РБ-094-14
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "МИНИМИЗАЦИЯ РАДИАЦИОННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ЭНЕРГОБЛОКАХ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ. МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ"
Дата введения 2014-03-19
Введено в действие с 19 марта 2014 г.
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Минимизация радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках атомных электростанций разных типов. Методика оптимизации мер по защите населения и территорий" (РБ-094-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 сентября 2012 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27011).
Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению эксплуатирующей организацией требований норм и правил в области использования атомной энергии к минимизации радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках атомных электростанций (далее - АЭС) различных типов.
Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на АЭС с энергоблоками различных типов.
Настоящее Руководство по безопасности предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций при разработке планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции, а также специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций, оценке противоаварийных тренировок и учений эксплуатирующих организаций, а также при оценке действий эксплуатирующей организации в случае аварий.
Выпускается впервые
________________
Разработано коллективом авторов в составе: А.А.Строганов, А.В.Курындин, А.С.Шаповалов, М.Ю.Орлов, Н.Б.Тимофеев (ФБУ "НТЦ ЯРБ").
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Минимизация радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках атомных электростанций разных типов. Методика оптимизации мер по защите населения и территорий" (РБ-094-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 сентября 2012 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27011) (далее - НП-015-12).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению эксплуатирующей организацией требований норм и правил в области использования атомной энергии к минимизации радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварий на энергоблоках атомных электростанций (далее - АЭС) различных типов.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на АЭС с энергоблоками различных типов.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций при разработке планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции, а также специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций, оценке противоаварийных тренировок и учений эксплуатирующих организаций, а также при оценке действий эксплуатирующей организации в случае аварий.
5. Требования НП-015-12 могут быть выполнены с использованием иных методов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных методов для обеспечения безопасности.
6. В целях реализации положений пункта 3.1 приложения к НП-015-12 рекомендуется определять размеры зон радиоактивного загрязнения с учетом рекомендаций настоящего Руководства по безопасности.
7. Размеры зон радиоактивного загрязнения рекомендуется обосновывать в отчете по обоснованию безопасности АЭС (далее - ООБ АЭС), учитывая наибольший выброс, возможный при тяжелых запроектных авариях, из всех рассмотренных при анализе аварий.
8. Обоснованные в ООБ АЭС размеры зон рекомендуется указывать в плане мероприятий по защите персонала, что позволит при возникновении радиационно опасной ситуации после установления возможности развития данной радиационно опасной ситуации в тяжелую запроектную аварию с загрязнением территорий (до выброса) принять однозначное и скорейшее решение об установлении зон радиоактивного загрязнения и проведении мероприятий по минимизации радиационных последствий для населения и персонала, участие которого в смягчении последствий аварии и её ликвидации не планируется.
9. Установление зон радиоактивного загрязнения рекомендуется проводить в соответствии с таблицей приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности, при этом рекомендуется нумеровать зоны номерами от 1 до 4 по мере удаления их внешних границ от аварийного энергоблока.
10. Указанные в таблице приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности диапазоны размеров зон 1-4 рекомендуется принимать в качестве первого приближения. Окончательные размеры зоны рекомендуется устанавливать в ООБ АЭС на основании анализа аварий в пределах диапазонов их размеров, указанных в таблице приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности. При этом рекомендуется учитывать в изотопном составе радиоактивного выброса помимо изотопов цезия и йода равновесный состав инертных радиоактивных газов с периодом полураспада до 1 месяца для максимальной мощности энергоблока.
11. В качестве критерия для установления размера зоны 1 рекомендуется принимать прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство, установленные требованиями раздела VI санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009 г., N 171/1) (далее - НРБ-99/2009).
12. В качестве критерия для установления размера зоны 2 рекомендуется принимать удвоенное значение уровня "А" (по дозе на все тело) для принятия неотложных решений об эвакуации населения в начальном периоде радиационной аварии, установленное требованиями раздела VI НРБ-99/2009.
13. Рекомендации по модели атмосферного переноса аварийного выброса, используемой при определении размеров зон 1 и 2, приведены в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
14. Определение размеров зон 1 и 2 рекомендуется осуществлять с учетом следующих путей облучения:
внешнее облучение от радиоактивного облака выброса;
внешнее облучение от радиоактивных выпадений на поверхность земли;
внутреннее облучение за счет ингаляции радионуклидов из радиоактивного облака выброса.
15. Расчет доз для определения размеров зоны 2 рекомендуется проводить принимая, что внешнее облучение от радиоактивных выпадений на поверхность земли происходит в течение суток.
16. В рамках обоснования в ООБ АЭС размеров зоны 2 размер данной зоны рекомендуется определять считая проведенной йодную профилактику и размещение в укрытии. Учет проведения йодной профилактики и укрытия рекомендуется осуществлять путем применения понижающих коэффициентов, приведенных в таблице приложения N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
17. В качестве критерия для установления размеров зон 3 и 4 рекомендуется принимать удвоенное значение уровня "А" (по эффективной дозе) для принятия решений об отселении, установленное требованиями НРБ-99/2009.
18. Оценку доз для определения размеров зоны 3 рекомендуется проводить с учетом следующих путей облучения:
внешнее облучение от радиоактивных выпадений на поверхность земли;
внутреннее облучение за счет ингаляции радионуклидов, взвешенных в воздухе (в том числе за счет ингаляции вторично поднятой с поверхности земли пыли).
19. Оценку доз для определения размеров зоны 4 рекомендуется проводить с учетом путей облучения, рекомендованных в пункте 18 настоящего Руководства по безопасности, а также с учетом пути облучения, связанного с потреблением загрязненных воды и пищевых продуктов.
20. В случае возникновения на АЭС радиационно опасной ситуации рекомендуется качественно оценить вероятность развития данной радиационно опасной ситуации в тяжелую запроектную аварию с загрязнением территорий. В качестве признака, свидетельствующего о высокой вероятности данного события, рекомендуется принимать достижение и (или) превышение непосредственно измеряемыми параметрами состояния реакторной установки и АЭС (либо значениями, получаемыми из непосредственно измеряемых параметров путем расчетов и оценок) заранее установленных граничных значений. Достижение этих граничных значений свидетельствует о значительной вероятности развития радиационно опасной ситуации в тяжелую запроектную аварию.
21. В случае если установленные граничные значения, упомянутые в пункте 20 настоящего Руководства по безопасности, достигнуты, рекомендуется до выброса, либо до поступления данных радиационного мониторинга загрязнения территорий (в случае если выброс произошел) установить зоны радиоактивного загрязнения в соответствии с их размерами, обоснованными в ООБ и указанными в плане мероприятий по защите персонала.
22. Если аварийный выброс произошел, а данные радиационного мониторинга загрязнения территории еще не поступили, для целей определения зон 3 и 4 рекомендуется использовать данные мониторинга временной зависимости направления ветра, охватывающие временной интервал, в течение которого происходил аварийный выброс. При этом рекомендуется принимать, что зоны 3 и 4 ограничиваются радиусами, обоснованными заблаговременно, в соответствии с пунктами 17-19 настоящего Руководства по безопасности и секторами, выделенными по результатам мониторинга временной зависимости направления ветра. В случае отсутствия данных мониторинга временной зависимости направления ветра, рекомендуется принимать, что зоны 3 и 4 не ограничиваются секторами и имеют вид окружностей.
23. В связи с тем, что определение границ зон радиоактивного загрязнения в виде окружностей весьма условно и может привести к неоднозначному толкованию границ зон, рекомендуется определить ориентиры на местности, которые будут четко и однозначно характеризовать границы зон 1 и 2 (например река, дорога, лесная полоса), как показано на рисунке N 1 приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
24. В целях реализации положений пункта 9.5.2 приложения к НП-015-12 мероприятия по эвакуации рекомендуется планировать, а в случае возникновения радиационно опасной ситуации, способной привести к тяжелой запроектной аварии с загрязнением территорий, проводить заблаговременно (до выброса) в пределах зон 1 и 2, установленных в соответствии с разделом I настоящего Руководства по безопасности.
25. В целях реализации положений подпункта "в" пункта 9.5.2 приложения к НП-015-12 в качестве критериев необходимости проведения эвакуационных мероприятий в пределах зон 1 и 2 рекомендуется принимать достижение заранее установленных граничных значений непосредственно измеряемых параметров состояния реакторной установки и АЭС, либо значений, получаемых из данных параметров путем расчетов и оценок.
26. Рекомендуется проводить заблаговременную эвакуацию (до выброса) из зон 1 и 2, установленных в соответствии с разделом I настоящего Руководства по безопасности. При эвакуации как из зоны 1, так и из зоны 2, достаточной рекомендуется считать эвакуацию за пределы зоны 2.
27. При планировании и проведении заблаговременных эвакуационных мероприятий из зоны 2 приоритетной рекомендуется считать эвакуацию из зоны 1. Заблаговременные эвакуационные мероприятия из зоны 2 рекомендуется проводить после завершения заблаговременных эвакуационных мероприятий из зоны 1. Допускается одновременное проведение заблаговременных эвакуационных мероприятий из зоны 1 и зоны 2, если эвакуация из последней не замедлит эвакуацию из первой.
28. В случае, если радиационно опасная ситуация привела к тяжелой запроектной аварии, сопровождающейся выбросом, за пределами зоны 2 рекомендуется проведение экстренной эвакуации на тех участках территории, где по результатам радиационного мониторинга будет выявлено превышение ограничений, установленных в НРБ-99/2009.
29. В случае если невозможно провести немедленную и безопасную заблаговременную или экстренную эвакуацию (например, при наличии препятствующих эвакуации погодных условий) в качестве защитной меры в зонах 1 и 2, а также на участках территории за пределами зоны 2, на которых по результатам радиационного мониторинга будет выявлено превышение ограничений, установленных в нормативных правовых актах, рекомендуется использовать укрытие в комбинации с йодной профилактикой.
30. Рекомендуется рассматривать укрытие в качестве временной защитной меры и не использовать его больше суток, если:
в месте укрытия не удовлетворяются потребности укрывающихся людей в пище, воде и энергии;
доведение информации средствами массовой информации и системами оповещения до укрывающихся не обеспечено;
не проведен радиационный мониторинг местности, где располагается укрытие.
31. В случае если аварийный выброс произошел, в целях уменьшения загрязнения территорий и минимизации радиационных последствий для населения и персонала при ликвидации последствий аварии рекомендуется также руководствоваться положениями Руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии. Методика организации транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязнения" (РБ-084-13), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 июля 2013 г. N 302.
32. Работы по ликвидации последствий аварии, а именно работы по дезактивации оборудования, помещений, строительных конструкций и территории, проводимые в условиях высоких радиационных полей, рекомендуется осуществлять в последовательности и методами, при которых коллективная доза персонала будет минимальна.
33. Для выполнения рекомендаций пункта 32 рекомендуется до начала выполнения работ разработать мероприятия по минимизации дозовых нагрузок на персонал, осуществляющий ликвидацию последствий аварии, с учетом рекомендаций данного раздела настоящего Руководства по безопасности.
34. В мероприятиях по минимизации дозовых нагрузок на персонал, осуществляющий ликвидацию последствий аварий, рекомендуется:
предусмотреть определение пространственного распределения радиоактивного загрязнения до выполнения работ по ликвидации последствий аварии;
определить набор работ (этапов работ), которые необходимо выполнить в ходе ликвидации последствий аварии;
определить предположительную длительность и методы выполнения каждой из этих работ (этапов работ);
расчетными методами оценить вклад каждого источника радиоактивного загрязнения в дозовые характеристики аварийной обстановки в местах осуществления работ (рекомендации по оценке вкладов источников радиоактивного загрязнения в дозовые характеристики аварийной обстановки в местах осуществления работ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности, а справочные данные для оценки влияния источника радиоактивного загрязнения на дозовые характеристики аварийной обстановки в местах осуществления работ приведены в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности);
определить возможность и способ использования дополнительных теневых защит на каждом рабочем месте;
для каждой из работ (этапов работ) определить значение "дозового критерия" завершения работ (ожидаемого "остаточного" уровня мощности дозы);
выполнить оценки значений коллективной дозы облучения персонала при всех возможных последовательностях выполнения отдельных работ (этапов работ) и определить такую последовательность, при которой коллективные дозовые нагрузки на персонал будут минимальны.
35. По мере выполнения работ по ликвидации последствий аварии рекомендуется с учетом динамики изменения радиационной обстановки в процессе реализации тех или иных мер по ликвидации последствий аварии своевременно корректировать мероприятия по минимизации дозовых нагрузок на персонал, осуществляющий ликвидацию последствий аварий, с целью оптимизации последовательности выполнения работ и минимизации коллективной дозы персонала.
36. При оперативной оценке корректности мер по защите персонала, осуществляемых на атомной станции, мер, рекомендуемых центрами технической поддержки атомным станциям, и мер, рекомендуемых атомными станциями лицам, ответственным за принятие решений о реализации мер по защите населения, рекомендуется оценивать корректность оцененных центрами технической поддержки радиусов зон радиоактивного загрязнения.
37. Корректность оцененных центрами технической поддержки радиусов зон радиоактивного загрязнения рекомендуется оценивать с помощью представленных в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности рекомендаций по оценке корректности определения зоны, в которой необходимо принятие неотложных решений по эвакуации в начальном периоде радиационной аварии.