Методические рекомендации по проверке выполнения основных правил учета и контроля ядерных материалов
1. Методические рекомендации по проверке выполнения основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 373, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 года N 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 года, регистрационный N 23845), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12)" (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 года N 255 (зарегистрированы Минюстом России 17 августа 2012 года, регистрационный N 25210).
2. Методические рекомендации устанавливают порядок проверки требований к системе учета и контроля ЯМ, установленных Основными правилами.
3. В тексте Методических рекомендаций приведены номера и названия разделов и номера пунктов Основных правил.
Сокращения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Пункты 1-3, 5, 7 Основных правил содержат общие положения, проверка данных пунктов не описывается в рамках данных Методических рекомендаций.
5. Проверка пункта 4 Основных правил осуществляется при проверке учетных документов по пунктам 72-74 Основных правил.
6. Проверка пункта 6 Основных правил осуществляется при проведении проверок учета ЯМ по пунктам 19 и 20.
7. По пунктам 8-10 Основных правил проверяется, что в организации установлены и документально оформлены ЗБМ, для каждой ЗБМ установлена и документально оформлена категория ЯМ и определены КТИ.
Критерием выполнения является наличие:
в Положении по учету и контролю ЯМ в организации (или в отдельном документе) описания всех ЗБМ, их категорий, форм ЯМ в ЗБМ, периодичность проведения ФИ, информации о возможных местах образования потерь (или отсутствии таких мест), определение физических границ ЗБМ (отсутствие их пересечений и "вложений" ЗБМ друг в друга);
письма из Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") о регистрации указанных ЗБМ с присвоением соответствующих кодов;
в описании ЗБМ перечня КТИ для каждой ЗБМ, определения КТИ для всех видов измерений (подтверждающих, учетных, расчетных методик, определения потерь и другие). Необходимо обратить внимание на то, что если перечень и описание КТИ приведено в отдельном документе, то в описании ЗБМ дана ссылка на этот документ.
Необходимо обратить внимание на то, что если описание ЗБМ приведено в отдельном документе, то в Положении по учету и контролю ЯМ в организации дана ссылка на этот документ.
8. Проверка пункта 11 осуществляется при проверке применения СКД к ЯМ по пунктам 12 и 32 Основных правил.
9. По пункту 12 проверяется, что любые учетные данные о количестве ЯМ основаны на результатах учетных измерений или применения расчетных методик.
Если учетные данные получены на основе результатов расчетов, то проверяется, что расчетные методики основаны на результатах экспериментальных исследований и имеются документально оформленные результаты расчетов. Проверяется, что расчетные методы применимы для данных условий и позволяют использовать их в тех условиях и для тех ЯМ, для которых выполняется расчет.
Если учет ведется по данным, указанным в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, то проверяется, что отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ. В том случае если для УЕ с ЯМ отсутствуют примененные СКД, либо применение СКД не может подтвердить отсутствие несанкционированного доступа, то для таких ЯМ проверяется выполнение либо подтверждающих измерений, результаты которых подтверждают учетные данные, либо учетных измерений.
10. Проверка пункта 13 осуществляется при проверке внесения изменений в учетные документы после выгрузки ЯМ из активной зоны реактора по пункту 23 Основных правил.
11. По пункту 14 проверяется, что при ФИ были проверены все ЯМ в ЗБМ. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что при любой ФИ, включая внеплановые, в ЗБМ проверяются все ЯМ.
Критерием проверки является то, что любая ФИ в ЗБМ проводится по всем ЯМ в ЗБМ.
12. По пункту 15 проверяется, что расследование по установлению наличия или отсутствия аномалии в учете и контроле ядерных материалов производится при каждом обнаружении факта:
расхождений документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ;
превышения значений ИР установленных критериев;
расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ;
расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ.
Результаты расследования аномалии в учете и контроле ядерных материалов оформляются документально.
