ГОСТ ISO 3776-3-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы и машины сельскохозяйственные
ПОЯСНЫЕ РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
Часть 3
Требования к сборочным узлам
Tractors and machinery for agriculture. Seat belts. Part 3. Requirements for assemblies
МКС 65.060.10
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
(Поправка. ИУС N 3-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 марта 2014 г. N 165-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 3776-3-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 3776-3:2009* "Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 3. Требования к сборочным узлам" ("Tractors and machinery for agriculture - Seat belts - Part 3: Requirements for assemblies", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2022 год, введенная в действие с 12.10.2021
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт устанавливает требования к поясным ремням безопасности для операторов сельскохозяйственных тракторов (далее - тракторы) и самоходных сельскохозяйственных машин (далее - машины).
Примечание - Ремни безопасности, соответствующие требованиям раздела 6 UNECE R16:2000 (кроме п.6.4) или требованиям SAE J386, считаются соответствующими требованиям настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):
ISO 3411, Earth-moving machinery - Physical dimensions of operators and minimum operator space envelope (Машины землеройные. Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора)
ISO 3776-1, Tractors and machinery for agriculture - Seat belts - Part 1: Anchorage location requirements (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 1. Требования к расположению креплений)
ISO 3776-2:2007, Tractors and machinery for agriculture - Seat belts - Part 2: Anchorage strength requirements (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Ремни безопасности. Часть 2. Требования к прочности креплений)
________________
Заменен на ISO 3776-2:2013.
ASTM B117, Standard practice for operating salt spray (fog) apparatus (Стандартный метод испытания солевым туманом)
ASTM D756:1993, Practice for determination of weight and shape changes of plastics under accelerated service conditions (Метод определения изменения веса и формы пластика под нагрузкой)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 крепление (anchorage): Средство передачи сил, действующих на ремень безопасности, на конструкцию трактора или машины.
3.2 проскальзывание (creep): Величина непреднамеренного удлинения застегнутого ремня безопасности, вызванного движением трактора или машины, сиденья и оператора.
3.3 устройства (hardware): Любая металлическая или пластиковая деталь ремня безопасности.
3.3.1 пряжка и застежка (buckle and latch plate): Устройства для застегивания ремня безопасности
3.3.2 крепежные устройства (attachment hardware): Устройства, передающие нагрузку и предназначенные для крепления гибкой части ремня безопасности к неподвижным частям трактора или машины или промежуточным частям, например втягивающие устройства, наконечники, болты, шпильки, гайки и другие средства крепления, за исключением компонентов, постоянно установленных на тракторе или машине.
Примечание - Если ремень безопасности крепится к сиденью оператора, сиденье оператора не считается крепежным устройством.
3.3.3 регулировочные устройства (adjustment hardware): Устройства, позволяющие регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей оператора и положения сиденья. Регулировочные устройства могут быть частью пряжки, втягивающих устройств или любой частью ремня безопасности.
3.4 застегнутый ремень безопасности (loop): Ремень безопасности застегнутый так, как он будет застегнут оператором при использовании.
3.5 полиэстеровая нить (polyester yarn): Нить, скрученная из полиэтиленового терефталата.
3.6 втягивающее устройство (retractor): Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.
3.7 скручивание (roping): Свойство материала сворачиваться вдоль своей длины, принимая форму веревки (каната) взамен исходной формы.
3.8 ремень безопасности (seat belt assembly): Ремень, включающий любую пряжку, регулятор длины, ограничитель и крепление, который застегивается вокруг тазовой части тела оператора для обеспечения его безопасного положения во время работы и в случае опрокидывания трактора или машины.
4.1.1 Индивидуальное использование ремня
Ремень безопасности должен быть сконструирован для единовременного использования только одним оператором.
4.1.2 Расстегивание
Ремень безопасности должен быть оборудован пряжкой или застежкой, доступной оператору, и обеспечивающей легкое и быстрое расстегивание ремня одним движением одной руки, в том числе в перчатке. Конструкция пряжки должна минимизировать возможность случайного расстегивания из-за движений оператора, инерции или внешних сил. Пряжка должна соответствовать требованиям 4.3 и 4.4.
4.1.3 Регулировка
Ремень безопасности должен быть снабжен саморегулирующимся или легко регулируемым устройствами, находящимися в зоне досягаемости оператора. Регулировка до комфортно подтянутого состояния должна выполняться для всех положений операторов среднего роста по ISO 3411.
4.1.4 Проскальзывание
4.1.4.1 Общее
Два ремня безопасности одного типа с регулировочными устройствами должны быть испытаны по 4.1.4.2 и 4.1.4.3.
Проскальзывание ремня в каждом регулировочном устройстве не должно превышать 25 мм.
Общее проскальзывание ремня во всех регулировочных устройствах не должно превышать 40 мм.
4.1.4.2 Условия испытания
Ремни, подвергаемые испытанию на проскальзывание, выдерживают в течение не менее 24 часов при температуре окружающей среды (20±5)°С и относительной влажности (65±5)%. Испытания следует проводить при температуре окружающей среды от 15°С до 30°С. Испытательный стенд должен соответствовать показанному на рисунке 1 для испытаний 1 и 2.
4.1.4.3 Метод испытания
Перед началом испытания следует выполнить 20 циклов возвратно-поступательного движения, описанного в перечислении с) для устранения начальной ненатянутости. Перед измерением проскальзывания отмечают положение ремня в каждом регулировочном устройстве.
a) Ремни устанавливают в соответствии с рисунком 1 для испытаний 1 и 2.
b) К нижнему концу каждого ремня крепят груз массой 5 кг. Если имеется свободный конец, который является резервом лямки, то его не следует прикреплять или прижимать к лямке, находящейся под нагрузкой.
c) Верхний конец ремня приводят в возвратно-поступательное движение с общей амплитудой (300±20) мм.
d) Следует обеспечить, чтобы на испытательном стенде лямка, выходящая из регулировочного устройства, в ослабленном положении полностью прилегала к блоку в форме тела оператора.
e) Следует обеспечить перемещение груза вертикально таким образом, чтобы не допустить раскачивания груза и скручивания ремня.
f) Испытания проводят в объеме 1000 циклов частотой 0,5 цикла в секунду и общей амплитудой (300±20) мм. Нагрузку в 5 кг прилагают лишь в течение времени, соответствующего перемещению на (100±20) мм для каждого полупериода (см. рисунок 1).
g) Измеряют величину проскальзывания лямки ремня в каждом регулировочном устройстве.
1 - начальное положение; 2 - направляющая груза; 3 - максимальное перемещение точки 2; 4 - натянутое положение; 5 - начальное положение точки 2; 6 - пряжка; 7 - дуга перемещения (минимум 30 циклов); 8 - металлическая поверхность; 9 - перемещение точки 1; 10 - начальное положение точки 1; 11 - крепление к возвратно-поступательно движущейся части стенда; 12 - зафиксированная поверхность
Рисунок 1 - Испытательный стенд для испытаний на проскальзывание
4.1.5 Разрывное усилие
4.1.5.1 Метод испытания
Все части трех ремней безопасности должны быть испытаны.