Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
ГОСТ Р 55899-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы кризисного менеджмента

Guidelines for the justification and development of crisis management system standards



ОКС 01.120

        03.100.01

03.120.10

Дата введения 2014-09-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2267-ст.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Стандарты на системы менеджмента все больше используются по всему миру организациями всех типов и размеров. Чтобы эти стандарты оставались полезными, заслуживали внимания, они должны отражать существующие потребности рынка и быть совместимыми для облегчения их применения.

Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, вопросов их экономической стоимости и эффективности. В результате ИСО разработало Руководство ИСО/МЭК 72:2001 по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента как дополнительное указание к Директивам ИСО/МЭК.

Задачей настоящего стандарта является оказание помощи тем, кто вовлечен в написание стандартов на системы кризисного менеджмента, новых или пересмотренных, гарантируя при этом, что эти стандарты удовлетворяют критериям коммерческой своевременности и совместимости. Используя этот стандарт организации могут разрабатывать стандарты на системы кризисного менеджмента, которые удовлетворяют потребностям рынка, не допуская разработку стандартов, являющихся излишне обременительными и сложными.

Для достижения конкурентоспособности и преимуществ на современном рынке предприятиям необходимо уметь управлять стратегией деятельности. Конечная цель стратегии деятельности - это получение продукта, соответствующего запросам потребителей, и увеличение прибыли компании. Следовательно, стратегия деятельности предусматривает наличие цели и средств ее достижения. Что будет целью, а что средствами, зависит от тех шагов, которые сделают менеджеры, позиционируя компанию на рынке. Решение, где и как разместить ресурсы, в конечном счете определяет, сумеет ли организация добиться победы на рынке.

Важно уметь предвидеть возможные изменения, создавать и использовать их в своих интересах. Так чем же организация может манипулировать, чтобы заставить изменения работать на себя? Все это воплощается в трех разновидностях стратегии: инновационной, обновления и постепенного совершенствования.

Во время кризиса и в период преодоления его последствий существенно усиливается роль стратегического менеджмента, который будет включать прямые вмешательства и решительное стратегическое лидерство в направлении, которое заранее невозможно предопределить, а также может включать изменение позиции всей организации, поэтому менеджмент в условиях кризиса должен осуществляться высшим руководством.

Следует делать различия между кризисным менеджментом и менеджментом непрерывности бизнеса (МНБ) предприятия.

Непрерывность бизнеса - это важнейшая функция управления для снижения последствий каскадных воздействий и потенциальной возможности перерастания их в кризис. Непрерывность бизнеса не относится к менеджменту в условиях кризиса и не подчиняется ему. Они являются взаимодополняющими видами деятельности в более широком корпоративном контексте. Менеджмент непрерывности бизнеса не может гарантировать, того что все потенциальные кризисы будут перехвачены и остановлены. Способность организации осуществлять менеджмент в условиях кризиса, при отсутствии в этой области достаточных инвестиций и недостаточности стратегического МНБ, может привести к уязвимости организации в кризисный период.

В более широком контексте можно предположить, что МНБ является частью кризисного менеджмента и должен перерасти в кризисный менеджмент в случае наступления кризиса.

В связи с этим менеджмент в условиях кризиса должен решать проблемы, не поддающиеся управлению в рамках методов МНБ, вне зависимости от степени их развития.

Настоящий стандарт также следует использовать для обеспечения совместимости и согласованности стандартов на системы кризисного менеджмента, имея в виду теми организациями, которые желают содействовать комбинированному применению этих стандартов.

Предприятия, разрабатывающие стандарты на системы кризисного менеджмента для собственных целей, должны поддерживать их целостность. Они могут организовать свою работу по секторам и давать дальнейшие указания и методы для разработки узкоспециализированных стандартов, относящихся к их области деятельности.

Настоящий стандарт согласован с положениями Руководства ИСО/МЭК 72:2001 "Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента".

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает:

- обоснование и определение стоимости предложенного проекта стандарта на систему кризисного менеджмента в целях оценки его коммерческой пригодности;

- руководящие указания по методологии (процессу) разработки и поддержанию (пересмотру и изменению) стандартов на системы кризисного менеджмента с целью обеспечить совместимость и улучшить согласованность;

- руководящие указания по терминологии, структуре и общим элементам в стандартах на системы кризисного менеджмента с целью обеспечить совместимость, а также улучшить согласованность и облегчить использование.

Настоящий стандарт является дополнением к процедурам технической работы и методологии разработки национальных стандартов и стандартов предприятий.

В настоящем стандарте различают следующие три типа стандартов на системы менеджмента (ССМ):

- Тип А: стандарты требований к системе менеджмента, как общие, так и узкоспециальные.

