеспечивают совершенствование качества информации, используемой как самостоятельно, так и в рамках систем управления качеством.

При работе над качеством данных существуют некоторые ограничения, если исправлению подвергаются только ошибочные или неточные данные. Когда же ошибки и связанные с ними данные отслеживаются и вовремя исправляются, или когда причины ошибок устраняются при работе над качеством данных, повторение таких ошибок исключается. Поэтому следует определить и установить точные рамки процессов, повышающих качество данных.

Для этой цели настоящий стандарт определяет основные принципы управления качеством основных данных и устанавливает требования к реализации данных, к их обмену и к основным источникам. Стандарт также определяет информационную структуру управления качеством данных. Для читателей такая базовая структура, ее функциональная модель и примеры из бизнеса представлены в приложениях В, С и D. Такая структура может применяться либо самостоятельно, либо вместе с другими стандартами по управлению качеством, например с ИСО 9000-1.

Настоящий стандарт предназначен для организаций, применяющих многофункциональные системы обмена основными данными с другими организациями и, поэтому, обязанными управлять качеством своих основных данных.

Несмотря на то, что структура была разработана на основе опыта управления качеством данных в таких сферах, как финансы, телекоммуникации и общественные учреждения, предполагается, что эта структура может также применяться в техническом проектировании и в сфере производства.

     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет основные принципы целевого подхода к управлению качеством основных данных, а также анализирует требования, применяемые организацией для осуществления управления качеством основных данных. Документ включает в себя также описание информационной структуры идентификации процессов управления качеством данных.

Настоящий стандарт распространяется:

- на основные принципы управления качеством основных данных;

- требования к:

- реализации;

- обмену данными;

- источнику информации;

- структуру управления качеством основных данных:

- процессы высокого и низкого уровней;

- роли (объектов).

Настоящий стандарт не распространяется на:

- методы оценки и сертификации качества данных;

- таксономию данных;

- модель завершенности качества данных.

Настоящий стандарт предназначен для применения организациями с комплексными системами, применяющими основные данные и обменивающиеся ими с другими организациями, а также управляющие своими собственными основными данными.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 8000-2, Data quality - Part 2: Vocabulary (Качество данных. Часть 2. Словарь)

ISO 8000-110, Data quality - Part 110: Master data: Exchange of characteristic data: Syntax, semantic encoding, and conformance to data specification (Качество данных. Часть 110. Основные данные. Обмен данными характеристик. Синтаксис, семантическое кодирование и соответствие спецификации данных)

ISO/TS 8000-120, Data quality - Part 120: Master data: Exchange of characteristic data: Provenance (Качество данных. Часть 110. Основные данные. Обмен данными характеристик. Происхождение)

________________

Заменен на ISO 8000-120:2016.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, установленные в ИСО 8000-2.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

UNSPSC - код стандартной продукции и услуг США (United Nations standard products and services code);

GTIN - Всемирный торговый идентификационный номер (Global Trade Identification Number);

PIC - идентификационный код продукции (Product Identification Code);

SQL - язык структурированного запроса (Structured Query Language).

     4 Основные принципы управления качеством основных данных


Для успешного управления качеством основных данных организация должна выполнять следующие основные условия:

- вовлечение в работу сотрудников: на всех уровнях управления качеством данных активное вовлечение в работу всех участников процесса способствует повышению качества данных любой организации. Несмотря на то что на качество данных в наибольшей степени влияет самый начальный уровень работы, контроль за управлением информации на среднем уровне также необходим.

Вовлечение в работу менеджеров самого высокого уровня управления качеством данных очень важно для оптимизации и повышения авторитета организации и всех происходящих в ней процессов;

- подход к процессу: концентрация на точности данных измерений и на внесении поправок - это не достаточная мера для повышения качества данных организации. Желаемое качество данных более эффективно достигается в том случае, если процесс управления качеством влияет и на сам источник данных;

- постоянное усовершенствование: качество данных постоянно совершенствуется благодаря обработке, проверке измерений и постоянной корректировке данных. Однако даже при осуществлении этих процессов ошибки неизбежны. Повторяемость ошибок можно избежать только при анализе и устранении коренных причин, мешающих процессам повышения качества данных. Организации должны совершенствовать не только процессы управления данными, но и все бизнес-процессы, в которых напрямую используются информационные данные;

- обмен основными данными: все процессы управления качеством основных данных совпадают или соответствуют автоматически контролируемым и проверяемым требованиям, обеспечивающим постоянный обмен основными данными характеристик между организациями и системами.

Условия и структуры управления качеством основных данных, а также функциональная модель такой структуры с примерами из бизнес-процессов представлены в приложениях С и D.

     5 Требования

     5.1 Требования к реализации


Организация, вводящая в работу настоящий стандарт, должна выполнять следующие действия:

- осуществлять процессы управления качеством данных, включающие в себя обработку данных, оценку и корректировку качества данных, разработку схемы данных, подготовку к работе измерительных приспособлений, анализ причин ошибок, планирование качества данных, структуру последовательности управления данными;

- распределять роли и функции для управления качеством данных в рамках своей организации.

Примечание 1 - Каждую функцию могут выполнять несколько человек или многочисленные функции могут возлагаться на одного сотрудника;


- внедрять процессы управления качеством данных во все бизнес-процессы организации.

Примечание 2 - Все определенные процессы могут внедряться повсеместно в бизнес-процессы организации. Особенно, если это касается создания и применения основных данных.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs