Анализ опасностей и оценка рисков
B.1 Общие положения
В настоящем приложении представлен общий подход, реализуемый в методе анализа опасностей и оценки рисков. Примеры, приведенные в В.2 (тяжесть последствий), В.3 (вероятность воздействия) и В.4 (управляемость), являются демонстрационными и не являются исчерпывающими.
В рассматриваемом аналитическом подходе риск R дописывается как функция F от частоты появления опасного события f, от способности предотвратить конкретный вред или ущерб путем своевременной реакции причастных лиц или управляемости С и от потенциальной тяжести последствий, полученного вреда или ущерба S:
.
Частота появления опасного события f, в свою очередь, зависит от нескольких факторов. Одними из рассматриваемых факторов являются частота и длительность нахождения людей в ситуации, когда вышеупомянутое опасное событие может произойти. В настоящем стандарте используется более простая мера - вероятность сценария вождения, в котором может произойти опасное событие (называется - воздействие и обозначается E). Еще одним фактором является интенсивность отказов устройства, которые могут привести к опасному событию (частота отказов, ). Частота отказов характеризуется опасными случайными отказами технических средств и систематическими ошибками, которые остались в системе:
.
Метод анализа опасностей и оценки рисков используется для установления требований к устройству с целью предотвращения неоправданного риска.
Значения УПБА, полученные в результате анализа опасностей и оценки рисков, определяют минимальный набор требований к устройству, выполнение которых обеспечивает управление или снижение вероятности случайных отказов аппаратных средств, а также предотвращение систематических ошибок. Интенсивность отказов устройства не считается априорной (при оценке риска), поскольку неоправданный остаточный риск можно избежать путем реализации результирующих требований безопасности.
Подстадия анализа опасностей и оценки рисков состоит из трех представленных ниже шагов.
a) Анализ ситуации и идентификация опасности (см. 7.4.2). Целью анализа ситуации и идентификации опасностей является выявление случаев возможного непреднамеренного поведения устройства, которые могут привести к опасному событию. Деятельность, связанная с анализом ситуаций и идентификацией опасностей, требует четкого определения устройства, его функциональности и его границ. Она основана на знании поведения устройства, поэтому информация о детальном проекте устройства не обязательно должна быть известна.
Пример - Факторы, учитываемые при анализе ситуации и идентификации опасности, могут включать в себя:
- сценарии использования транспортного средства, например, вождение с высокой скоростью, вождение в городе, парковка, вождение во внедорожных условиях;
- условия внешней среды, например, сцепление с поверхностью дороги, боковой ветер;
- разумно предсказуемое правильное и неправильное использование водителем автомобиля; а также
- взаимодействие между действующими системами.
b) Классификация опасных событий (см. 7.4.3). Схема классификации опасности включает в себя определение степени тяжести последствий, вероятности воздействия и управляемости, связанных с опасностями событий устройства. Тяжесть последствий представляет собой оценку потенциального вреда в конкретной ситуации вождения, в то время как вероятность воздействия определяется соответствующей ситуацией. Управляемость оценивает, насколько легко или трудно для водителя или других участников дорожного движения избежать конкретный тип аварии в конкретной оперативной обстановке. Для каждой опасности, в зависимости от количества связанных с ней опасных событий, классификация приведет к одной или более комбинации из тяжести последствий, вероятности воздействия и управляемости.
c) Определение значения УПБА (см. 7.4.4). Определение необходимого уровня полноты безопасности автомобиля.
B.2 Примеры тяжести последствий
В.2.1 Общие положения
Возможные травмы в результате опасного события оцениваются для водителя, пассажиров и людей вокруг автомобиля или лиц, находящихся вблизи автомобиля, чтобы определить класс тяжести последствий для данной опасности. Затем, используя эту оценку, определяется соответствующий класс тяжести последствий, например, как показано в таблице В.1.
Таблица В.1 - Примеры классификации тяжести последствий
Класс тяжести последствий (см. таблицу 1) | ||||
S0 | S1 | S2 | S3 | |
Ссылка на одиночные травмы (из шкалы | УШП 0 и с вероятностью менее 10% УШП 1-6; | С вероятностью более 10% УШП 1-6 (и не S2 и S3) | С вероятностью более 10% УШП 3-6 (и не S3) | С вероятностью более 10% УШП 5-6 |
Примеры | - Удары с объектами придорожной инфраструктуры. | - Боковой удар с узким неподвижным объектом, например, столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) с очень низкой скоростью. | - Боковой удар с узким неподвижным объектом, например, столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) с низкой скоростью. | - Боковой удар с узким неподвижным объектом, например столкновение с деревом (повреждение в зоне пассажира) со средней скоростью. |
В таблице В.1 приводятся примеры последствий, которые могут возникнуть для данной опасности и соответствующий класс тяжести для каждого последствия.