13. По пункту 16 проверяется, что организация представляет отчеты в области учета и контроля ЯМ в сроки, по формам и правилам, введенным в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Проверяется, что отчеты организации по срокам, форме и по правилам заполнения соответствуют действующим на момент проверки требованиям, установленным Госкорпорацией "Росатом".
14. По пункту 17 проверяется, что в учетных документах отсутствуют исправления без указания даты исправления и лица, внесшего исправления, исправления, внесенные не в соответствии с установленным в организации порядком. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что отсутствуют исправления, которые не позволяют прочесть ошибочную запись, внесенные сплошным многократным зачеркиванием, методом подчистки записей, использованием белого или иного цвета корректора, маркера и другое.
Необходимо обратить внимание на требования к внесению исправлений, установленные документами самой организации, если в документах организации установлен такой порядок.
15. По пункту 18 проверяется, что отсутствуют любые исправления в отчетных документах, что при наличии ошибок в отчетных документах исправления в них вносились путем предоставления нового отчетного документа или корректирующего отчета, в котором могут быть указаны только те записи, которые подлежат исправлению.
16. По пункту 19 проверяется, что в организации учет ведется по всем ЯМ, подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки обращается внимание на то, что в организации осуществляется учет и контроль всех ЯМ, в случае если превышены минимальные количества.
При проверке организаций, в которых не создана система учета и контроля ЯМ и имеющиеся ЯМ учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, проверяется, что не превышены минимальные количества (минимальные количества приведены в приложении N 3 к Основным правилам), в том числе по всей сумме или совокупности ЯМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил.
Если в организации установлена система учета и контроля ЯМ, то при проверке необходимо обратить внимание на то, что весь ЯМ в организации находится на учете в ЗБМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил. В организации не может находиться ЯМ, не стоящий на учете в ЗБМ, также ЯМ не может находиться и за пределами ЗБМ, за исключением случаев транспортирования ЯМ при передачах.
Проверяется, что в случае, когда тяжелая вода находится в виде УЕ, а не в составе реакторной установки, то дейтерий в тяжелой воде стоит на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом следует учитывать, что если тяжелая вода из УЕ начинает использоваться в реакторной установке, то дейтерий в такой тяжелой воде может быть снят с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ.
17. По пункту 20 проверяется следующее:
уран и торий, выделенные из руды, ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ после выделения (если организация обращается с рудой, в состав которой входят уран или торий);
все ЗРИ с массой ЯМ в единичном ЗРИ превышающей минимальное количество, указанное в приложение N 3 к Основным правилам, стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если в организации есть два ЗРИ, один с массой 14 г плутония, а второй с массой 16 г плутония, то первый может стоять на учете в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, а второй должен стоять на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ;
изделия, содержащие обедненный уран и предназначенные для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, учитываемые только в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, используются по назначению. При этом следует учитывать, что для таких изделий не применяется критерий по минимальному количеству (то есть в составе изделия из обедненного урана, предназначенного для радиационной защиты, стоящего на учете только в системе государственного учета РВ и РАО, может быть более 500 кг обедненного урана). Если данные изделия не планируются к дальнейшему использованию как носитель изотопов водорода или в качестве радиационной защиты, то такой материал не подпадает под данное исключение из системы учета и контроля ЯМ. Также проверяется, что в таких изделиях не используется природный или обогащенный уран, иначе данное исключение не применяется;
при выделении урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 из облученных продуктов, а также выделении америция-241 из плутония данные материалы (нуклиды) ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ;
ЯМ при переводе в категорию РАО снимаются с учета только после передачи соответствующих РАО в пункт хранения РАО, а до этого стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом должны выполняться все действующие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и документы организации по переводу ЯМ в РАО. Также проверяется, что из хранилищ РАО, куда переданы такие РАО, невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий.
