ГОСТ Р МЭК 62660-2-2014
Группа Е59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АККУМУЛЯТОРЫ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Часть 2
Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов
Secondary lithium-ion cells for the propulsion of electric road vehicles. Part 2. Reliability and abuse testing
ОКС 29.220.20
43.120
ОКП 34 8290
Дата введения 2016-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Национальная ассоциация производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 сентября 2014 г. N 1011-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62660-2* (2010) "Аккумуляторы литий-ионные для электрических дорожных транспортных средств. Часть 2. Испытания на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов" (IEC 62660-2:2010 "Secondary lithium-ion cells for the propulsion of electric road vehicles - Part 2: Reliability and abuse testing").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектами патентных прав. Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к испытаниям на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов литий-ионных аккумуляторов, используемых для приведения в движение аккумуляторных и гибридных электромобилей.
Целью настоящего стандарта является определение порядка и условий проведения испытаний для получения основных характеристик тяговых литий-ионных аккумуляторов, используемых для приведения в движение аккумуляторных и гибридных электромобилей. Испытания необходимы для получения важных данных по надежности и эксплуатации с нарушением режимов литий-ионных аккумуляторов, применяемых в различных конструкциях аккумуляторных модулей и систем.
Настоящий стандарт устанавливает стандартную классификацию описания результатов испытаний, которую следует использовать при разработке различных конструкций аккумуляторных батарей и систем на их основе.
Примечание 1 - Проведение испытаний на надежность и эксплуатацию с нарушением режимов тяговых литий-ионных аккумуляторных батарей может осуществляться со ссылкой на данный стандарт.
Примечание 2 - Технические требования к испытаниям литий-ионных аккумуляторных батарей и систем определены в ИСО 12405-1 и ИСО 12405-2.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты* (для датированных ссылок следует использовать только указанное издание, для недатированных ссылок следует использовать последнее издание указанного документа, включая все поправки):
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
МЭК 60050-482 Международный электротехнический словарь. Часть 482. Первичные и вторичные элементы и батареи (IEC 60050-482, International Electrotechnical Vocabulary - Part 482: Primary and secondary cells and batteries)
МЭК 60068-2-64 Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-64. Испытания. Испытание Fh. Широкополосная вибрация, случайная и наведенная (IEC 60068-2-64, Environmental testing - Part 2-64: Tests - Test Fh: Vibration, broadband random and guidance)
МЭК 61434 Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие некислотные электролиты. Рекомендации по обозначению тока в стандартах на щелочные аккумуляторы и батареи (IEC 61434, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Guide to the designation of current in alkaline secondary cell and battery standards)
ИСО 16750-3 Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 3. Механические нагрузки (ISO 16750-3, Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 3: Mechanical loads)
ИСО 16750-4 Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4. Климатические нагрузки (ISO 16750-4, Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 4: Climatic loads)
В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аккумуляторный электромобиль; ЭМА (battery electric vehicle; BEV): Транспортное средство, для движения которого используется электрическая энергия единственного бортового источника - аккумуляторной батареи.
3.2 гибридный электромобиль; ЭМГ (hybrid electric vehicle; HEV): Транспортное средство, для движения которого используется энергия от двух бортовых источников: аккумуляторной батареи и теплового двигателя, работающего на углеводородном топливе.
3.3 номинальная емкость (rated capacity): Количество электричества в ампер-часах, заявленное изготовителем аккумуляторов: С - для ЭМА и C - для ЭМГ.
3.4 базовый испытательный ток I (reference test current I): Ток в амперах, который выражается как
,
где С - емкость аккумулятора, А·ч;
n - продолжительность режима полного разряда, ч;
1 - время, ч.
3.5 комнатная температура (room temperature): Температура (25±2)°С.
3.6 литий-ионный аккумулятор (secondary lithium ion cell): Аккумулятор, в котором при заряде ионы лития переходят из катода, содержащего соединения лития, в анод, а при разряде переходят в обратном направлении.
Примечание 1 - Аккумулятор - это базовое промышленное устройство, которое является химическим источником электрического тока с прямым преобразованием энергии. Аккумулятор состоит из электродов, сепаратора, электролита, корпуса и клемм и предназначен для накопления электрической энергии.
Примечание 2 - В настоящем стандарте термин аккумулятор означает литий-ионный аккумулятор, электрическая энергия которого используется для движения транспортного средства.
3.7 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Доступная емкость аккумуляторной батареи, выраженная в процентах от номинальной.
Данные об используемых приборах и инструментах фиксируются в протоколах испытаний.
4.2.1 Диапазон измерения приборов
Приборы должны соответствовать измеряемым значениям напряжения и тока. Диапазон измерения этих приборов и методы измерения должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить точность, установленную для каждого испытания.
Для аналоговых приборов показания должны считываться с последней трети шкалы.
Другие измерительные приборы могут использоваться, если они обеспечивают требуемую точность измерений.
4.2.2 Измерение напряжения
Внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее 1 МОм/В.
4.2.3 Измерение тока
Система амперметр-шунт-провода должна иметь класс точности 0,5 или выше.
4.2.4 Измерение температуры
Прибор должен обеспечивать измерение температуры на поверхности аккумулятора. Диапазон и точность измерения прибора должны соответствовать требованиям 4.2.1. Температура должна измеряться в месте, которое наиболее точно отражает температуру аккумулятора. При необходимости температура может быть дополнительно измерена в других местах.
Примеры измерения температуры показаны на рисунке 1. Измерение температуры необходимо проводить в соответствии с инструкцией изготовителя аккумуляторов.
Рисунок 1 - Примеры измерения температуры аккумуляторов
4.2.5 Другие измерения
Другие величины, включая емкость и мощность, могут быть измерены при помощи соответствующих измерительных приборов с учетом выполнения требований 4.3.
Суммарная погрешность измерений контролируемых или измеряемых величин относительно требуемых или действительных значений не должна превышать следующих пределов:
a) ±0,1% для напряжения;
b) ±1% для тока;
c) ±2°С для температуры;
d) ±0,1% для времени;
e) ±0,1% для массы;
f) ±0,1% для размеров.
Указанные пределы включают в себя погрешности средств измерений, метода измерений, а также все остальные источники погрешности, обусловленные процедурой испытания.
Если иное не определено, то перед каждым испытанием аккумуляторы должны быть выдержаны при требуемой температуре в течение не менее 12 ч. Этот период может быть сокращен, если температурная стабилизация будет достигнута, т.е. температура аккумулятора за 1 ч изменится менее чем на 1°С.
Если иное не определено в настоящем стандарте, то аккумуляторы испытывают при комнатной температуре, используя метод, указанный изготовителем.
Если иное не указано в настоящем стандарте, то до проведения испытаний с электрическими измерениями аккумулятор должен быть заряжен следующим образом.
До проведения заряда аккумулятор разряжают при комнатной температуре постоянным током, указанным в таблице 1, до конечного напряжения разряда, указанного изготовителем. Затем аккумулятор должен быть заряжен при комнатной температуре в соответствии с требованиями изготовителя.
Емкость аккумулятора измеряют следующим образом.
Этап 1. Аккумулятор заряжают в соответствии с 5.1.
После этого стабилизируют температуру аккумулятора в соответствии с 4.4.
Этап 2. Аккумулятор разряжают при заданной температуре постоянным током до конечного напряжения разряда, указанного изготовителем. Разрядный ток и температура указаны в таблице 1.
Примечание - В дополнение к условиям таблицы 1 допускается по согласованию между изготовителем и заказчиком выбирать другие условия испытания из числа приведенных в таблице А.1 приложения А.
Метод определения значения базового испытательного тока It определен в МЭК 61434.
Таблица 1 - Условия разряда