БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Требования к реагированию на инциденты

Safety in emergencies. Management in emergencies. Requirements for incident response



ОКС 03.100.01

Дата введения 2015-04-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ "ВНИИ ГОЧС" (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2014 г. N 457-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22320:2011* "Гражданская защита. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты" (ISO 22320:2011 "Societal security - Emergency management - Requirements for incident response", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В последние годы произошло множество бедствий, террористических актов и других крупных чрезвычайных ситуаций, которые показали важность эффективного реагирования для спасения жизни людей, снижения наносимого ущерба, а также обеспечения минимально необходимого уровня непрерывности жизнеобеспечивающих социальных функций. К таким функциям относятся оказание медицинской помощи, спасение людей, обеспечение населения водой и продовольствием, электроэнергией и топливом. Если в прошлом реагирование на инциденты осуществлялось на уровне отдельной страны, региона или организации, то сегодня и в будущем необходим межгосударственный и межорганизационный подход. Эта необходимость обусловлена взаимосвязями и взаимозависимостью органов власти, неправительственных, коммерческих и промышленных организаций во всем мире.

Настоящий стандарт позволяет государственным и частным организациям, осуществляющим реагирование на инциденты, расширить свои возможности по ликвидации всех видов чрезвычайных ситуаций (например, кризисов, техногенных аварий и природных бедствий). Многочисленные функции реагирования на инциденты распределены между организациями и учреждениями, причем частный сектор и государство имеют разные уровни ответственности. Таким образом, всем участвующим сторонам требуется руководство по подготовке и осуществлению эффективного реагирования на инциденты. Настоящий международный стандарт устанавливает минимальные требования, позволяющие участвующим организациям обеспечить наибольшую эффективность совместных действий.

Для эффективного реагирования на инцидент необходимо структурированное командование и управление, а также координация и сотрудничество для обеспечения согласованного взаимодействия, осуществления процессов командования и эффективного информационного обмена между организациями, ведомствами и другими сторонами, участвующими в реагировании.

Межорганизационная, межрегиональная или межгосударственная помощь в реагировании на инциденты должна соответствовать потребностям пострадавшего населения и быть культурно приемлемой. Поэтому крайне важно участие общественности в разработке и осуществлении мер реагирования на инцидент. От участвующих организаций требуется способность действовать сообща независимо от географических и административных границ.

Требования к информации, а также требования к процессу и структуре управления информацией позволяют разработать технические решения, которые обеспечат максимальную способность к взаимодействию в соответствии с потребностями в обмене информацией в ходе реагирования на инциденты.

Эффективную программу по обеспечению готовности к инцидентам и управлению непрерывностью деятельности можно реализовать с помощью ISO/PAS 22399 и регулярного проведения многосторонних учений.

Настоящий стандарт может использоваться отдельно или совместно с другими стандартами, разработанными ИСО/ТК 223 "Гражданская защита".

     1 Область применения

        Настоящий стандарт содержит минимальные требования к эффективному реагированию на инцидент, а также основы командования и управления, оперативного информирования, координации и сотрудничества в рамках организации, осуществляющей реагирование на инцидент. В настоящем стандарте рассматриваются организационные структуры и процедуры командования и управления, поддержка принятия решений, их прослеживаемость, управление информацией, а также оперативная совместимость.

В настоящем стандарте установлены требования к оперативной информации для реагирования на инциденты, которые определяют процессы, методы работы, сбора и управления данными в целях получения своевременной, существенной и точной информации. Настоящий стандарт поддерживает процесс командования и управления, а также координацию и сотрудничество как внутри самой организации, так и вне ее, с другими участвующими сторонами и устанавливает требования к координации и взаимодействию между организациями.

Настоящий стандарт применим к любым организациям (частным, общественным, государственным или некоммерческим), участвующим в обеспечении готовности к инцидентам или реагировании на инциденты на международном, национальном, региональном или местном уровне, в том числе к организациям, которые:

a) занимаются предупреждением инцидентов и обеспечением устойчивости к ним;

b) осуществляют руководство реагированием на инциденты;

c) разрабатывают нормативные документы и планы по командованию и управлению,

d) развивают межведомственную/межорганизационную координацию и сотрудничество в области реагирования на инциденты,

e) разрабатывают информационные и коммуникационные системы для реагирования на инциденты;

f) проводят исследования в области реагирования на инциденты и разрабатывают модели данных для обеспечения взаимодействия;

g) изучают влияние человеческого фактора в реагировании на инциденты;

h) отвечают за связи и взаимодействие с населением.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 22300, Societal security - Terminology (Гражданская защита. Терминология)

     3 Термины и определения


Применительно к настоящему документу используются термины и определения, данные в ISO 22300, а также приведенные ниже.

