Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10393-2014 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 компрессор объемного действия для железнодорожного подвижного состава (компрессор): Устройство, в котором процесс повышения давления и перемещения воздуха (далее - подачи сжатого воздуха) осуществляется в результате циклического изменения объемов рабочих камер.

Примечание - В состав компрессора входят элементы, необходимые для осуществления вышеуказанного процесса с заданными показателями, например, фильтры, масловоздушные сепараторы, элементы или системы диагностики, предохранительные клапаны, холодильники, резервуары для масла, клапаны, вентиляторы, масляный насос (все элементы при их наличии) и т.п.

3.2 электрический привод компрессора (привод): Электродвигатель и устройство передачи энергии к компрессору.

Примечание - примером устройства передачи энергии может служить муфта.

3.3 компрессорный агрегат с электрическим приводом (компрессорный агрегат): Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом и включающее в себя компрессор с электрическим приводом.

Примечание - В состав компрессорного агрегата могут дополнительно входить рама, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы системы регулирования производительности компрессора и другие узлы.

3.4 компрессорная установка с электрическим приводом (компрессорная установка): Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом, включающее в себя компрессорный агрегат, систему регулирования производительности компрессора, блок очистки и осушки сжатого воздуха и другие узлы и системы, обеспечивающие работу изделия без применения дополнительных устройств и систем на подвижном составе.

Примечание - Компрессорная установка требует наличия на подвижном составе только подвода электрической энергии и трубопровода для сжатого воздуха.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.5 регулирование производительности компрессора: Автоматическое воздействие на компрессор и (или) его привод для снижения или повышения, а также временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха путем поддерживания в главных резервуарах железнодорожного подвижного состава рабочего давления в установленном диапазоне*.

_______________

* Под рабочим давлением следует понимать диапазон давления в главных резервуарах железнодорожного подвижного состава, установленный в Правилах технического обслуживания и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 6, 7 мая 2014 г. N 60).


Примечание - Регулирование производительности компрессора обеспечивается системой регулирования производительности компрессора.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.6 отключаемый привод: Привод, который обеспечивает остановку приводного вала компрессора и его последующий запуск, в том числе при регулировании производительности компрессора или при необходимости аварийной остановки.

3.7 неотключаемый привод: Привод, который не обеспечивает остановку приводного вала компрессора при регулировании производительности компрессора или при необходимости аварийной остановки.

Примечание - Применение неотключаемого привода обусловлено передачей вращающего момента от вала двигателя внутреннего сгорания и предполагает перевод компрессора на холостой ход (т.е. вращение его приводного вала без подачи сжатого воздуха) при регулировании производительности компрессора.

3.8 блок очистки и осушки сжатого воздуха (БОСВ): Устройство, предназначенное для осушки сжатого воздуха от воды в жидком и в парообразном состоянии, очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии.

3.9 удельная затраченная энергия компрессорной установки (удельная затраченная энергия): Отношение энергии, затраченной на подачу сжатого воздуха, работу на холостом ходу и переходные процессы, к объему поданного сжатого воздуха, приведенному к начальным условиям.

Примечание - Удельную затраченную энергию определяют при регулировании производительности компрессора в установленном диапазоне давлений в главных резервуарах железнодорожного подвижного состава.

3.10 безмасляный компрессор: Компрессор, в узлах которого не используется жидкое масло и в рабочую(ие) камеру(ы) которого не подается масло.

3.11 номинальное конечное избыточное давление: Установленное в технической документации давление газа (сжатого воздуха) на выходе из компрессора, при котором обеспечивается его работоспособное состояние, безопасность и заданный ресурс.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.12 номинальная производительность компрессора: Значение производительности компрессора при номинальной частоте вращения его приводного вала и номинальном конечном избыточном давлении, установленное в технической документации.

3.13 номинальная частота вращения приводного вала компрессора: Частота вращения, указанная в технической документации на компрессор, компрессорный агрегат или компрессорную установку, при которой компрессор должен в течение установленного ресурса и срока службы обеспечивать значения показателей в пределах установленных норм.

3.14 средняя продолжительность включения компрессора (средняя ПВ): Отношение суммарного времени работы компрессора с подачей сжатого воздуха к суммарному времени рассматриваемых циклов, умноженное на 100%.

Примечание - Суммарное время рассматриваемых циклов при определении средней ПВ составляет не менее 30 мин.