Методические указания по категоризации нарушений требований к системе физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов для определения вида налагаемых санкций
1. Методические указания по категоризации нарушений требований к системе физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов для определения вида налагаемых санкций (далее - Методические указания) разработаны с учетом следующих нормативных правовых актов:
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401;
Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (далее - Правила ФЗ);
Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-07), утвержденных постановлением Ростехнадзора от 27 декабря 2007 г. N 7 (далее - НП-083-07);
Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703.
2. Настоящие Методические указания устанавливают требования к категоризации нарушений в системе физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов для определения вида налагаемых санкций.
3. Настоящие Методические указания предназначены для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на которых возлагаются организация и непосредственное проведение инспекций систем физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. Методические указания могут быть использованы администрацией поднадзорных организаций при осуществлении объектового контроля за системами физической защиты, а также при осуществлении ведомственного контроля.
4. Термины и определения используются в Методических указаниях в трактовке Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456.
Список сокращений по тексту приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.
5. Настоящие Методические указания разработаны с целью:
повышения объективности оценки (в том числе получения количественной оценки) значимости выявленных нарушений в СФЗ на поднадзорных ЯО;
формализации подхода к принятию инспектором решения о виде налагаемых санкций в зависимости от значимости выявленных нарушений в СФЗ на проинспектированном ЯО.
6. Анализ результатов инспектирования, категоризация выявленных нарушений в СФЗ на ЯО и определение вида налагаемых санкций осуществляются в соответствии с системой классификации выявленных нарушений в СФЗ, приведенной в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям и основываются на:
присвоении весовых коэффициентов по направлениям выявленных нарушений в соответствии с их значимостью влияния на функционирование СФЗ на ЯО;
определении показателей состояния СФЗ на ЯО с учетом значимости выявленных нарушений;
сравнении полученных показателей состояния СФЗ на ЯО с учетом значимости всех выявленных нарушений с заданными пороговыми значениями для определения общей итоговой оценки состояния СФЗ на ЯО и вида налагаемых санкций.
7. Классификация значимости выявленных нарушений норм и правил и условий действия лицензий в СФЗ осуществляется по шести направлениям:
по фактическому событию, к которому относится выявленное нарушение (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -);
по отнесению выявленных нарушений к составным частям и элементам СФЗ (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -);
по уровню проявления нарушений в СФЗ (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -);
по степени значимости в СФЗ в отношении возможности хищения ЯМ, совершения диверсии и снижения возможности противодействия НСД (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -);
по причинам возникновения нарушений (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -);
по условиям, способствовавшим возникновению нарушений (коэффициент значимости весового коэффициента в интервале -).
8. Перечень всех возможных нарушений норм и правил и условий действия лицензий в СФЗ, к которым могут быть отнесены конкретные выявленные нарушения, приведены в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
9. Все выявленные нарушения анализируются на предмет их отнесения к каждому из перечисленных направлений, указанных в пункте 7 настоящих Методических указаний.
10. Дальнейший анализ результатов проведенной инспекции и выявленных нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий осуществляется с применением Методики оценки значимости нарушения (совокупности нарушений) в системе физической защиты для определения вида налагаемых санкций, приведенной в разделе III настоящих Методических указаний.
11. Методика оценки значимости нарушений в СФЗ для определения вида налагаемых санкций заключается в присвоении каждому нарушению одного значения из коэффициентов -.
12. Численные значения коэффициентов -, определенные методом экспертных оценок, приведены в таблицах N 1-6 приложения N 2 к настоящим Методическим указаниям. После присвоения каждому нарушению соответствующих значений из интервалов - оценка состояния системы физической защиты для определения вида налагаемых санкций осуществляется по алгоритму, приведенному в таблице N 1 и пункте 13 настоящих Методических указаний.
Таблица N 1
N п/п | Существо выявленного нарушения | |||||||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
Абсолютный показатель состояния СФЗ (сумма ) | ||||||||
Относительный показатель состояния СФЗ |
13. Определение показателей состояния проинспектированной СФЗ для определения вида налагаемых санкций осуществляется следующим образом:
по каждому выявленному нарушению определяется произведение присвоенных численных показателей ;
определяется абсолютный показатель состояния СФЗ как сумма частных показателей ;
определяется относительный показатель состояния СФЗ по формуле ;
для каждого ЯО должно быть установлено минимально допустимое значение показателя эффективности СФЗ. Если фактическое значение показателя эффективности СФЗ меньше минимально допустимого, то относительный показатель "С" состояния СФЗ принимается равным нулю.
14. Критериями оценки состояния системы физической защиты и определения вида налагаемых санкций являются численные границы относительного показателя состояния, при нахождении в пределах которых делается один из выводов о состоянии данной системы (при условии, что показатель эффективности СФЗ больше минимально допустимого значения) и о налагаемых санкциях:
а) =1 - СФЗ полностью соответствует предъявляемым требованиям. Санкции не применяются;
б) - СФЗ частично не соответствует предъявляемым требованиям. Требуется вынесение предписания об устранении выявленных нарушений с принятием компенсирующих мер до их устранения;
в) - в СФЗ имеются существенные нарушения, влияющие на ее работу. Требуется вынесение предписания об устранении нарушений и принятии компенсирующих мер до их устранения и наложение административных санкций на соответствующее юридическое лицо и (или) ответственных должностных лиц;
г) <0,5 - в СФЗ имеются серьезные нарушения, не позволяющие ей выполнять свои задачи. Требуется вынесение предписания об устранении нарушений и принятии компенсирующих мер до их устранения; наложение административного штрафа на соответствующее юридическое лицо и (или) ответственных должностных лиц и рассмотрение вопроса о направлении ходатайства о приостановлении действия лицензии до устранения выявленных нарушений.
15. Вид административных санкций устанавливается лицом, ответственным за проведение инспекции физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП) (список возможных санкций включает: предупреждение, выдача предписания об устранении выявленных нарушений, составление протокола об административном правонарушении, дисквалификация, направление ходатайства о приостановлении или аннулировании лицензии эксплуатирующей организации на деятельность в области использования атомной энергии, о приостановлении или аннулировании разрешения должностному лицу на право ведения работ в области использования атомной энергии).
Размер административного штрафа определяется лицом, выносящим постановление о назначении административного наказания на основании ранее составленного протокола об административном правонарушении в пределах санкций, установленных КоАП.
Решение о конкретных административных санкциях принимается с учетом выявленных нарушений в соответствии со значимостью их влияния на функционирование СФЗ на ЯО в пределах санкций, установленных КоАП.
16. При наличии значимых нарушений в системе физической защиты ЯО требований нормативных правовых актов и условий действия лицензий независимо от численного показателя "" состояния СФЗ, применяются административные санкции в соответствии с приложением N 3 к настоящим Методическим указаниям.
17. Результат оценки значимости выявленных нарушений в СФЗ на ЯО должностные лица Ростехнадзора должны использовать для обоснования решения о необходимости применения административных санкций за выявленные нарушения и обоснования решения о виде и размере наказания.
18. Документально оформленные результаты проведенной оценки значимости выявленных нарушений в СФЗ ЯО могут прилагаться к отчетным материалам инспекции в качестве обоснования принятия решения по применению административных санкций.
19. Пример расчета оценки значимости выявленных нарушений в СФЗ ЯО и определения вида налагаемых санкций приведен в приложении N 4 к настоящим Методическим указаниям.
Список сокращений