БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ 32913-2014

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АППАРАТЫ ПОГЛОЩАЮЩИЕ СЦЕПНЫХ И АВТОСЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Технические требования и правила приемки

Draft gears of coupler and automatic coupler devices of railway rolling stock. Technical specifications and acceptance rules

     

МКС 03.220.30

Дата введения 2015-06-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 августа 2014 г. N 69-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2014 г. N 1396-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32913-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования и правила приемки вновь изготовленных поглощающих аппаратов сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава (далее - поглощающие аппараты), предназначенного для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на поглощающие аппараты железнодорожного подвижного состава, предназначенного для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд и не имеющего права эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 3475 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 4751 Рым-болты. Технические условия

ГОСТ 10905 Плиты поверочные и разметочные. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 19433.1 Грузы опасные. Классификация*

________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".


ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 поглощающий аппарат: Устройство, входящее в состав сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава, предназначенное для поглощения энергии и амортизации продольных усилий, действующих на подвижной состав.

3.2 класс: Группа поглощающих аппаратов, определяемая их энергоемкостью.

3.3 статическое нагружение поглощающего аппарата: Сжатие с любой малой скоростью, не превышающей 0,05 м/с.

3.4 динамическое нагружение поглощающего аппарата: Сжатие при начальной скорости деформации более 0,5 м/с.

3.5 силовая характеристика поглощающего аппарата: График зависимости силы сопротивления поглощающего аппарата при сжатии и восстановлении исходного состояния (отдаче) от деформации.

3.6 статическая характеристика поглощающего аппарата: Силовая характеристика при статическом нагружении.

3.7 динамическая характеристика поглощающего аппарата: Силовая характеристика при динамическом нагружении.

3.8 рабочий ход поглощающего аппарата: Величина сжатия (деформации).

3.9 конструкционный ход: Максимальный рабочий ход поглощающего аппарата, допускаемый его конструкцией без повреждения или разрушения каких-либо элементов этой конструкции.

3.10 усилие начальной затяжки: Минимальная сила, которую необходимо приложить к поглощающему аппарату при статическом нагружении, чтобы он начал сжиматься.

3.11 сила закрытия: Минимальная сила, которую нужно приложить к поглощающему аппарату для сжатия его на конструкционный ход.

3.12 усилие возврата: Минимальная сила, препятствующая восстановлению поглощающего аппарата в исходное состояние, в котором он находился до приложения внешней силы.

3.13 воспринятая энергия: Энергия, необходимая для сжатия поглощающего аппарата на величину рабочего хода, при заданных условиях нагружения.

Примечание - На графике силовой характеристики соответствует площади, ограниченной линией нагрузки и осью абсцисс.

3.14 введенная энергия: Суммарная энергия, воспринятая поглощающим аппаратом в процессе статических или динамических нагружений.

3.15 энергия отдачи: Энергия, возвращаемая поглощающим аппаратом при восстановлении исходного состояния, в котором поглощающий аппарат находился до приложения внешней силы.

Примечание - На графике силовой характеристики соответствует площади, ограниченной линией разгрузки и осью абсцисс.

3.16 поглощенная энергия: Энергия, необратимо поглощенная поглощающим аппаратом, равная разности воспринятой энергии и энергии отдачи.

3.17 коэффициент необратимого поглощения энергии: Отношение поглощенной энергии к воспринятой.

3.18 энергоемкость: Количество энергии, воспринятой поглощающим аппаратом при статическом или динамическом нагружении.

3.19 статическая энергоемкость: Энергоемкость при статическом нагружении на величину сжатия, равную конструкционному ходу.

3.20 максимальная энергоемкость: Энергоемкость, полученная при соударении двух вагонов массой (100±5) т каждый, при максимальной силе или силе закрытия, не превышающей максимальную.

3.21 номинальная энергоемкость: Энергоемкость, полученная при соударении двух вагонов массой (100±5) т каждый, при номинальной силе или силе закрытия, не превышающей номинальную.

3.22 номинальная скорость соударения: Скорость соударения двух вагонов массой (100±5) т каждый, оборудованных поглощающими аппаратами, при номинальной силе.

3.23 приработка поглощающего аппарата: Процесс многократных нагружений, в результате которого происходит изменение геометрии поверхностей трения и взаимное выравнивание шероховатостей трущихся поверхностей, а также стабилизация энергоемкости аппарата.

3.24 энергоемкость в состоянии поставки: Энергоемкость поглощающего аппарата при динамическом нагружении на конструкционный ход и силе, не превышающей максимальную нормативную силу, до его приработки.

3.25 работоспособность: Соответствие энергоемкости фрикционных аппаратов в состоянии поставки нормативным требованиям.

3.26 заклинивание: Невозвращение в исходное состояние поглощающего аппарата, сжатого на какую-либо величину рабочего хода, после снятия нагрузки в результате превышения силы трения покоя над возвращающей силой.

     4 Классификация

4.1 По способу поглощения энергии удара поглощающие аппараты делятся на фрикционные, гидравлические, эластомерные, аппараты из упругих элементов и комбинированные, использующие сочетание нескольких способов поглощения энергии. Во фрикционных поглощающих аппаратах большая часть энергии поглощается за счет сухого трения на рабочих поверхностях фрикционного узла, в гидравлических - за счет дросселирования жидкости через калиброванное отверстие, в эластомерных - за счет продавливания высоковязкого эластомерного материала через калиброванный щелевой зазор или отверстие, а также его объемного сжатия, в аппаратах из упругих элементов - за счет упругой деформации полимерных упругих элементов.

4.2 Поглощающие аппараты делятся на поглощающие аппараты для грузового подвижного состава и на поглощающие аппараты для пассажирского подвижного состава.

4.3 По эксплуатационным техническим показателям поглощающие аппараты для грузового подвижного состава делятся на следующие классы:

- поглощающие аппараты класса Т1, предназначенные для вагонов, перевозящих все виды грузов (кроме опасных грузов), а также маневровых локомотивов массой до 100 т включительно;

- поглощающие аппараты класса Т2, предназначенные для специализированных вагонов, перевозящих ценные грузы, опасные грузы классов 3, 4, 5, 8, 9 по ГОСТ 19433.1*, а также вагонов с расчетной массой брутто свыше 120 т и магистральных локомотивов;

___________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".


- поглощающие аппараты класса Т3, предназначенные для вагонов, перевозящих особо опасные грузы классов 1, 2, 6, 7 по ГОСТ 19433.1*, а также маневровых локомотивов массой свыше 100 т.

___________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".