- Тип В: стандарты руководящих указаний системы менеджмента, как общие, так и узкоспециальные.

- Тип С: стандарты, связанные с системой менеджмента.

Хотя настоящий стандарт нацелен главным образом на разработку ССМ типа А, но оно в равной степени применимо к ССМ типа В.

Настоящий стандарт применим также к ССМ типа С, за исключением положений, указанных в п.7.3, относящихся к структуре ССМ и общим элементам.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в критических условиях, также используют системы менеджмента, которые наиболее подходят для их целей и адаптированы под конкретные цели деятельности предприятия.

Настоящий стандарт предназначен для использования всеми организациями, которые разрабатывают требования к системам кризисного менеджмента, стандарты руководящих указаний и стандарты, имеющие отношение к системе менеджмента, что позволит им:

- определять и понимать проблемы и трудности менеджмента в условиях кризиса со стратегической точки зрения;

- оценивать последствия для организации;

- принимать меры по улучшению готовности организации к менеджменту в условиях кризиса.

Настоящий стандарт могут также использовать организации, разрабатывающие стандарты на международном, региональном и национальном уровне, которые рассматривают или уже разрабатывают стандарт на систему менеджмента и/или сопоставимые документы.

Следует подчеркнуть, что настоящий стандарт не является интегрированным стандартом на систему кризисного менеджмента. Он предназначен, прежде всего, для разработчиков стандартов.

Настоящий стандарт также будет полезен регулирующим органам, осуществляющим разработку соответствующих технических регламентов и применяющим стандарты на системы менеджмента для целей регулирования.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь;

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство".

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение.*

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и определения, установленные в Руководстве 2 ИСО/МЭК, ГОСТ Р 54147-2010, ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ Р ИСО 14050-2009, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система менеджмента: Система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Примечание

1. Организации применяют системы менеджмента, чтобы разработать свою политику и привести ее в действие через цели и задачи, используя:

- организационную структуру, где определены роли, ответственность, полномочия и т.д. персонала;

- систематические процессы и связанные с ними ресурсы для достижения целей и задач;

- методы измерения и оценки деятельности на соответствие целям и задачам и обратную связь по результатам, используемым для планирования улучшения системы;

- анализ процесса, чтобы обеспечить решение проблем, понять и реализовать возможности для улучшения в случае их обоснования.

2. Каждая организация располагает всеобъемлющей системой менеджмента (подтвержденной документально или нет), используя которую устанавливают, достигают и управляют целями организации.

3.2 Стандарты на системы менеджмента

3.2.1 Тип А: стандарт требований к системе менеджмента: Стандарт, который предназначен обеспечивать рынок подходящими техническими условиями системы менеджмента организации и демонстрировать ее способность удовлетворять внутренним и внешним требованиям (например, путем оценки этой способности внутренней или внешней стороной).

Примеры

- Стандарты (технические условия) требований к системе менеджмента.

- Стандарты требований к узкоспециализированной системе менеджмента.

3.2.2 Тип В: стандарт руководящих указаний для системы менеджмента: Стандарт, который предназначен помогать организации внедрять или совершенствовать ее систему менеджмента путем дополнительного руководства по элементам стандарта требований к системе менеджмента или отдельного руководства, не являющегося равнозначным для этого стандарта требований.

Примеры

- Руководство по использованию стандартов требований к системе менеджмента.

- Руководство по созданию системы менеджмента.

- Руководство по внедрению/совершенствованию системы менеджмента.

- Стандарты руководящих указаний для узкоспециализированной системы менеджмента.

3.2.3 Тип С: стандарт, связанный с системой менеджмента: Стандарт, который предназначен предоставлять дополнительную информацию по специальным частям системы менеджмента или руководство по соответствующим вспомогательным инструментам в дополнение к стандартам на системы менеджмента.

Примеры

- Документы по терминологии системы менеджмента.

- Стандарты по аудиту, документированию, инструктированию, измерению и оценки стоимости работ.

- Стандарты по маркированию и оценке жизненного цикла.

3.3 семейство стандартов на системы менеджмента (серия ССМ): Набор требований к системе менеджмента и стандартов руководящих указаний (п.п.3.2.1 и 3.2.2) и связанные с ними стандарты (п.3.2.3), разработанные тем же техническим комитетом.

3.4 проект стандарта на систему менеджмента (проект ССМ): Проект начальной разработки, рассмотрения, пересмотра или добавления новых частей стандартов требований и руководящих указаний на систему менеджмента (п.п.3.2.1 и 3.2.2), а также связанных стандартов (п.3.2.3).

3.5 совместимость (стандартов): Пригодность аналогичных стандартов для совместного использования при определенных условиях, при которых выполняются уместные требования, не вызывая недопустимого противоречия.