ГОСТ ISO 10265-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
МАШИНЫ НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ
Эксплуатационные требования и методы испытаний тормозных систем
Earth-moving machinery. Crawler machines. Performance requirements and test procedures for braking systems
МКС 53.100
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Испытательный центр "Центральный научно-испытательный полигон строительных и дорожных машин" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 7-2019).
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10265:2008* Earth-moving machinery - Crawler machines - Performance requirements and test procedures for braking systems (Машины землеройные. Машины на гусеничном ходу. Эксплуатационные требования и методы испытаний тормозных систем).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 127 "Машины землеройные" Международной организации по стандартизации (ISO) и утвержден Европейским комитетом по стандартизации CEN в качестве европейского стандарта без внесения изменений.
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.
Перевод с английского языка (en).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - идентичная (IDT).
Разработанный стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2014 г. N 170-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 10265-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт устанавливает минимальные эффективные требования и единообразные методы испытания для обеспечения оценки рабочей, резервной и стояночной тормозных систем землеройных машин на гусеничном ходу.
Настоящий стандарт применим к самоходным гусеничным машинам, как определено в ISO 6165, включая производные землеройных машин с резиновыми гусеницами и максимальной расчетной скоростью 20 км/ч.
Настоящий стандарт не распространяется на машины, определенные в ISO 17063, или на колесные машины, оснащенные шинами. Гусеничные машины с максимальной конструктивной скоростью более 20 км/ч должны соответствовать требованиям ISO 3450.
Примечание - Для гусеничных машин, используемых в подземных работах, могут быть другие региональные или местные требования к тормозным системам.
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок - последнее издание ссылочного документа.
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 6014:1986 Earth-moving machinery - Determination of ground speed (Машины землеройные. Определение скорости движения)
ISO 6016:1998 Earth-moving machinery - Methods of measuring the masses of whole machines, their equipment and components (Машины землеройные. Методы измерения массы машин в целом, их оборудования и узлов)
ISO 9248:1992 Earth-moving machinery - Units for dimensions, performance and capacities and their measurement accuracies (Машины землеройные. Единицы измерения размеров, эксплуатационных показателей производительности и допуски на измерения)
ISO 10266:1992 Earth-moving machinery - Determination of slope limits for machine fluid systems operation - Static test method (Машины землеройные. Определение предельных значений угла наклона при эксплуатации гидравлических систем машин. Статический метод испытаний)
ISO 10968:2004 Earth-moving machinery - Operator's controls (Машины землеройные. Органы управления, используемые оператором)
ISO 15998 Earth-moving machinery - Machine-control systems (MCS) using electronic components - Performance criteria and tests for functional safety (Землеройные машины. Системы управления с использованием электронных компонентов. Критерии эффективности и испытания на функциональную безопасность)
_______________
Будет опубликован.
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тормозные системы
3.1.1 тормозная система (brake system): Все элементы, совместное действие которых останавливает и (или) удерживает машину на месте. Тормозная система включает орган (органы) управления, устройство для приведения в действие тормоза, тормоз (тормоза) и элементы, соединяющие тормоз с гусеницей.
3.1.2 рабочая тормозная система (service brake system): Основная система, используемая для остановки и удержания машины на месте.
3.1.3 резервная тормозная система (secondary brake system): Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа в работе тормозной системы.
3.1.4 стояночная тормозная система (parking brake system): Система, обычно используемая для удержания остановленной машины в неподвижном состоянии.
3.2 элементы тормозной системы (brake system components)
3.2.1 орган управления (control): Элемент, непосредственно включаемый оператором для создания усилия, тормозного сигнала или команды торможения, передаваемой тормозу (тормозам).
3.2.2 система включения тормоза (brake actuation system): Все элементы между органом (органами) управления тормозом (тормозами), связывающие их функционально.
3.2.3 тормоз (brake): Элементы, которые непосредственно прикладывают усилие, противодействующее движению машины.
Примечание - Тормоза могут быть, например, фрикционными, электрическими, с регенеративным устройством, гидростатическими или иных жидкостных типов.
3.3 тормозная (замедляющая) сила (brake retarding force): Тормозящая (замедляющая) или удерживающая сила, обусловленная действием тормозной системы и трением качения, но исключая любое тормозящее влияние двигателя.
Примечание - На практике это сила, измеренная вдоль линии, соединяющей реальную испытываемую машину с буксирующей машиной или устройством.
3.4 общая составная часть (common component): Составная часть, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.5 масса машины (machine mass ): Эксплуатационная масса машины, которая включает наиболее тяжелое по массе сочетание кабины, навеса, устройств для защиты оператора, со всеми их составными частями и элементами крепления, а также рабочего оборудования, рекомендованного изготовителем машины, массы оператора и полного объема заправляемых жидкостей в соответствии c ISO 6016.
Примечание - Масса гусеничных машин (оборудованных ковшами, бункерами, грейфером для стандартного перемещения и погрузки) должна включать полезную нагрузку.
3.6 преодолеваемый уклон с углом (slope capability ): Уклон, определяемый углом от 17° до 45°, который устанавливает критерии эффективности тормозной системы для конкретной машины, указанные изготовителем для перемещения или работы между 17° и 45°.
3.7 обратная тяга (back throttling): Действие приложенной минимальной прямой или обратной силы гидростатической или аналогичной движущей приводной системы, чтобы удерживать машину в неподвижном состоянии на уклоне.
3.8 регулируемое торможение (modulated braking): Возможность непрерывно и постепенно увеличивать и уменьшать тормозное усилие посредством работы органом управления тормозной системы (ручного, ножного, комбинированного тормоза/замедление или других вариантов).
3.9 максимальная скорость на ровной поверхности (maximum machine level surface speed): Максимальная скорость, определяемая в соответствии с ISO 6014 или его эквивалентом.
3.10 производные землеройные машины (derivative earth-moving machine): Разновидность (модель) землеройной машины - это возможная комбинация из разработанных отдельных конфигураций и компоновок иных землеройных машин (например, замена на экскаваторе-погрузчике четырех отдельных резиновых гусениц четырьмя колесами).
3.11 безопасное состояние (safe state): Состояние, в котором управляемое оборудование, процессы или системы автоматически или вручную остановлены или переключены в режим предотвращения неожиданных движений или потенциально опасного выпуска запасенной энергии после нарушения нормальной работы системы управления машиной.
3.12 гидростатическая система привода (hydrostatic drive system): Замкнутый контур гидравлической системы для приведения в движение и для торможения машины.
3.13 эффективность торможения на уклоне (brake slope capability): Максимальный уклон, заявленный изготовителем машины, на котором рабочие тормоза способны остановить машину, а также рабочий или стояночный тормоз способны удержать машину в неподвижном состоянии, при любом минимальном заявленном значении уклона.
4.1.1 Функции
Все машины должны быть оборудованы: