РБ-084-13
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
МИНИМИЗАЦИЯ ВТОРИЧНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СХЕМ И ПУНКТОВ ДЕЗАКТИВАЦИИ В ЗОНАХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Дата введения 2013-07-11
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии. Методика организации транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязнения" (РБ-084-13) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований следующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
НП-015-12 "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции", утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2012 г. N 518 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27011);
НП-016-05 "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)", утвержденных постановлением Ростехнадзора от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2006 г., регистрационный N 7433; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006 г., N 12).
Содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций в части организации транспортных схем при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии.
Распространяется на объекты использования атомной энергии, относящиеся к I и II категориям по потенциальной радиационной опасности, согласно классификации, установленной санитарными правилами и нормативами СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденными постановлением Роспотребнадзора от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115; "Российская газета", 2010, N 210/1 (спец. выпуск)).
Применяется специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций в части организации транспортных схем при ликвидации последствий на объектах использования атомной энергии.
Разработано с учетом документов международных организаций (IAEA-TECDOC-955 "Generic assessment procedures for determining protective actions during a reactor accident", IAEA, Vienna, 1997; Method for the Development of Emergency Response Preparedness for Nuclear or Radiological Accidents, IAEA TECDOC-953, IAEA, Vienna (1997); Dangerous Quantities of Radioactive Material, EPR-D-VALUES (2006), IAEA, Vienna (2006); Criteria for Preparation and Evaluation of Radiological Emergency Response Plans and Preparedness in Support of Nuclear Power Plants, NUREG-0654 (FEMA REP 1), Rev. 1, U.S. Nuclear Regulatory Commission and Federal Emergency Management Agency, Washington, D.C., November 1980), a также с учетом отечественного опыта в области регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.
Выпускается впервые*.
________________
* Разработано коллективом авторов в составе: Строганов А.А., Курындин А.В., Шаповалов А.С., Орлов M.Ю. (ФБУ "НТЦ ЯРБ").
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии. Методика организации транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязнения" (РБ-084-13) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований следующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
НП-015-12 "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции", утвержденных приказом Ростехнадзора от 18.09.2012 г. N 518 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27011);
НП-016-05 "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)", утвержденных постановлением Ростехнадзора от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2006 г., регистрационный N 7433; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006 г., N 12).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций в части организации транспортных схем при ликвидации последствий аварий на объектах использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на ОИАЭ, относящиеся к I и II категориям по потенциальной радиационной опасности, согласно классификации, установленной санитарными правилами и нормативами СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденными постановлением Роспотребнадзора от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115; "Российская газета", 2010, N 210/1 (спец. выпуск) (далее - ОСПОРБ-99/2010).
4. Настоящее Руководство по безопасности применяется специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при оценке уровня аварийной готовности эксплуатирующих организаций в части организации транспортных схем при ликвидации последствий аварий на ОИАЭ.
5. Требования, установленные нормативными правовыми актами, приведенными в пункте 1 настоящего Руководства по безопасности, могут быть выполнены с использованием иных методов, чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных методов для обеспечения безопасности.
6. В случае возникновения на ОИАЭ тяжелой аварии с загрязнением территорий (аварии на атомных электростанциях, соответствующие категориям А01-А03 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, и аварии на предприятиях ядерного топливного цикла, соответствующие категориям A1-A3 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии), рекомендуется организация движения транспортных средств по путям сообщений (далее - транспортных схем) в соответствии с настоящим Руководством по безопасности.
7. В целях минимизации вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспортных средств при ликвидации последствий аварии на ОИАЭ в зависимости от категории аварии и/или от ожидаемых уровней облучения рекомендуется организация двузональной или трехзональной транспортной схемы.
8. Организация трехзональной транспортной схемы рекомендуется в случае возникновения на ОИАЭ аварии, приведшей к выбросу радиоактивных веществ в атмосферный воздух, при котором возможно облучение лиц из населения в дозах, превышающих уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство, установленные в санитарных правилах СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; "Российская газета", 2009, N 171/1) (далее - НРБ-99/2009).
9. Организация двузональной транспортной схемы рекомендуется при аварии на ОИАЭ при условии, что выбросы, обусловленные аварией, могут привести к облучению населения в дозах, превышающих уровень А для принятия неотложных решений об эвакуации населения в начальном периоде радиационной аварии, установленный в соответствии с требованиями НРБ-99/2009.
10. Для атомных электростанций в качестве критерия необходимости организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категории А01, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. В качестве критерия необходимости организации двузональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категориям А02-А03 в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
11. Для объектов ядерного топливного цикла в качестве критерия необходимости организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категории А1, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. В качестве критерия необходимости организации двузональной транспортной схемы рекомендуется принимать возникновение аварии, классифицируемой как авария, относящаяся к категориям А2-А3, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
12. Для трехзональной транспортной схемы рекомендуется устанавливать следующие транспортные зоны:
ближняя транспортная зона;
промежуточная транспортная зона;
транспортная зона общего пользования.
При этом внешняя граница ближней транспортной зоны совпадает с внутренней границей промежуточной транспортной зоны, транспортная зона общего пользования, в отличие от ближней и промежуточной транспортных зон, не ограничивается каким-либо внешним периметром, а внешняя граница промежуточной транспортной зоны совпадает с внутренней границей транспортной зоны общего пользования.
13. Для двузональной транспортной схемы рекомендуется устанавливать следующие транспортные зоны:
промежуточная транспортная зона;
транспортная зона общего пользования.
При этом внешняя граница промежуточной транспортной зоны совпадает с внутренней границей транспортной зоны общего пользования, а транспортная зона общего пользования не ограничивается каким-либо внешним периметром.
14. Границы транспортных зон для различных ОИАЭ рекомендуется устанавливать в соответствии с таблицей N 1 приложения N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
15. В связи с тем, что определение границ транспортных зон в виде окружностей весьма условно и может привести к неоднозначному толкованию границ зон, рекомендуется определить ориентиры на местности, которые будут четко и однозначно характеризовать границы указанных зон (например, река, дорога, лесная полоса).
16. После первоначального установления границ зон в соответствии с приложением N 1 к настоящему Руководству по безопасности по мере поступления данных радиационного мониторинга допускается проводить корректировку границ транспортных зон, установленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Руководства по безопасности.
17. В случае организации трехзональной транспортной схемы рекомендуется:
не допускать выезда транспорта из ближней транспортной зоны в промежуточную транспортную зону;
не допускать пересечения путей сообщения, назначенных для разных транспортных зон;
проводить в ближней транспортной зоне следующие мероприятия, направленные на снижение запыленности путей сообщения, а именно:
ограничение скорости движения транспорта пределом 30 км/час;
смыв пыли с путей сообщения или ее фиксацию специальными растворами;
фиксацию пыли на обочинах специальными растворами;
периодическую смену грунта, в случае необходимости, на обочинах с целью ограничения накопления значимых количеств радионуклидов на обочинах;
покрытие путей сообщения, в случае необходимости, новым покрытием (например, асфальтом);
расстановку по путям сообщения знаков, запрещающих съезд на обочину;
замену (при необходимости) транспортных средств, вышедших из эксплуатации, путем последовательного перевода необходимого количества ранее эксплуатируемых транспортных средств из промежуточной транспортной зоны в ближнюю транспортную зону с одновременным переводом такого же количества транспортных средств из транспортной зоны общего пользования в промежуточную транспортную зону.
18. На пересечениях границы ближней транспортной зоны и путей сообщения, ведущих к ОИАЭ, рекомендуется организация пунктов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей (разделенных на условно чистую и условно грязную зоны).
19. Установление пунктов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей наиболее целесообразно проводить в направлении, противоположном тому, в котором сформировался основной след радиоактивных выпадений, насколько это возможно c учетом наличия необходимых путей сообщения.
20. В случае если организация пункта дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей согласно пункту 19 настоящего Руководства по безопасности нецелесообразна по причине отсутствия путей сообщения, проходящих между ОИАЭ и границей ближней транспортной зоны, возможна организация пункта дезактивации и дозиметрического контроля на других участках границы ближней транспортной зоны, за исключением участка границы ближней транспортной зоны, расположенного на основном следе радиоактивных выпадений.
21. После прибытия транспортных средств в условно грязную зону пункта перегрузки грузов и пересадки людей рекомендуется проводить дезактивацию транспортных средств в случае, если расчетное допустимое время проведения планируемых работ, доставку к месту проведения которых планируется осуществлять в прибывшем транспортном средстве, ниже, чем время, необходимое для их проведения.
22. Расчет допустимого времени проведения планируемых работ рекомендуется осуществлять по следующей формуле:
, (1)
где - допустимый уровень планируемого повышенного облучения, установленный в соответствии НРБ-99/2009;
- измеренная в транспортном средстве мощность эффективной дозы внешнего облучения;
- измеренная в месте проведения планируемых работ мощность эффективной дозы внешнего облучения;
- время, необходимое для достижения транспортным средством места проведения планируемых работ.
23. Дезактивацию транспортного средства рекомендуется проводить в пункте дезактивации с использованием технических средств, позволяющих минимизировать количество радиоактивных отходов.
24. Рекомендуется разработать организационно-технические меры, обеспечивающие наиболее быструю пересадку людей из транспортных средств условно грязной зоны в транспортные средства условно чистой.
25. В точках пересечения путей сообщения границ промежуточной транспортной зоны и транспортной зоны общего пользования рекомендуется организация постов дезактивации, дозиметрического контроля, зон перегрузки грузов и пересадки людей, за исключением путей сообщения, совпадающих с направлением пути прохождения облака выброса.
26. На постах дезактивации и дозиметрического контроля, находящихся между промежуточной транспортной зоной и транспортной зоной общего пользования, рекомендуется осуществлять контроль за поверхностной загрязненностью транспортных средств на предмет превышения допустимых уровней загрязнения, установленных в нормативных правовых актах, а в случае, если это невозможно, рекомендуется не допускать выезда транспортных средств из промежуточной транспортной зоны.
27. Рекомендуется составить карту радиоактивного загрязнения ближней и промежуточной транспортных зон с учетом следующих подходов:
промежуточная транспортная зона разбивается на участки, ограниченные шестнадцатью секторами и окружностями с радиусами, кратными 5 км;
ближняя транспортная зона разбивается на участки, ограниченные шестнадцатью секторами и окружностями с радиусами, кратными 1 км.
Рекомендуемая индексация участков карты радиоактивного загрязнения и примеры карт радиоактивного загрязнения ближней и промежуточной транспортных зон приведены в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.