Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р МЭК 62508-2014     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент риска

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

Risk management. Impact analysis to dependability of human aspects



ОКС 03.120.01

Дата введения 2015-12-01

     

Предисловие

1. ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1350-ст

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62508:2010* "Анализ влияния на надежность человеческого фактора" (IEC 62508:2010 "Guidance on human aspects of dependability", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДБ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте приведено руководство по надежности систем в аспекте действий человека. В стандарте рассмотрены вопросы надежности систем человек-машина.

Стандарт позволяет учитывать влияние человека на надежность системы на всех этапах ее жизненного цикла, включая применение эргономических принципов при проектировании и анализе влияния на надежность человека.

В стандарте приведен обзор методов оценки показателей надежности систем, связанных с действиями человека, а также примеры их применения.

Настоящий стандарт не включает каких-либо требований. В стандарте уделено внимание наличию законодательных требований для рассматриваемых систем.

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлено руководство по обеспечению надежности, связанной с человеческим фактором, ориентированное на методы человеко-ориентированного проектирования и повышения надежности, которые могут быть использованы на всех этапах жизненного цикла системы. В стандарте описаны качественные методы. Примеры количественных методов приведены в приложении А.

Настоящий стандарт применим к любой области промышленности, где имеется взаимодействие человек-машина, и предназначен для использования техническим персоналом и руководителями организации.

Настоящий стандарт не предназначен для использования при сертификации, проверке обязательных требований или требований, установленных в контрактах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

IEC 60300-1:2003, Dependability management - Part 1: Dependability management systems (Менеджмент надежности. Часть 1. Системы управления надежностью)

________________

Заменен на IEC 60300-1:2014     


IEC 60300-2, Dependability management - Part 2: Guidelines for dependability management (Менеджмент надежности. Часть 2. Руководящие принципы для управления надежностью)

IEC 60300-3-15, Dependability management - Part 3-15: Application guide - Engineering of system dependability (Менеджмент надежности. Часть 3-15: Руководство по применению. Разработка системы надежности)

     3 Термины, определения и сокращения


В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-191, а также следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание - Некоторые термины приведены в соответствии с текстом проекта второго издания МЭК 60050-191.

3.1 Термины и определения

3.1.1 надежность (dependability): Способность функционировать в соответствии с установленными требованиями.

_______________

Определение приведено для обеспечения идентичности с МЭК 62508:2010. В работе следует руководствоваться определением, установленным в ГОСТ 27.002.2015.


Примечание 1 - Надежность включает в себя свойство готовности и определяющие ее и зависящие от внешних факторов такие свойства, как отказоустойчивость, восстанавливаемость, целостность, безопасность, ремонтопригодность, долговечность и обеспеченность техническим обслуживанием и ремонтом.

Примечание 2 - Надежность также используют в качестве собирательного термина для описания зависящих от времени характеристик качества продукции или услуг, надежность может быть выражена в виде сорта, вероятности соответствия определенного набора характеристик заданным требованиям.

Примечание 3 - Требования к показателям надежности, как правило, включают функции и продукцию, которые должны быть выполнены, время, в течение которого они должны быть выполнены, условия хранения, использования и обслуживания. Также могут быть включены требования безопасности, эффективности и результативности на всех стадиях жизненного цикла.

3.1.2 эргономика человеческого фактора (ergonomics human factors, HF) HF: Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, включающая теорию, принципы, данные и методы проектирования с целью оптимизации благополучия человека и полного выполнения системой своих функций.

[ИСО 6385:2004, определение 2.3, измененное]

3.1.3 защищенность от ошибок (error resistance): Способность системы минимизировать вероятность появления ошибок персонала.

3.1.4 устойчивость к ошибкам (error tolerance): Способность системы или компонента продолжать нормальное функционирование, несмотря на наличие ошибок.

[ИСО/МЭК 24765:2009, определение 3.1034]

3.1.5 характеристики человека (human aspects): Возможности, ограничения, и другие свойства и особенности человека, имеющие отношение к конструкции, функционированию, техническому обслуживанию системы и/или ее компонентов и оказывающие влияние на функционирование системы в целом.

