Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 26262-3-2014 Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 3. Стадия формирования концепции

Приложение В
(справочное)

     
Анализ опасностей и оценка рисков

B.1 Общие положения

В настоящем приложении представлен общий подход, реализуемый в методе анализа опасностей и оценки рисков. Примеры, приведенные в В.2 (тяжесть последствий), В.3 (вероятность воздействия) и В.4 (управляемость), являются демонстрационными и не являются исчерпывающими.

В рассматриваемом аналитическом подходе риск R дописывается как функция F от частоты появления опасного события f, от способности предотвратить конкретный вред или ущерб путем своевременной реакции причастных лиц или управляемости С и от потенциальной тяжести последствий, полученного вреда или ущерба S:

.


Частота появления опасного события f, в свою очередь, зависит от нескольких факторов. Одними из рассматриваемых факторов являются частота и длительность нахождения людей в ситуации, когда вышеупомянутое опасное событие может произойти. В настоящем стандарте используется более простая мера - вероятность сценария вождения, в котором может произойти опасное событие (называется - воздействие и обозначается E). Еще одним фактором является интенсивность отказов устройства, которые могут привести к опасному событию (частота отказов, ). Частота отказов характеризуется опасными случайными отказами технических средств и систематическими ошибками, которые остались в системе:

.


Метод анализа опасностей и оценки рисков используется для установления требований к устройству с целью предотвращения неоправданного риска.

Значения УПБА, полученные в результате анализа опасностей и оценки рисков, определяют минимальный набор требований к устройству, выполнение которых обеспечивает управление или снижение вероятности случайных отказов аппаратных средств, а также предотвращение систематических ошибок. Интенсивность отказов устройства не считается априорной (при оценке риска), поскольку неоправданный остаточный риск можно избежать путем реализации результирующих требований безопасности.

Подстадия анализа опасностей и оценки рисков состоит из трех представленных ниже шагов.

a) Анализ ситуации и идентификация опасности (см. 7.4.2). Целью анализа ситуации и идентификации опасностей является выявление случаев возможного непреднамеренного поведения устройства, которые могут привести к опасному событию. Деятельность, связанная с анализом ситуаций и идентификацией опасностей, требует четкого определения устройства, его функциональности и его границ. Она основана на знании поведения устройства, поэтому информация о детальном проекте устройства не обязательно должна быть известна.

Пример - Факторы, учитываемые при анализе ситуации и идентификации опасности, могут включать в себя:

- сценарии использования транспортного средства, например, вождение с высокой скоростью, вождение в городе, парковка, вождение во внедорожных условиях;

- условия внешней среды, например, сцепление с поверхностью дороги, боковой ветер;

- разумно предсказуемое правильное и неправильное использование водителем автомобиля; а также

- взаимодействие между действующими системами.

b) Классификация опасных событий (см. 7.4.3). Схема классификации опасности включает в себя определение степени тяжести последствий, вероятности воздействия и управляемости, связанных с опасностями событий устройства. Тяжесть последствий представляет собой оценку потенциального вреда в конкретной ситуации вождения, в то время как вероятность воздействия определяется соответствующей ситуацией. Управляемость оценивает, насколько легко или трудно для водителя или других участников дорожного движения избежать конкретный тип аварии в конкретной оперативной обстановке. Для каждой опасности, в зависимости от количества связанных с ней опасных событий, классификация приведет к одной или более комбинации из тяжести последствий, вероятности воздействия и управляемости.

c) Определение значения УПБА (см. 7.4.4). Определение необходимого уровня полноты безопасности автомобиля.

B.2 Примеры тяжести последствий

В.2.1 Общие положения

Возможные травмы в результате опасного события оцениваются для водителя, пассажиров и людей вокруг автомобиля или лиц, находящихся вблизи автомобиля, чтобы определить класс тяжести последствий для данной опасности. Затем, используя эту оценку, определяется соответствующий класс тяжести последствий, например, как показано в таблице В.1.


Таблица В.1 - Примеры классификации тяжести последствий

Класс тяжести последствий (см. таблицу 1)

S0

S1

S2

S3

Ссылка на одиночные травмы (из шкалы
УШП)

УШП 0 и с вероятностью менее 10% УШП 1-6;

Повреждения, которые не могут быть классифицированы как связанные с безопасностью

С вероятностью более 10% УШП 1-6 (и не S2 и S3)

С вероятностью более 10% УШП 3-6 (и не S3)

С вероятностью более 10% УШП 5-6

Примеры

- Удары с объектами придорожной инфраструктуры.

- Наезд на придорожные столбы, ограждения и т.д.

- Легкое столкновение.

- Легкое повреждение при скользящем ударе.

- Повреждение в процессе парковки.

- Съезд с дороги без столкновения или опрокидывания

- Боковой удар с узким неподвижным объектом, например, столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) с очень низкой скоростью.

- Боковое столкновение с легковым автомобилем (например, повреждение в зоне салона автомобиля) с очень низкой скоростью.

- Заднее/переднее столкновение с другим легковым автомобилем с очень низкой скоростью.

- Столкновение с взаимным минимальным проникновением (10%-20%) транспортных средств.

Переднее столкновение (например, в заднюю часть впереди идущего автомобиля, полуприцепа грузового автомобиля и т.п.) без повреждения пассажирской зоны

- Боковой удар с узким неподвижным объектом, например, столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) с низкой скоростью.

- Боковое столкновение с легковым автомобилем (например, повреждение в зоне салона автомобиля) с низкой скоростью.

- Заднее/переднее столкновение с другим легковым автомобилем с низкой скоростью.

- Наезд на пешехода/велосипедиста при совершении поворота (на перекрестках и улицах города)

- Боковой удар с узким неподвижным объектом, например столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) со средней скоростью.

- Боковое столкновение с легковым автомобилем (например, повреждение в зоне салона автомобиля) со средней скоростью.

- Заднее/переднее столкновение с другим легковым автомобилем со средней скоростью.

- Наезд на пешехода/велосипедиста (например, на 2-х полосной дороге).

- Переднее столкновение (например, в заднюю часть впереди идущего автомобиля полуприцепа грузового автомобиля и т.д.) с повреждением пассажирской зоны


В таблице В.1 приводятся примеры последствий, которые могут возникнуть для данной опасности и соответствующий класс тяжести для каждого последствия.