3.1 командование и управление (command and control): Деятельность, включающая в себя принятие решений, направленных на достижение поставленных целей, оценку ситуации, планирование, обеспечение выполнения решений и контроль результата.

Примечание - Этот процесс непрерывно воспроизводится.

3.2 система командования и управления (command and control system): Система, которая обеспечивает эффективное управление всеми имеющимися силами и средствами в процессе обеспечения готовности к инциденту и реагированию на него, непрерывного функционирования и/или восстановления.

3.3 сотрудничество (cooperation): Процесс совместной работы или совместных действий ради общих интересов и ценностей, осуществляемый на основе соглашения.

Примечание - Организации заключают соглашения или иным образом договариваются о предоставлении своих ресурсов для реагирования на инциденты, но сохраняют независимость своей внутренней иерархической структуры.

3.4 координация (coordination): Способ осуществления различными организациями (государственными или частными) или подразделениями одной и той же организации совместной работы или деятельности, направленной на достижение общей цели.

Примечания

1 Координация позволяет взаимоувязать усилия участвующих в реагировании сторон (включая общественные, частные организации, правительственные органы), обеспечив согласованное реагирование на инцидент для достижения общей цели, и координировать действия посредством прозрачного информационного обмена в части деятельности по реагированию на инцидент.

2 Все организации участвуют в этом процессе для того, чтобы согласовать общую цель реагирования на инцидент, а также принять и реализовать план действий с помощью данного процесса выработки решений на основе консенсуса.

3.5 менеджмент чрезвычайных ситуаций (emergency management): Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Примечание - Как правило, для предотвращения событий, дестабилизирующих и/или нарушающих деятельность, для обеспечения готовности к ним, реагирования и последующего восстановления в менеджменте чрезвычайных ситуаций используют тот же подход, что и в менеджменте риска.

3.6 командование при инциденте (incident command): Часть организационной структуры реагирования на инцидент.

Примечание - Командование при инциденте - это процесс, осуществляемый в командных структурах, развертываемых при реагировании на инцидент.

3.7 готовность к инциденту (incident preparedness): Деятельность по подготовке к реагированию на инцидент.

3.8 реагирование на инцидент (incident response): Действия, направленные на устранение причин надвигающейся опасности и/или уменьшение последствий потенциально дестабилизирующих или деструктивных событий, а также на восстановление нормальной обстановки.

3.9 информация (information): Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления.

3.10 оперативная информация (operational information): Информация, рассматриваемая и анализируемая в определенном контексте для обеспечения понимания обстановки и ее возможного развития.

3.11 организация (organization): Группа лиц и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры - Компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, индивидуальный предприниматель, ассоциация, агентство, а также их подразделения и объединения.

Примечания

1 Распределение, как правило, бывает упорядоченным.

2 Организация может быть государственной или частной.

3 Данное определение действительно для стандартов качества системы управления. В Руководстве ИСО/МЭК 2 термин "организация" определен иначе.

[ISO 9000:2005, определение 3.3.1]

4 Организация может быть постоянно действующей или временной, созданной специально для выполнения конкретной ограниченной задачи.

     4 Требования к командованию и управлению

     4.1 Общие положения


Основными задачами командования и управления являются:

a) постановка и актуализация целей и задач реагирования на инциденты;

b) определение служебных функций, обязанностей и взаимоотношений;

c) установление правил, ограничений, графиков и планов;

d) обеспечение соблюдения правовых норм и защиты гражданской ответственности;

e) мониторинг, оценка и доклад обстановки и ее развития;

f) регистрация ключевых решений и оснований для их принятия;

g) управление силами и средствами;

h) распространение информации;

i) принятие и доведение решений;

j) контроль выполнения принятых решений.

Если в реагировании на инциденты участвуют несколько организаций или различные подразделения одной организации, то:

- необходимо добиваться согласия между участвующими организациями в отношении общих целей;

- структуры и процессы должны обеспечивать возможность принятия оперативных решений на возможно более низком уровне, а возможность координации и поддержки - на самом высоком необходимом уровне;