3.1.6 человеко-ориентированное проектирование (human-centred design): Способ проектирования и разработки систем с применением при проектировании принципов эргономики для повышения пригодности использования интерактивных систем.

Примечание 1 - Системы с высокой пригодностью использования имеют ряд преимуществ, включая более высокую производительность, комфорт, предотвращение стресса, повышенную доступность и сниженный риск причинения вреда.

Примечание 2 - В стандарте использован термин "ориентируемая на человека конструкция", чтобы подчеркнуть необходимость учета при проектировании системы эргономических особенностей человека, но сохранен термин "человеко-ориентированное проектирование", используемый в стандартах ИСО и отражающий определенные принципы и действия.

Примечание 3 - Термин "человеко-ориентированное проектирование" использован вместо термина "проектирование, ориентированное на пользователя" чтобы подчеркнуть, что настоящий стандарт учитывает также воздействие системы на другие причастные стороны, а не только на пользователей. Однако на практике эти термины зачастую используют как синонимы.


[ИСО 9241-10, определение 2.7, измененное]

3.1.7 ошибка оператора (human error): Несоответствие между действиями человека, выполненными или не выполненными, и предназначенными действиями.

3.1.8 вероятность ошибки оператора (human error probability, HEP) HEP: Вероятность того, что оператор совершит ошибку в поставленной задаче.

Примечание 1 - Вероятность может быть вычислена на основе отношения количества ошибок человека при выполнении конкретной задачи к общему количеству возможных ошибок для данного типа задачи.

Примечание 2 - Вероятность ошибки оператора может быть выражена в виде распределения, которое должно быть определено в соответствии с вариантами поведения человека и ситуациями, в которых должна быть выполнена задача.

3.1.9 отказ (человеческого фактора) (human failure): Невыполнение человеком действий, необходимых для достижения цели, независимо от причин.

Примечание - Для любой конкретной системы или ситуации отказ человеческого фактора представляет собой комбинацию совершаемых человеком ошибок и нарушений, которые приводят к отказу системы и/или опасным последствиям.

3.1.10 проектирование, ориентируемое на пользователя (human-oriented design): Способ проектирования, обеспечивающий соответствие конструкции функциональным особенностям человека с учетом его ограничений, обеспечения ментального комфорта и повышения производительности системы в целом.

3.1.11 надежность человеческого фактора (human reliability): Способность человека выполнить задачу в заданных условиях в пределах установленного периода времени с учетом заданных ограничений.

3.1.12 анализ надежности человеческого фактора (human reliability analysis, HRA) HRA: Системный процесс оценки надежности человеческого фактора.

Примечание - Методы оценки могут быть только качественными, но могут обеспечивать и получение количественных результатов.

3.1.13 ошибка (mistake): Недостаток или нарушение в рассуждениях или логических выводах при выборе цели или средств достижения цели, независимо от того, выполняются ли действия в соответствии с планом или нет.

3.1.14 факторы, определяющие работу (человека) (performance shaping factors): Характеристики внешней среды, задачи и люди, существенные для выполнения человеком своей работы.

3.1.15 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

[ИСО 9000:2005, определение 3.1.2]

Примечание - В настоящем стандарте потребность или ожидание относятся к системе, компонентам системы, продукции или техническому обслуживанию.

3.1.16 осведомленность о ситуации (situational awareness): Восприятие человеком элементов среды в пределах установленного времени и пространства, понимание их значения и прогнозирование их на ближайшее будущее.

3.1.17 система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

[ИСО 9000:2005, определение 3.2.1]

Примечание 1 - Применительно к надежности система имеет:

- определенную цель, выраженную по отношению к назначенной функции;

- установленные условия функционирования (использования);

- определенные границы.

Примечание 2 - Структура системы может быть иерархической.


[МЭК 60300-1:2003, определение 3.6]

Примечание 3 - Для некоторых систем, таких как информационные системы, данные являются важной частью системы.

Примечание 4 - Человек (оператор) может быть частью системы.

3.18 нарушение (violation): Преднамеренное, предосудительное отклонение от установленных правил работы, которое не является необходимым.

3.2 Сокращения

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs