Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ Р ИСО 9241-20-2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА

     
Часть 20

Руководство по доступности оборудования и услуг в области информационно-коммуникационных технологий

     
Ergonomics of human-system interaction. Part 20. Accessibility guidelines for information/communication technology equipment and services



ОКС 13.180

         35.180

Дата введения 2015-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2014 г. N 1054-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-20:2008* "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 20. Руководство по доступности оборудования и услуг в области информационно-коммуникационных технологий (ICT)" (ISO 9241-20:2008 "Ergonomics of human-system interaction - Part 20: Accessibility guidelines for information/communication technology (ICT) equipment and services", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Число людей, использующих оборудование и услуги информационно-коммуникационных технологий (ICT), которые сочетают аппаратные средства, программные и сетевые технологии, увеличивается, как и разнообразие оборудования и услуг IСT. Наша повседневная жизнь заполнена таким оборудованием и услугами.

Настоящий стандарт предназначен в помощь разработчикам для адаптации оборудования и услуг ICT таким образом, чтобы обеспечивалось их использование самым широким кругом людей независимо от их возможностей или дееспособности, ограничений или культуры.

Стандарт основан на современном понимании особенностей людей, которые обладают специфическими физическими, органолептическими и/или когнитивными расстройствами. Однако доступность - это вопрос, который затрагивает многих людей. Пользователями интерактивных систем являются потребители или работники различных профессий, такие как домовладельцы, школьники, инженеры, служащие, продавцы и веб-дизайнеры. Люди в таких целевых группах значительно различаются по своим физическим данным, способностям восприятия и познавательным возможностям, и каждая целевая группа включает лица с различными способностями. Таким образом, люди с ограниченными возможностями не составляют определенной группы, которая может быть проигнорирована. Различия в возможностях могут быть результатом разнообразных факторов, которые ограничивают возможности участия в повседневной жизни и являются "универсальным человеческим опытом". Поэтому доступность относится к широкой группе пользователей, включающей:

- люди с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями, врожденными или приобретенными;

- пожилые люди (быстрорастущий процент населения), которые могут получать преимущества при пользовании новыми продуктами и услугами IСT, но обладают пониженными физическими, сенсорными и когнитивными возможностями,

- люди с временными ограничениями, такие как человек со сломанной рукой или без своих очков для чтения;

- люди, которые испытывают затруднения в конкретных ситуациях, например человек, работающий в шумном месте, или обе руки которого заняты другими действиями.

Настоящий стандарт подготовлен в качестве руководства по обеспечению и улучшению доступности оборудования, программного обеспечения и услуг IСT, когда они используются людьми с самым широким разнообразием возможностей. Стандарт представляет:

a) рамочную основу на базе эргономической концепции условий использования;

b) принципы доступности оборудования и услуг IСT.

Их изложение предназначено для помощи пользователям этого стандарта в рассмотрении проблем доступности. В стандарте также описаны характерные признаки основной продукции с примерами проектирования, предоставлена информация для планирования, проектирования и разработки оборудования и услуг IСT, а также приобретения и оценки оборудования и услуг IСT. Необходимо признать важность как общего руководства по эргономике, специализированного руководства по доступности, приведённого в этом и других стандартах по обеспечению доступности в достижении полного использования оборудования, программного обеспечения и услуг IСT.

Хотя многие из требований и рекомендаций в настоящем стандарте также применимы вне области доступности, они особенно важны для этой сферы. В стандарт также включен "Перечень контрольных вопросов" (приложение В), чтобы помочь пользователям изучить параметры доступности оборудования и услуг IСT.

     1 Область применения


Настоящий стандарт предназначен для использования лицами, ответственными за планирование, проектирование, разработку, приобретение и оценку оборудования и услуг информационно-коммуникационных технологий (ICT). Он предоставляет рекомендации по улучшению доступности оборудования и услуг IСT таким образом, чтобы они были более доступны для использования на рабочем месте, дома, в мобильных системах и общественных местах. Стандарт охватывает вопросы, связанные с проектированием оборудования и услуг для людей с широким диапазоном физических, сенсорных и когнитивных способностей, включая временно нетрудоспособных и пожилых людей.

На основании этих рекомендаций может быть разработан подробный проект для конкретного оборудования или услуги. Если существует стандарт по доступности конкретного оборудования или услуги, то он может быть использован в сочетании с этим стандартом. В тех областях, где таких стандартов нет, настоящий стандарт может представлять собой основание для проектирования параметров доступности оборудования и услуг IСT.

В настоящем стандарте приведены общие рекомендации по приобретению и оценке оборудования и услуг IСT, включая аспекты как аппаратного, так и программного обеспечения, оборудования для обработки информации, электронных средств связи, офисной техники и других подобных технологий и услуг, используемых на рабочем месте, дома, в мобильных системах и общественных местах.

Кроме того, в нем даётся важная информация об условиях использования. Доступность повышается при расширении диапазона условий, в которых могут использоваться оборудование и услуги. Условия использования могут зависеть от различных компонентов оборудования или услуги, включая пользователя, выполняемую задачу и характеристики оборудования (аппаратные средства, программное обеспечение и материалы), а также свойства физической и социальной среды. Условия использования можно рассматривать при планировании, проектировании, разработке, приобретении и оценке оборудования и услуг IСT.

Примечание - Настоящий стандарт является высокоуровневым стандартом, применимым ко всему оборудованию и услугам ICT, поэтому подробные описания конкретного оборудования или услуг не рассматриваются. На него можно ссылаться в вопросах стандартизации в этой области в национальных, региональных и международных масштабах для предотвращения барьеров в сферах занятости или перемещения людей. Более конкретные рекомендации по доступности программного обеспечения содержатся в ИСО 9241-171.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:     

ISO 9241-5, Ergonomic requirements for office work visual display terminals (VDTs) - Part 5: Workstation layout and postural requirements (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 5. Требования к расположению рабочей станции и осанке оператора)

ISO 9241-11:1998*, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 11: Guidance on usability (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT).Часть 11. Руководство по обеспечению пригодности использования)

________________

* Заменен на ISO 9241-11:2018.


ISO 9241-12**, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 12: Presentation of information (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 12. Представление информации)

________________

** Заменен на ISO 9241-125:2018.


ISO 9241-13, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 13: User guidance (Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 13. Руководство пользователя)

ISO 9241-14, Ergonomics requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 14: Menu dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 14. Диалоги меню)

ISO 9241-15***, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 15: Command dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 15. Командные диалоги)

________________

*** Отменен.


ISO 9241-16, Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs) - Part 16: Direct manipulation dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 16. Диалоги простых манипуляций)

________________

Отменен.


ISO 9241-17, Ergonomic requirements for offce work with visual display terminals (VDTs) - Part 17: Form-filling dialogues (Эргономические требования к офисным работам с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 17. Диалоги для заполнения формы)

________________

Заменен на ISO 9241-143:2012.


ISO 9241-110:2006 Ergonomics of human-system interaction - Part 110: Dialogue principles (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 110. Принципы организации диалога)

ISO 9241-151, Ergonomics of human-system interaction - Part 151: Guidance on World Wide Web user interfaces (Эргономика взаимодействия "человек-система". Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет)

ISO 9241-171, Ergonomics of human-system interaction - Part 171: Guidance on software accessibility (Эргономика взаимодействия "человек-система". Часть 171. Руководство по доступности программного обеспечения)

ISO 9241-210:2010 Ergonomics of human-system interaction - Part 210: Human-centred design for interactive systems (Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем)

ISO 9241-300, Ergonomics of human-system interaction - Part 300: Introduction to electronic visual display requirements (Эргономика взаимодействия "человек-система". Часть 300. Введение в требования к электронным видеодисплеям)

ISO 9241-302, Ergonomics of human-system interaction - Part 302: Terminology for electronic visual displays (Эргономика взаимодействия "человек-система". Часть 302. Терминология для электронных визуальных дисплеев)

ISO 9241-410, Ergonomics of human-system interaction - Part 410: Design criteria for physical input devices (Эргономика взаимодействия "человек-система". Часть 410. Критерии проектирования физических устройств ввода)

ISO 14915-1 Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 1: Design principles and framework (Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура)

ISO 14915-2, Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 2: Multimedia navigation and control (Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами)

ISO 14915-3, Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 3: Media selection and combination (Эргономика программного обеспечения для мультимедийных интерфейсов пользователя. Часть 3. Выбор и объединение носителей)

________________

Отменен.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 доступность (в области интерактивных систем) (accessibility <interactive systems>): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования для людей с широким диапазоном возможностей.

Примечание 1 - Понятие доступности относится к широкому диапазону возможностей пользователя и не ограничено пользователями, которые формально признаны имеющими ограничения.

Примечание 2 - Ориентированное на пригодность к использованию понятие доступности нацелено на достижение уровней эффективности применения, производительности и удовлетворения, которые являются наивысшими в указанном контексте использования, учитывая в то же время полный диапазон возможностей среди пользователей.

3.2 вспомогательная технология (assistive technology): Аппаратные средства или программное обеспечение, добавляемые к системе или включенные в неё, которые повышают её доступность для человека.

3.3 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратные средства, программные средства, материалы), физическая и социальная среда, в которых используют продукцию.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.5]

3.4 информационно-коммуникативная технология (information/communication technology ICT) ICT: Технология для сбора, хранения, восстановления, обработки, анализа и передачи информации.

3.5 интерактивная система (interactive system): Диалоговая система, являющаяся комбинацией компонентов аппаратных средств и программного обеспечения, входом которой являются команды и данные, поступающие от пользователя, а выход определяют реакции самой системы, направленные на поддержание взаимодействия с пользователем для выполнения производственного задания.