18. По пункту 21 проверяется, что ЯМ в организации снимаются с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ только после:
использования для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, после передачи организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения. Соответственно, до использования или передачи ЯМ должны стоять на учете;
изготовления ЗРИ или ОРИ и передачи ЗРИ или ОРИ на склад готовой продукции или отправке потребителю. При этом для любого такого ЗРИ, в котором ЯМ снимается с учета, должно выполняться правило, что масса ЯМ в единичном ЗРИ меньше минимального количества. Если суммарная масса ЯМ в передаваемых ОРИ, ЯМ в которых снимается с учета, превышает минимальное количество ЯМ, то такие ОРИ не могут быть сняты с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если передается партия из 14 ОРИ, в каждом по 1 г плутония, то данная партия может передаваться как РВ. Если передается партия из 20 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то такая партия должна передаваться как ЯМ;
использования для изготовления изделий, предназначенных для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, обедненный уран снимается с учета только после передачи таких изделий на склад готовой продукции или отправки получателю.
19. Проверка пункта 22 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72-74 Основных правил.
20. По пункту 23 проверяют, что расчет изменения количества ЯМ в облученных продуктах (накопление плутония и выгорание урана и урана-235) происходит после выгрузки таких продуктов из активной зоны реактора. Проверяется, что для каждой перегрузки (или извлечения ЯМ из активной зоны) реактора происходит такой расчет. Для реакторов бассейнового типа перемещение ЯМ из активной зоны в другую часть бассейна также считается как выгрузка из активной зоны.
Необходимо убедиться, что массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.
21. Проверка пункта 24 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72-74 Основных правил.
22. По пункту 25 проверяется, что ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, были поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях, а ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения были поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор.
23. По пункту 26 проверяется, что при превышении минимальных количеств ЯМ по любому из ЯМ или по их сумме в организации создана система учета и контроля ЯМ. Превышением считается, если в любой момент времени по организации, с учетом исключений, указанных в пункте 20 Основных правил, в сумме находится количество ЯМ больше минимального количества, указанного в приложении N 3 к Основным правилам.
Так, если по учетным документам в организацию в декабре поступило 10 г плутония, в феврале 7 г плутония, а в марте 10 г плутония отправлены из организации, то с момента получения плутония массой 7 г весь плутоний в организации должен учитываться в системе государственного учета и контроля ЯМ.
При проверке необходимо обратить внимание на то, что если организация обращается с ОРИ с ЯМ и в организации нет других ЯМ, то ЯМ в ОРИ поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при превышении суммарной массы ЯМ в ОРИ минимальных количеств. Если же организация имеет другие ЯМ, то ЯМ в ОРИ в такой организации поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки учитывается, что:
если в организации есть 10 ОРИ по 1 г плутония и нет других ЯМ, то эти ОРИ ставятся на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 16 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то все такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если АЭС имеет 3 ОРИ по 1 г плутония, то такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если в организации имеется 300 кг обедненного урана, то такой уран может стоять на учете в системе учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 300 кг обедненного урана и 20 г плутония, то и обедненный уран и плутоний ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Данные проверки осуществляются с учетом исключений, разрешенных в пункте 20 Основных правил.
24. По пунктам 27 и 28 проверяется правильность установления категорий ЯМ в ЗБМ. При проверке необходимо обратить вниманием на то, что категория ЯМ устанавливается по максимальному количеству ЯМ в ЗБМ с учетом всех поступлений и отправок и совокупности ЯМ. Например, если по учетным документам в ЗБМ организации в любой момент времени одновременно находилось два килограмма диоксида плутония, а на момент проверки находится один килограмм диоксида плутония и один килограмм был отправлен из ЗБМ, то максимальное количество диоксида плутония, одномоментно находившегося в ЗБМ, составляет два килограмма, следовательно, данная ЗБМ соответствует 3-й категории. Если в ЗБМ находится одновременно один килограмм диоксида плутония и два килограмма урана с обогащением 90%, то общая масса по совокупности ЯМ в ЗБМ будет 3,8 килограмма, что соответствует 2-й категории.
25. По пункту 29 проверяется, что при проведении ФИ ЯМ выполняются следующие требования: